Татьяна Смирнова
Тренинг для родителей «Наказание: польза или вред?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для родителей.
«Наказание : польза или вред?»
Цель тренинга : познакомить родителей с различными типами воспитания детей раннего возраста.
Ход тренинга :
-Нужны ли запреты?
-Каким должно быть наказание?
Известно, что готовых рецептов не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребёнок в том или ином случае.
Публикация «Тренинг для родителей „Наказание: польза или вред?“» размещена в разделах
У ребёнка представления о мире ещё не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребёнка,- помочь ориентироваться в ещё непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто если не взрослый, защитит ребёнка, предостережёт от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных «нельзя» и «можно». Чтобы научить этому детей, взрослым самим нужно отлично в этом разбираться.
Анализ методов воспитания.
Ведущий: Как вы обычно добиваетесь послушания? Передавайте игрушку по кругу и называйте ваши собственные, а также возможные способы наказания (все способы записываются на доске) :
- шлёпают;
- ставят в угол;
- пугают;
- лишают развлечений, сладкого, подарков;
- используют окрики;
- переключают внимание;
- используют игровые приёмы и т. д.
Давайте попробуем по ролям проиграть ситуацию, касающуюся наказания. Ситуация такая: вы идёте по улице с ребёнком, и он захотел, чтобы вы что-то ему купили. Вы не можете этого сделать. Причины могут быть разные: нет денег, это что-то из еды, а скоро обед и т. д. Малышу это не нравится, и он начинает капризничать всё сильнее и сильнее, проще говоря, не слушается. Как вы поступите в этой ситуации?
(В зависимости от выбранного типа наказания предлагается проанализировать метод с точки зрения его значения для развития личности ребёнка.)
Негативные формы наказания.
Ведущий: Кто-нибудь помнит себя в детстве? Расскажите, пожалуйста, самое яркое (в плохом смысле, т. е. обидное, грустное) наказание того времени. За что вас наказали? Как это сделали? И какие чувства вы при этом испытывали? (Унижение; обида ; страх; вина; ощущение что не любят, отвергают; горе; ответная агрессия; растерянность и пр.)
Такие методы как физическое наказание, окрики, лишение общения, попытки напугать ребёнка, унижают его достоинство, лишают доверия к взрослому, заставляют почувствовать себя не любимым, ущербным и в конечном итоге могут стать источником невротических реакций. В результате таких воздействий взрослый, преследуя благую цель – развить положительное качество у ребёнка, на самом деле может нанести вред его личностному развитию и психическому здоровью.
Положительные выходы из ситуации.
Ведущий: Верным выходом из сложившейся ситуации может быть использование в общении с ребёнком таких методов, как:
- стараться объяснить, уговорить;
- переключить внимание;
- использовать игровые приёмы;
- не обращать внимания на капризы ребёнка, отойти в сторону, чтобы он видел, что его поведение на вас не оказывает влияния.
Эти методы эффективны и положительны по своим последствиям, так как ребё нок:
- не испытывает унижения, обиды, страха, не теряет контакта с взрослым;
- получает положительные образцы действий;
- проявляет собственную инициативу;
- сохраняет положительное самоощущение и пр.
(Если при проигрывании ситуации родители изначально использовали метод с негативными формами наказания, то применяется сценарий с положительными выходами из ситуации. Если родители изначально предложили положительный вариант, то просто проводится беседа.)