Виктория Жигалова
Тренинг для родителей «Психологическая готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители, я рада вас всех видеть. Сегодня мы собрались для того, чтобы снова поговорить о готовности детей к школе. Прошу вас выйти ко мне, встать в кружок.
Предлагаю поиграть с мячом и ответить на вопрос: какие эмоции или ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «школа»?
(-ответы родителей).
Публикация «Тренинг для родителей „Психологическая готовность к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Мы услышали совершенно разные ответы. И это правильно, ведь школа - это не только новый этап для детей, но и для родителей. Кто-то уже оправлял своих старших детей в школу, для кого-то это впервые. У кого-то этот этап пройдет незаметно, а у других могут возникнуть трудности.
Присаживайтесь на стульчики.
СЛАЙД 2. Напомню, что готовность к школе включает в себя : физиологическую готовность, педагогическую, психологическую.
Физиологической и педагогической готовности детей к школе было посвящено первое собрание, которое провела Ольга Михайловна в начале года. Сегодня мы подробно остановимся на психологической готовности.
СЛАЙД 3. Психологическая готовность к школе включает в себя : мотивационную, волевую, коммуникативную, интеллектуальную готовность ребенка.
У вас есть знания о школе, которые складываются из личного опыта. Все вы ходили в школу и уже знаете, что это такое. При этом даже у вас эмоции и воспоминания разные - у одних положительные, у других не очень.
А у наших детей представления о школе складываются на основе знаний, которые даем им мы с вами – взрослые (родители, воспитатели, старшие братья и сестры).
Сейчас я вам предлагаю вытянуть по одному листочку. На них написаны высказывания. Прочитайте, пожалуйста, и озвучьте свое мнение - согласны вы или нет.
- Я хочу в школу, чтобы найти новых друзей;
- Я хочу в школу, потому что там не нужно спать;
-Я хочу в школу, чтобы учиться;
-Я хочу в школу, потому что там нужно быть только до обеда;
- Я хочу в школу, получать пятёрки;
- Я хочу в школу, узнать много нового;
- Я хочу в школу, потому что смогу ходить туда один;
- Я хочу в школу, научиться читать и писать.
(родители читают и говорят свое мнение).
Как вы думаете, что ваши дети думают о школе? Хотят ли они в школу?
(-ответы родителей).
А давайте посмотрим, что говорят наши дети.
СЛАЙД 4. Видео с ответами детей.
СЛАЙД 5. Вот такие разные ответы!
Ребенок может не хотеть в школу, а может хотеть, но мотив сформирован не правильный, т. е. он хочет в школу не учиться, а например, чтобы не спать днем. Сейчас мы увидели, что наши дети хотят в школу и у них есть мотивация, но у всех ли она верная?
Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь - это, прежде всего труд.
В детском саду, мы даем необходимые знания и представления о школе, но опыт родителей, для ребенка, имеет очень важное значение.
Поэтому рассказывайте ребенку о своей школе. Расскажите о школьных друзьях, покажите ваши школьные фотографии. Ребёнку это будет не только интересно, но и полезно. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека
А сейчас, прошу вас подойти к столам. Смотрите, на столах лежат рукавички. На рукавичках написаны имена. Вам нужно, чтобы рукавичка с именем вашего ребенка попала к вам в руки. Но при этом вам нельзя разговаривать друг с другом.
Пожалуйста, выбирайте рукавичку. (Играет музыка)
Хорошо! Все нашли имя своего ребенка? Теперь положите все рукавички на стол. Я их перемешаю.
Вам нужно снова найти свою рукавичку, но теперь вы можете общаться.
(Играет музыка)
СЛАЙД 6 Присаживайтесь на места. Скажите, как было проще найти рукавичку?
(-ответ родителей).
Конечно, намного проще, когда вы общались.
И это о коммуникативной готовности ребенка к школе.
Коммуникативнвя готовность ребенка к школе - это готовность к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе.
Она проявляется в гармоничном взаимодействии с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. То есть ребенок должен научиться сопереживать, поддерживать ровесников, уважительно относиться к взрослым и сверстникам, но в то же время, при необходимости, мог отстоять свою точку зрения. Личный пример, безусловно, играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. Разговаривайте со своми детьми, читайте им книги о дружбе, добре. Напоминайте правила поведения и общения со взрослыми. Ведь эти элементарные вещи очень важны для наших детей.
Приглашаю вас немного поиграть.
На столе стоят стаканы с водой.
Давайте возьмем по стакану в руки. Вытяните руку со стаканом вперед. Легко(-да)
Давайте подержим подольше. А пока, предлагаю поиграть в игру, в которую мы играем с ребятками. «Назови школьную принадлежность». Задача: назвать как можно больше принадлежностей.
Скажите, ваши ощущения изменились? (да, стало тяжело держать стакан)
Согласна! Мне тоже стало трудно. Давайте поставим наши стаканы и вернемся на места.
Эта игра направлена на проявление волевых качеств.
Сначала было легко. Но со временем становилось тяжелее, согласны?
Рука стала уставать. Что вам хотелось сделать, когда рука устала?
(-поставить стакан)
А кому то может вовсе хотелось его бросить.
Но вы взрослые люди и у вас сформированы эмоционально-волевые качества, которые не позволили вам этого сделать.
Эмоционально-волевая готовность к школе является важной стороной психологической готовности к школе. У детей такие качества еще формируются, но они необходимы для обучения в школе. Поясню: у ребят поменяется режим дня, у них будет сразу несколько уроков подряд и время их увеличится - это для них ново и непиривычно. Они должны научиться управлять своим поведением, организовывать рабочее место и поддерживать порядок, стремится преодолевать трудности.
А теперь предлагаю вам немножко погрузиться в детство и сделать снежинки. На столах лежит все необходимое: бумага, ножницы, карандаши.
Попрошу каждого сделать снежинку.
СЛАЙД 7 Музыка и падающие снежинки.
Все готовы? Давайте посмотрим все ваши снежинки. Красота!
СЛАЙД 8 Вам всем была дана одинаковая задача - сделать снежинки.
Далее каждый из вас продумал, что вам понадобится, что нужно сделать в первую очередь – сложить бумагу и так далее.
То есть вы проанализировали задачу и построили план действий. И, благодаря этому достигли результата.
Планирование своей деятельности, это тоже важный компонент волевой готовности к школе. Ребята должны уметь ставить перед собой цель, уметь планировать свою деятельность и доводить ее до результата.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца. Для этого нужны определё нные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
У нас остался еще один критерий психологической готовности к школе, это интеллектуальная готовность.
Интеллектуальная готовность включает в себя уровень развития всех психических процессов : мышление, память, внимание, восприятие. Подробно вы разговаривали об этом с Ольгой Михайловной в начале года, поэтому повторяться мы не будем.
У меня есть на доске школа. Я хочу вас попросить, если вы узнали для себя что то новое, полезное, зажгите свет в окошечке (прикрепите желтый квадратик, если ничего нового и полезного вы не вынесли, оставьте окошечки без света.
Хочется выразить вам благодарность за нашу прекрасную встречу, за сегодняшнюю активную работу. И, конечно, очень радостно видеть столько окошек в нашей школе, в которых загорелся сегодня свет. Спасибо!