Виктория Ширяева
Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога»
Цель: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния, профилактика неврозов.
Задачи:
1. Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью позитивного проговаривания.
2. Профилактика эмоционального выгорания, чрез релаксацию и саморегуляцию.
Публикация «Тренинг для учителей „Психологическое благополучие педагога“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3. Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения.
4. Научение способам здоровьесберегающих технологий.
5. Знакомство с идеологией позитивной педагогики.
Упражнение 1. «Рукопожатие»
Цель: настроить группу на позитивный лад.
Ход упражнения.
Участникам предлагается походить по кругу и поздороваться, как можно с большим количеством участников тренинга и пожелать того, что необходимо данному участнику в этот момент.
Упражнение 2. «Моё любимое качество»
Цель: диагностика состояния группы на момент начала тренинга.
Ход упражнения.
Педагогам предлагается разделиться на пары и сесть друг напротив друга. Ведущий зачитывает по очереди три позитивных качества. В паре необходимо обсудить какое качество из перечисленных большего всего подходит каждому из пары и почему. В кругу обсуждается, в каких парах качества совпали.
мудрость, надёжность, настойчивость;
активность, бескорыстие, вежливость;
сила воли, скромность, смелость;
самозабвенность, тактичность, терпеливость;
невозмутимость, обаяние, общительность.
Упражнение 3.
Цель: снятие усталости
Ход упражнения. Участники садятся в круг.
Ведущий: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».
Ведущий раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, Ведущий тоже принимает участие в упражнении).
«Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару, Ведущий спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».
Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.
В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.
После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.
Упражнение 4. «Релаксация»
Сядьте поудобнее. Если хотите, закройте глаза и дышите медленно и глубоко. Мы с вами уже попробовали несколько методик расслабления. Сегодня попробуем новую. Расслабиться можно, заставив себя осознанно почувствовать процесс дыхания. Попробуем сделать это прямо сейчас. Не старайтесь дышать как-то по-особому, просто сосредоточьте свое внимание на том, как входит через нос холодный воздух и выходит теплый. (Пауза 20 секунд). Сосредоточьтесь на воздухе, проходящем через ваш мозг, наружу, внутрь, наружу. Постарайтесь ни о чем не думать. Если вам все же приходит в голову какая-нибудь мысль, не старайтесь отгонять ее прочь, просто проговорите ее про себя и как бы отложите в сторону, а потом опять сосредоточьтесь на дыхании еще на одну минуту.
А теперь откройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Оглядитесь вокруг».
Приемы снижения стрессового состояния
Ведущий: Предлагаю вам способы снижения стрессового состояния.
1. «Массаж»
- Наиболее распространённым типом массажа является массаж Шиацу, также известный как точечный массаж. В человеческом теле есть 15 точек, воздействие на которые оказывает целебный эффект и позволяет справиться с напряжением.
- Постукивания кончиками пальцев по лицу. Задействованы указательный, средний и безымянный пальцы обеих рук. В области глаз постукивания должны быть более быстрыми.
- Поглаживания в области лба по направлению от бровей к корням волос. Задействованы те же пальцы.
- Поглаживание выступающей части щек. Движение выполняется теми же пальцами в направлении от носа к вискам.
- Кончиками среднего и безымянного пальца поглаживаем средние части щек от центра верхней губы к ушам.
- Поглаживание нижних частей щек и подбородка кончиками указательного, среднего и безымянного пальца. Движемся в направлении от подбородка к ушам. Чтобы массировать правую сторону было удобнее, нужно повернуть голову влево. Соответственно для массажа левой стороны – вправо.
Упражнение 5 «Ассоциации с игрушкой»
Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.
Ход упражнения.
Учителям предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.
Упражнение 6. «Я самая обаятельная и привлекательная!»
- Глядя в зеркало, произнесите «Какая я молодец! Я самая обаятельная и привлекательная!»
с предложенной вам (на листочках) интонацией (с восторгом, с легкой иронией, спокойно, удивленно, со строгостью, с трепетом, по-детски, с восхищением, с уважением, с нежностью, с убеждением, критично, ласково, весело, игриво). Зеркало передаем по кругу.
Вариант: каждый участник должен рассказать о себе, начиная со слов «Какая я молодец! Я самая обаятельная и привлекательная!»
(Рефлексия)
Завершение: Притча «Зеркальный храм»
Много сотен лет назад одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель. Поднялась по ступенькам храма, вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.
Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма.
Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака. Она также поднялась по ступеням храма, вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она покинула храм с уверенностью, что мир полон дружелюбных собак.
Мир является только отражением нас самих, если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков.