Альбина Набиева
Тренинг-консультация для воспитателей Тема: «Толерантность в условиях многонационального окружения»
▼ Скачать + Заказать документы
Провели: Набиева А. М. Рудакова А. В.
ГБОУ СОШ № 2051 кор. №2 «Почемучки»
Москва 2015
Актуальность
Предметом изучения становится проблема формирования национального самосознания, которая решается в условиях многонационального общества. Интерес к этой проблеме определяется актуальностью существования межнационального мира и заинтересованностью в изучении культурного и этнического многообразия России.
Публикация «Тренинг-консультация для воспитателей Тема: „Толерантность в условиях многонационального окружения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Таким образом, педагогам необходимо овладеть теоретическими основами современной педагогической деятельности, практикой работы в новых условиях развития системы образования. Всё это возможно при грамотной организации процесса непрерывного образования педагогических кадров и современного методического сопровождения.
Цель и задача:
• Выявить сущность понятия «толерантность», дать характеристику этому понятию.
• Развивать умение преодолевать стереотипы, умение принимать иную точку зрения.
• Способствовать развитию критичности мышления у педагогов.
• Размышлять над вопросами, развивать рефлексию.
• Способствовать проявлению педагогами профессиональной компетентности в организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Форма методической работы и этапы проведения
Тренинг «Ваше чувство»
Провести беседу с педагогами и ответить на вопросы, выявить основные черты толерантности, и по возможности оценить степень своей толерантности.
• «Какое чувство вы испытываете когда вас спрашивают о национальности?»
• Влияет ли национальность на ваше отношение к человеку?
• Считаете ли вы правильным, что в паспорте не ставят национальность?
• Надо ли знать и обращать внимание на национальность детей в группе?
• Нужно ли формировать у детей толерантность в детском саду?
• Согласны ли Вы с утверждением о том, что каждая нация должна жить на своей исторической территории?
• Имеет ли для вас значение национальность собеседника?
• Испытываете ли вы дискомфорт, находясь в окружении лиц другой национальности?
• Сможете ли вы легко пойти на контакт с людьми другой религии?
Защищенность. Упражнение «Колокол».
• Оцениваем степень своего доверия к коллективу. Каждый участник должен побывать в центре круга, закрыть глаза и постараться расслабиться, остальные участники аккуратно покачивают центрового участника.
• Толерантный человек обычно склонен доверять коллективу. Интолерантный человек чаще испытывает ощущение постоянной угрозы. Он опасается своего социального окружения и даже себя.
Ответственность. Упражнение «Гармония».
• Оцениваем грани своей ответственности. Участники разбиваются на пары, встают спинами друг к другу, в этой позиции надо присесть до пола и встать без помощи рук. Выполнение упражнения возможно только при равном распределении усилий (ответственности).
• Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них.
Авторитаризм. Упражнение - тест «Тройка знаменитостей».
• Каждый участник тренинга должен написать имена трёх знаменитостей.
• Толерантным личностям более свойственно называть артистов, учёных. Интолерантные личности называют, как правило, имена лидеров имевших власть над другими людьми.
Потребность в определенности. Упражнение «Солнечный круг».
• Участники встают в круг, переплетаясь руками, с любыми участниками, кроме ближайших соседей. Необходимо распутаться, не расцепляя рук за определённое время.
• Для интолерантных есть только два сорта людей — плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.
Ориентация на себя. Упражнение «Нанайские мальчики».
• Участники разбиваются на пары, опираясь друг на друга ладошками, ноги чуть расставлены, твёрдо стоят на полу. Двигая только рукам надо найти слабые стороны соперника и заставить его сойти с места. (Задаётся вопрос участникам «Почему ты (он) победил (проиграл?».
• Толерантные люди склонны винить себя,интолерантные окружающих.
Подведение итога:
• Оценка тренинга и своего состояния. (раздать опросные бланки –прил. №1)
• Участники высказывают пожелания и предложения.
• Раздать памятки. (прил. №2)
Приложени № 1 (Опросник)
Анкета участника тренинга
ФИО ___
Должность___
Дата проведения тренинга ___
Поставьте, пожалуйста, оценки по пятибалльной шкале
(5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – мне это не нужно и не интересно)
Параметр Балл Комментарии, пожелания
Качество подачи информации
Работа воспитателей проводивших этот тренинг
Организация тренинга
(раздаточный материал)
Я понял (а) предоставленную информацию
Я усвоил (а) полученную информацию
Я уверен (а) в том, что смогу применить большинство приемов в своей работе
Тренинги на какую тему вы хотели бы ещё посетить?
___
Приложение № 2 (памятка)
Чем толерантная личность отличается от интолерантной.
Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.
Защищенность.
Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.
Авторитаризм.
Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе. Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй - путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
Ответственность.
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова - не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.
Потребность в определении.
Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей - плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между "своими" и "чужими". Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.
Ориентация на себя - ориентация на других.
Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.
Способность к эмпатии.
Способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях. В вводном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию, т. е. те выглядели в их глазах интолерантными личностями. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили, как толерантных, так и интолерантных собеседников.
Чувство юмора.
Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.
Фотоотчёт тренинга