Екатерина Лаврова
Тренинг управление конфликтами для педагогов и специалистов ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг «Управление конфликтами»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ; сформировать и развить навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи:
1. Способствовать овладению знаниями и практическими навыками, необходимыми для эффективного разрешения проблем межличностного взаимодействия.
2. Познакомить воспитателей со способами разрешения конфликтных ситуаций.
Публикация «Тренинг управление конфликтами для педагогов и специалистов ДОУ,» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
3. Обучить выбору эффективных стратегий разрешения конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранить отношение людей.
Планируемый результат:
1. Участники тренинга понимают причины возникновения конфликтов.
2. Участники собирают банк примеров стратегий поведения в конфликте.
3. Участники знают способы выхода из конфликтных ситуаций.
Приветствие. Введение правил работы на тренинге. Разминка: «Ветер перемен». Сообщаю и разъясняю тему тренинга, график работы и правила.
Разогрев Сбор ожиданий. Пишем на стикерах свои пожелания от тренинга, клеим на «Мишень»
«Конфликт!» Упражнение «Х» и «О».
Цель: Столкнуть 2 команды, прийти к противоречию. Понять что такое конфликт и его причины возникновения. Цель пишу на доске: набрать максимальное количество очков.
8 клеточек – 1 балл.
Шерринг.
Причины конфликтов Упражнение «15 палочек»
Цель: Столкнуть 2 команды, прийти к противоречию. Понять что такое конфликт и его причины возникновения. Цель: не взять последнюю палочку. Проигрывает та команда, которая забирает последнюю палочку. Можно брать по 1, 2, 3 по очереди.
Стратегия поведения Мини-лекция: «Стратегия поведения в конфликте» программа действий, направленные н реализацию поставленной цели. Конфликт – лат. столкновение, противоборство (противоположно направленные цели, интересы, мнения, позиции).
Профессиональное общение в системе «Педагог-родитель» таит в себе ряд различных ситуаций, умение грамотно выбирать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
«Стратегия поведения» корзина примеров Модерация: Составить корзину примеров стратегий поведения в конфликтных ситуациях (стиль, сущность стратегии, условия применения, недостатки) Разбиваются по командам, заполняют форму (по таблице). Обсуждение в общем кругу результаты выполненного задания каждой группы.
Шерринг Подведение итогов Возвращаемся к «Мишене», обратная связь от участников тренинга.
Способы выхода из конфликтной ситуации :
Конфликт – (лат.) столкновение, противоборство (противоположно направленные цели, интересы, мнения, позиции).
Стили Сущность стратегии Условия применения Недостатки
Соперничество Стремление добиться своего в ущерб другому. Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта. Чувство неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения.
Уклонение Уход от ответственности за принятие решений. Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время. Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму.
Приспособление Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов. Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти. Нерешенность конфликта.
Компромисс Поиск решений за счет взаимных уступок. Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей. Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причины конфликта.
Сотрудничество Поиск решения, удовлетворяющего всех участников. Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения. Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
Конструктивная стратегия Жесткая стратегия
Видеть ценность партнера и щадить его самоуважение. Уважать его потребность в признании, уважении. Задевать его самоуважение, высказывать недоверие, не признавать право на признание и самоутверждение.
Формировать установку на согласие, задавать вопросы, ведущие к «ДА». Подчеркивать несовместимость и различия, задавать вопросы, ведущие к «НЕТ».
Управлять эмоциями и выдерживать позицию «на равных» в спокойной уверенности. Допускать срывы. Держать себя униженно или высокомерно.
Выстраивать свои аргументы и доводы в рассуждениях партнера. Использовать его аргументы в своих возражениях. «Вбивать» свои аргументы в оппонента. Свои возражения подавать в форме требований.
Иметь выбор вариантов и подавать их. Останавливаться на первом варианте.
Отделять споры между людьми от решаемой задачи. Быть мягким с людьми, но жестким к проблемам. Быть жестким с людьми, смешивать проблему и личные отношения.
Игра «Портье»
Инструкция для ПОРТЬЕ: «Ты портье в гостинице, у тебя есть четыре места: место в одноместном номере, место в двухместном номере, место в рабочем общежитии, в комнате на десять кроватей, и раскладушка под лестницей.
К тебе по-очереди заходят командировочные и просят предоставить им лучшее место (лучшее – это место в одноместном номере)
Командировочные НЕ ЗНАЮТ о других местах и готовят аргументы для одноместного номера.
Твоя задача: послушать по очереди четверых командированных и затем распределить эти места между ними, ориентируясь на их умение убеждать и силу аргументов. Выслушав каждого человека, ты говоришь: «Я дам вам ответ минут через 15. Подождите, пожалуйста!»
- Запиши свое решение на листочек, и в конце обсуждения ты расскажешь нам результаты и объяснишь, почему так распределил претендентов.
Образ придумай себе сам и сыграй его.
Инструкция для КОМАНДИРОВАННЫХ (Выходят за дверь) :
«Вы приехали в этот город в командировку на две недели.
Ваша задача: произвести впечатление на портье и получить лучшее место (лучшее место – это одноместный номер).
Постарайтесь убедить портье, чтобы он именно вам дал одноместный номер. На все у вас одна – две минуты
Портье послушает всех по очереди, а затем скажет, кому он предоставит одноместный номер».
___
ГАЛОЧКИ-ПАЛОЧКИ.
Реквизит.
Лист ватмана А0 (или доска) с нарисованной сеткой (11х11 ячеек, правилами и целью игры. Цель: набрать максимальное количество очков (должна быть написано ярко).
Число участников. Любое, разбитое на 2 команды.
Правила.
Группа, поставившая подряд 8 значков одного типа (по вертикали, горизонтали, диагонали, получает 1 очко. Ведущий читает написанные правила, предлагает участникам разделиться на 2 команды и выбрать одного представителя от каждой команды. Кроме того, каждая команда должна выбрать свой значок для игры: кружок, точку, крестик, галочку и т. д.
Нужно также выработать правила сообщения между группой и ее представителем. После обсуждения, которое длится 3-5 минут, представители выходят к доске. Ведущий проводит жеребьевку, чтобы определить, кто начинает игру первым.
После этого ведущий еще раз объясняет правила, и игра начинается. Ходы делаются по очереди. Можно играть как по времени, так и по количеству ходов.
Важно: это игра на сотрудничество. Есть два пути ее развития. Первый — участники мешают друг другу и не дают поставить в ряд 8 одинаковых значков. Второй — они договариваются и не мешают. Набрать максимум очков можно только при втором варианте. Когда течение игры становится понятным, ведущий может ее остановить и начать обсуждение.