Ирина Барышникова
Тренинг «Эмоциональное выгорание педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата проведения: 24 апреля 2013 года
Место проведения: музыкальный зал детского сада
Участники тренинга : педагоги детского сада
Ведущий: Барышникова Ирина Сергеевна - педагог-психолог
Цель тренинга
Развивать уверенность в себе, устойчивость к стрессам, умение раскрывать свой творческий потенциал.
Материал: Список эмоций (большой, маленький, изображения дерева, листочки-карточки желательно разных цветов, маркеры, клеевой карандаш, 2 ватмана, фломастеры, цветные карандаши.
Презентация
Публикация «Тренинг „Эмоциональное выгорание педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Ход ТРЕНИНГА
1. Упражнение – разогрев «Счет глазами» (5 мин)
Цель: включение в работу, тренировка внимания, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание ощущения доверия и принятия в группе.
Инструкция. Ведущий выбирает глазами того, кому он передает ведение дальнейшего счета и, глядя на него, говорит: «Один». Тот выбирает глазами того, кому он передает дальнейший счет, и говорит: «Два». И так далее. Необходимо следить за тем, чтобы пересчитанными оказались все.
2. Составление эмоционального портрета группы «Тропа эмоций» (10 мин)
Цель. Отработка навыка определения эмоционального состояния группы, класса, с которым работает педагог.
После этого тренер раскладывает на полулисты А-4 с названием эмоций.
Каждый участник получает список эмоций и состояний и по своему усмотрению оценивает общее эмоциональное состояние группы, выбирая из предложенного тренером перечня от трех до шести эмоций и ранжируя их. Затем списки откладываются на время в сторону. После этого тренер раскладывает на полу заранее заготовленные листы А-4 с названиями эмоций.
Первый участник проходит путь от одной эмоции к другой, останавливаясь возле каждого листа, и расписывается только под названиями тех эмоций и со-стояний, которые свойственны именно ему в данный момент. Второй участник ступает на «тропу эмоций» только после того, как первый пройдет хотя бы поло-вину пути.
Когда все участники преодолеют «тропу», они возвращаются в круг, а тренер составляет эмоциональный портрет группы, отбирая лишь те листы, на которых оказалось наибольшее количество подписей. Полученный эмоциональный портрет сообщается слушателям. Затем каждый участник сравнивает свой предварительный прогноз эмоционального состояния группы (эмоций и состояний, отмеченных им на предыдущем этапе выполнения упражнения) и полученные тренером результаты.
Тренер предлагает участникам ответить на следующие вопросы по кругу в свободной форме:
• Легко ли было оценить собственное эмоциональное состояние?
• Насколько точным оказался ваш прогноз общего эмоционального состояния группы?
• Что помогало и что мешало вашей оценке?
• Какие трудности возникали при выполнении упражнения?
• Что было труднее: оценить свое состояние или эмоциональный фон группы? Почему?
Участники обсуждают, насколько важна оценка педагогом эмоционального состояния класса или группы в детском саду; легко ли это осуществлять в педагогической практике; что мешает и что помогает сформулировать точный прогноз.
3. Информация для участников
Информация для участников. В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены педагогические работники, специалисты социальной сферы и руководители разных уровней. Обобщение результатов исследования деятельности вышеуказанных специалистов позволило выделить три основных стадии синдрома.
Первая стадия - на уровне произвольного поведения: забывание некоторых моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти относительно выполнения каких-либо двигательных действий (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ и т. д.). Обычно на эти первые симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку девичьей памятью или склерозом. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста или руководителя первая стадия может формироваться в течение трех - пяти лет.
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями) : не хочется видеть тех, с кем специалист общается по роду деятельности (клиентов, больных, школьников); в четверг ощущение, что уже пятница, неделя длится нескончаемо, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, мертвый сон без сновидений, увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек заводится с пол-оборота, хотя раньше подобного за собой не замечал. Период формирования данной стадии - в среднем от пяти до пятнадцати лет.
Третья стадия - собственно личностное выгорание : полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет в обычных обстоятельствах, а в условиях глобального экономического кризиса усиливается реакция.
Исследования показывают, что эффективным средством профилактики симптома профессионального выгорания являются способы саморегуляции и самовосстановления. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей работы.
Первым определение стресса дал канадский ученый Ганс Селье: «Стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни». «Как мы мыслим, так мы себя и чувствуем» - так сказал Альберт Эллис. То есть все зависит от умения правильно реагировать на те или иные события.
Вот результаты английских психологов, которые исследовали зависимость стрессов от профессии. На 10 месте - шахтеры, на 9 - полицейские, на 8 - учителя, на 7 - социальные работники, на первой строчке - работники музея и библиотекари. Дистресс - это вредоносный стресс, который может иметь социально опасные последствия, в том числе неадекватное поведение. Симптомы дистресса:
1. рассеянность;
2. ухудшение памяти;
3. повышенная возбудимость;
4. постоянная усталость;
5. потеря чувства юмора;
6. резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет;
7. пристрастие к алкогольным напиткам;
8. отсутствие сна и аппетита (или, наоборот, неумеренный аппетит);
9. иногда психосоматические боли в голове, спине, в области желудка;
10. полное отсутствие источников радости.
Если у вас присутствуют 5 и более из этих признаков, то нужно срочно «вытаскивать себя из болота»!
4. Упражнение «Дерево помощи» (10 мин)
Цель: конкретизация личностных ресурсов при стрессе, анализ вариантов поведения при выходе из состояния стресса; обмен мнениями, приобщение к чужому опыту борьбы со стрессами.
Материал: большой лист ватмана с нарисованным деревом с пятью ветками - «Семья», «Воспитанники», «Коллеги», «Рабочее место», «Деятельность/Творчество», листочки-карточки желательно разных цветов, маркеры, клеевой карандаш.
Слово ведущего: «Мы уже много говорили о том, что приводит к стрессу, как можно с ним бороться. Сейчас перейдем к конкретике, касающейся ваших собственных, проверенных опытом способов борьбы со стрессами. Мы все получаем стресс во всех сферах жизни каждый день, но продолжаем жить. На доске вы видите пять таких сфер. На карточках напишите, как они помогают вам бороться со стрессом, спасать себя от выгорания? Что конкретно (какое ваше или чужое действие, какой объект или предмет в этих сферах) вам всякий раз помогает, словно протягивает руку? Что вы делаете в этой сфере, чтобы снять стресс? Пишите на листочках и складывайте их по темам в отдельные стопки. А теперь давайте их наклеим, как листья на дерево, на свою ветку. Спасибо! А теперь посмотрите, на какой из веток оказалось больше всего листьев? Как вы думаете, это что-нибудь значит? Подойдите к дереву, почитайте, что написано на его листьях. Что вас удивило? Есть ли такой способ выхода из стресса, который вас особенно поразил?
Это дерево теперь останется в вашей группе. Вы можете в любой момент подходить к нему и искать для себя новые способы борьбы с эмоциональным выгоранием».
5. Упражнение «Вездеход» (10 мин)
Цель: разогрев группы в активном физическом взаимодействии; создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия; помощь участникам в том, чтобы лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.
Инструкция ведущего; «А теперь давайте снова разомнемся, отвлечемся от раздумий. Выполним упражнение, которое помогает отработать переключение внимания, запускает спонтанность и творческое мышление. Мы будем передвигаться по комнате в довольно быстром темпе, внимательно прислушиваясь к заданиям ведущего. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от условий игры, изображает то, о чем идет речь. Подстроиться к новым обстоятельствам нужно быстро, без разговоров и осуждения! Итак, готовы? Начали!
Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке. Крапива больно стегает по голым ногам. Комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются.
Снежное поле, пронизывающий зимний вечер. И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой. Но очень холодной, градусов восемь - десять. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков. Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам. Ею наполнено пространство. Нет, показалось!
I
Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты. Сорвем один. Вдохнем чудо- аромат упругой кожицы, возьмем в рот освежающую дольку. Скулы свело - ух, как кисло! Вперед, через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад! Берег моря, закат, идем по кромке воды.» Примечание Участники изображают все, о чем говорит ведущий.
6. Рисунок «Образ выгоревшего педагога. Негатив – в позитив» (20 мин)
Цель: пробуждение творческого потенциала участников, стимулирование к тому, чтобы выйти из своих привычных ролей, посмотреть на ситуацию обучения в школе с разных позиций, на себя со стороны.
Материал: ватманы на группы, фломастеры, карандаши.
Инструкция «ведущего: «Вам нужно разделиться на мини-группы и разойтись как можно дальше друг от друга, чтобы другие участники не слышали ваших творческих замыслов. У каждой мини-группы будет лист ватмана, на котором нужно изобразить придуманный вами образ выгоревшего педагога. Это может быть человек с некоей характерной внешностью, предмет, символизирующий эмоциональное выгорание, все что угодно, но нельзя это описывать словами. Придумайте образ и его название, запишите его на оборотной стороне ватмана. Вам дается на это 10 минут Теперь по очереди покажите свои рисунки, авторы молчат и слушают. Вопрос такой: что вы видите на рисунке, какие символы используются, чтобы выразить эмоциональные страдания?
А теперь, авторы, назовите свой рисунок и скажите, каков был ваш изначальный замысел, кого вы рисовали, что хотели сказать рисунком. Теперь передайте соседней группе по часовой стрелке свой рисунок. Ваша задача - так изменить полученный вами соседский рисунок, чтобы вместо выгорания там было изображено что-то позитивное, можно дописывать фразы, придумать новое название. Давайте обсудим, как изменился рисунок. Авторы молчат. Какой была идея авторов?»
7. Заключение (5 мин)
Педагоги заполняют бланк экспресс – анкеты
Уважаемые педагоги, просьба ответить на вопросы экспресс – анкеты.
1. Каковы Ваши впечатления от тренинга? ___
2. В чем оправдались / не оправдались Ваши ожидания от тренинга?
• оправдались___
• не оправдались ___
3. Какое упражнение / задание понравилось больше всего?
___
8. Подарить педагогам буклеты «Помоги себе сам!»