Александр Владимирович Гришин
Трудности детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Зрение играет огромную роль и в развитии пространственных представлений (пространственная ориентировка в окружающем, развитие двигательной сферы, так как двигательные функции формируются под контролем зрения. Зрительно пространственные представления имеют особое значение в процессе учебной деятельности ребенка. Процесс овладения буквами алфавита, цифровыми изображениями, ориентация в различных графических пособиях (географические карты, схемы, чертежи и др.) – все это требует определенного уровня развития пространственных зрительных представлений. Поэтому у детей с нарушением зрения возникают значительные трудности в процессе обучения.
Публикация «Трудности детей с нарушением зрения» размещена в разделах
Зрительный анализатор, с помощью которого осуществляется восприятие, анализ и синтез оптических раздражений, состоит из периферического отдела (глаз, проводящих нервных путей и центрального отдела (подкорковые и стволовые центры, зрительные области коры – в затылочных долях больших полушарий головного мозга).
У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно практической деятельности, в своеобразии эмоционально волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к трудовой деятельности.
К лицам с нарушениями зрения относятся :
• слепые (незрячие) с полным отсутствием зрения или с практической слепотой при наличии остаточного зрения (острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящий глаз);
• слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящий глаз с «очковой коррекцией»;
• дети с косоглазием и амблиопией.
У детей встречаются различные по характеру и степени выраженности нарушения зрения. К глубоким нарушениям зрительного анализатора у детей относятся слепота и слабовидение.
Различают абсолютную (тотальную) слепоту, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения, т. е. оба глаза лишены способности к светоощущению и цветоразличению, и неполную слепоту. При неполной (т. н. практической) слепоте сохраняется остаточное зрение от светоощущения до остроты зрения от 0,01 до 0,05 на лучше видящий глаз при применении обычных средств коррекции (очки).
Слабовидение – стойкое, частичное, двустороннее снижение зрения.
К слабовидящим относятся дети, у которых острота зрения на лучше видящий глаз с коррекцией очками составляет от 0,05 до 0,4. Кроме того, к категории слабовидящих относят детей с несколько более высокой остротой зрения, но при наличии нарушения других зрительных функций, например, сужения границ поля зрения.
2. Причины возникновения глубоких нарушений зрения у детей
Выделяют врожденные и приобретенные нарушения зрения.
Врожденные нарушения зрения могут быть обусловлены генетическими факторами. К ним относятся, в частности, наследственные формы врожденных катаракт (помутнение хрусталика глаза, наследственные формы атрофии зрительного нерва и др.). Врожденная слепота может быть связана с внутриутробными поражениями органа зрения при токсоплазмозе, краснухе беременной и других тяжелых заболеваниях матери, особенно в первые месяцы беременности, когда идет процесс формирования органа зрения.
Приобретенные зрительные аномалии могут быть вызваны осложнениями перенесенных ребенком тяжелых инфекционных заболеваний (менингит, менинго энцефалит, грипп, дифтерия и др., различными заболеваниями глаз, травматическими повреждениями глаза, проводящих зрительных путей и зрительных центров, в том числе при тяжелых родовых травмах.
Наиболее частыми клиническими формами слепоты являются: атрофия зрительных нервов, глаукома (связанная с повышением внутриглазного давления и изменениями в тканях глаза, катаракта, дистрофия сетчатки глаза, повреждения роговицы вследствие инфекций и травм; осложненная близорукость высокой степени.
В связи с широким развитием в нашей стране системы лечебно профилактических мероприятий (профилактика и эффективное лечение тяжелых детских заболеваний, борьба с детским травматизмом и др.) резко сократилось количество незрячих (слепых) детей.
Регулярно проводимые исследования учащихся специальных школ свидетельствуют о неуклонном сокращении числа слепых, особенно тотально слепых детей, которые составляют в настоящее время 8 10 % от числа учащихся школ для слепых детей (М. И. Земцова). Большинство незрячих детей имеет остаточное зрение.
Более значительную по численности группу по сравнению со слепыми составляют слабовидящие дети. К наиболее распространенным клиническим формам при слабовидении у детей относятся аномалии рефракции (преломляющей способности глаза) : высокая степень близорукости, высокая степень дальнозоркости и астигматизм. (Астигматизм – аномалия рефракции, при которой на сетчатке глаза не создается точечное фокусное изображение; обусловлен неравномерной кривизной роговицы или неправильной формой хрусталика.)
К другим клиническим формам слабовидения относятся: афакия (отсутствие хрусталика глаза в результате операции по поводу врожденной катаракты, а также заболевания нейрозрительного аппарата – атрофия зрительных нервов и дистрофия сетчатки глаза. При заболеваниях нейрозрительного аппарата, наряду со значительным нарушением остроты зрения, отмечается снижение и других зрительных функций (нарушение периферического зрения, цветового восприятия, зрительной работоспособности и др.). Дефекты зрения у детей подразделяются на прогрессирующие и стационарные. Примерами стационарных нарушений являются микрофтальм (врожденная аномалия, характеризующаяся уменьшением размеров глазного яблока, стойкое помутнение роговицы и др. При прогрессирующих дефектах зрения наблюдается постепенное ухудшение зрительных функций, связанное с течением патологического процесса. Это может наблюдаться при глаукоме, при незаконченной атрофии зрительного нерва, опухолях мозга и др. При нарушении гигиенических условий деятельности ребенка (недостаточное освещение, чрезмерные зрительные нагрузки, отсутствие необходимой коррекции и т. д.) может прогрессировать и зрительная недостаточность при аномалиях рефракции (при близорукости, дальнозоркости и др.).
3. Психолого педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
Глубокое нарушение зрения как первичный дефект вызывает целый ряд вторичных отклонений в психическом и познавательном, а также в физическом и общесоматическом развитии ребенка.
Отсутствие или резкое ограничение возможностей зрительного восприятия предметов и явлений действительности серьезно обедняет чувственный опыт ребенка, затрудняет ориентировку в пространстве, препятствует развитию образного мышления. Отсутствие достаточного чувственного опыта приводит к тому, что у слепых детей имеющийся запас отвлеченных (словесных) знаний часто не наполнен конкретным предметным содержанием. Особенности познавательного развития во многом зависят от времени возникновения дефекта зрения. В отличие от слепорожденных детей и ослепших в самом раннем возрасте, дети, потерявшие зрение после определенного периода нормального развития, сохраняют ранее сформированные зрительные представления. Такие «следы» прежних зрительных представлений благодаря образной памяти играют важнейшую роль в воссоздании образов предметов и явлений по их словесному описанию. Зрительные представления могут сохраняться в памяти ослепших детей в течение длительного времени, иногда на протяжении всей жизни.
Утраченная (отсутствующая) функция зрительного анализатора компенсируется за счет активной деятельности сохранных анализаторов – слухового, тактильного, двигательного и др. В процессе развития у слепых детей складываются новые способы восприятия и анализа действительности, ориентировки в окружающем.
Наличие остаточного зрения имеет большое значение в развитии восприятия и ориентировки слепых детей в пространстве. Благодаря наличию остаточного зрения, ослепшие дети способны воспринимать ряд световых и цветовых признаков предметов. Таким образом, наряду со слуховыми, тактильными, кинестетическими и другими видами восприятия они используют частично сохранные зрительные ощущения.
Своеобразие положения слепого ребенка среди окружающих, нередко чрезмерная опека со стороны взрослых, осознание ребенком своего дефекта и связанных с ним неудач и затруднений в разных видах деятельности и общения могут приводить к появлению отклонений в его личностном становлении и развитии (отсутствие самостоятельности, инактивность, проявления негативизма). Для успешного компенсаторного развития этих детей необходимо формирование у них адекватных социальных мотивов, воспитание сознательности и активности в разных видах деятельности, настойчивости и самостоятельности, формирование навыков общения с окружающими.
Особенности развития слабовидящих детей (в отличие от слепых) связаны, прежде всего, с тем, что они имеют возможность использовать в целях активного познания действительности и ориентировки в пространстве имеющееся у них, хотя и нарушенное зрение. Однако резкое снижение зрения у этих детей обусловливает замедленность процесса зрительного восприятия, сниженную точность, сужение поля восприятия; зрительный дефект может затруднять формирование навыков пространственной ориентировки.
Формирующиеся у слабовидящих детей зрительные представления менее четки и ярки, чем у детей с нормальным зрением, а в ряде случаев искажены.
Так, у слабовидящего ребенка с нарушением цветоощущения формируются обедненные представления о предметах и явлениях (с точки зрения богатства цветовых характеристик). При высокой степени близорукости и дальнозоркости, без специально организованного процесса зрительного восприятия, дети могут не уловить некоторых значимых, но неотчетливо выраженных признаков предмета.
У слабовидящих детей с врожденной колобомой сетчатки и сосудистой оболочки глаза (дефект ткани, располагающийся, как правило, книзу от зрачка) формируются неадекватные искаженные представления о предметах, так как при этом заболевании предмет воспринимается только верхними отделами сетчатки глаза.
При зрительной работе слабовидящие дети быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Одновременно зрительное утомление приводит к снижению умственной и физической работоспособности.
Тем не менее, у слабовидящих (в отличие от незрячих) зрительный анализатор является ведущими эти дети пользуются зрением как основным средством восприятия. У слабовидящих осязание и слух не замещают полностью зрительных функций, как это имеет место у слепых.
К особенностям слабовидящих детей (главным образом дошкольного возраста) относится то, что они не всегда достаточно осознают свой дефект. Неудачи и трудности в играх, обучении, общении с окружающими могут неправильно оцениваться ребенком, вызывая у него раздражительность, замкнутость, неуверенность, проявления негативизма и другие отрицательные характерологические черты личности.
Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в резком ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.
Для психофизического развития ребенка существенное значение имеет время наступления зрительной патологии. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, своеобразие психофизического развития. Отсутствие визуальной ориентировки сказывается на двигательной сфере, на содержании социального багажа, особенно у слепорожденных. Иногда для незрячих основным фактором ориентировки может быть звук.
Потеря зрения обусловливает своеобразие эмоционально волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в учебе, в игре, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте возникают бытовые проблемы, которые влекут за собой сложные переживания и негативные реакции. Своеобразие характера и поведения слепых обусловливает в одних случаях неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; в других – повышенную возбудимость, раздражительность, переходящую в агрессивность. Развитие познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных также протекает с отклонениями от нормы. Нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.