МААМ-картинки

Трудности преподавания шахмат в школе

Ильшат Калимуллин
Трудности преподавания шахмат в школе

Трудности преподавания шахмат в школе

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Калимуллин Ильшат Ирекович. Я работаю педагогом дополнительного образования в Каргалинской гимназии, Чистоп. р-на. Год назад мне предложили преподавать шахматы, в Точке роста. Немного посомневавшись, я все же согласился, хотя в голове крутились слова моего тренера: «Либо ты игрок, либо тренер» А в шахматах я был игроком, очевидными были сомнения: смогу ли я обучить других играть так же, как я играю сам.

Публикация «Трудности преподавания шахмат в школе» размещена в разделах

Шахматами я начал заниматься в школе, в 1997 году, тогда к нам приходил тренер из спортивной школы, набирал группу из способных учеников и проводил занятия. К счастью, способных и не способных, он определял самостоятельно, т. к. своими педагогами я был причислен к неспособным. Благодаря занятиям, за полтора года мне удалось занять третье место в первенстве города среди мужчин.

Сегодня мы столкнулись с тем, что выбора практически не осталось. Педагоги дополнительного образования вынуждены прибегать к максимальному охвату учащихся, а количество, как известно, сказывается на качестве. Если вы работаете в крупной школе и у вас есть возможность привлекать действительно увлеченных ребят - то это большая удача.

Первая трудность1, с которой я столкнулся - материально-техническая. Итак, занятия начались, я пришел в красиво оформленный кабинет, но обнаружил отсутствие шахмат. Есть кабинет, набраны группы, написаны программы, но нет шахмат. Эта проблема, к сожалению, носит повсеместный характер. Казалось бы, чем и чему учить, если отсутствует главный атрибут игры?

Конечно же первые занятия посвящаются теории, введению в шахматную игру. Важно научить шахматному этикету, нотации, правилам, неплохо преподать историю развития шахмат. Замечательно, если в вашем городе есть знаменитые игроки в шахматы или шашки, обязательно постарайтесь организовать с ними встречу. Не ограничивайтесь сухой подачей материала, используйте интерактив: презентации, фильмы, показы слайдов. Очень сильно в этом плане мне помогла интерактивная площадка личесс, с помощью которой можно не только решать шахматные задачи и организовывать турниры, но и элементарно обучать названиям фигур посредством видеопроектора.

Для начального звена я использовал обучающую программу для детей "Динозавры учат шахматам", которую мне, в свою очередь, советовал мой тренер еще 8 лет назад. Детей постарше я зарегистрировал на сайте Litchess, там же проводил в последующим онлайн-турниры.

Таким образом, была решена проблема с отсутствием инвентаря и практики. Но до практики конечно еще было далеко. Понимающие игроки знают, что шахматы - это не просто передвигать фигуры по доске - вся игра в голове. Поэтому отсутствие инвентаря, в каком-то смысле, нам даже на руку - можно потратить это время на освоение шахматных задач. Без решения задач ребенок, как и взрослый, так и останется на уровне любителя. Чтобы вырастить хорошего игрока нужны годы тренировок, таланта мало, и это проблема 2 - отсутствие мотивации.

Современное поколение детей - это продукт общества потребления, поэтому неудивительно, что они ждут от образования, чтобы их развлекали. А современный педагог - это фокусник, жонглер и артист в одном лице. Естественным образом, придя в кабинет шахмат, после робототехники, занятиях на 3D принтере и программированию, дети испытывают некоторое разочарование.

Они видят шахматы, лист бумаги и ручку, а в их взгляде легко прочесть: "И что, это все?" Добавим ко всему ежедневную нагрузку в 5 -6 уроков, продленку и другие кружки. На выходе получаем перевозбужденного ребенка, которому скучно сидеть на месте, ломая голову над решением задачи. И как выйти из этой патовой ситуации? Вопрос немного риторический, но попытаться все же стоит.

Шахматы безусловно интересная игра — это игра ума, в ней есть и грация и красота, но их ведь еще над научиться разглядеть, а как быть с неискушенным детским умом? Придется разбавить черно-белую реальность. Это и игровые методики, и фильмы - то, что я описывал ранее. Также неплохо понимать и довести до администрации школы, что шахматы — это все же спорт, поэтому физподготовка занимает не последнее место. Делая перерывы на игру в настольный теннис, волейбол, иногда выбираясь на свежий воздух - мы убиваем двух зайцев - разбавляем однообразие занятий и улучшаем физподготовку.

Предельно нуждаются в интересной подаче младшие классы, их нервная система нестабильна, мозг, как и тело, активно развивается, растет, им физически сложно усидеть на месте. Трудно концентрировать внимание на чем-то одном, хочется играть. Для них хороши игры, ребусы и головоломки на шахматную тематику, таким образом можно скучную теорию обернуть в красивую обертку из игр. Конечно, нельзя заставить учиться, как известно, знания — это колодец, сколько захочешь столько и выпьешь.

Несомненно, отнюдь не последнюю роль в бучении играют родители, и это проблема номер 3, назовем ее "конфликт интересов". Потому что, зачастую, родители не понимают или даже не задаются вопросом зачем им нужны шахматы. Кто-то поддается новому модному течению, вроде как сейчас это тренд, кому то кажется что с математикой будет проще, другим хочется наград, а шахматы - не кулаками махать - безопасно. Третьи видят в этом развлечение: посидит поиграет, все лучше, чем слоняться по улицам. Вот мы и получаем разношерстную солянку в группе кружка по шахматам.

С родителями тоже нужно прорабатывать вопрос, хотя бы единожды выступить на родительском собрании, расставить все точки над и. Конечно, запугивать и разгонять всех неугодных не стоит, но объяснить, что вы от них хотите и что они, в свою очередь, должны дать, если хотят добиться результатов - необходимо. В первую очередь, важно довести до родителей, что для результатов нужна непрерывная практика, то есть домашние задания здесь также важны, как и для основных предметов. Попробовать тактично объяснить, что нельзя успокоить игрой в шахматы гиперактивного ребенка, если он того не хочет. Шахматы — это не таблетка успокоительного.

И еще, не могу не затронуть особо важной для начинающих педагогов проблемы – 4 результативность.

Вы только начали работу, возможно, только получили новую квалификацию, но с вас уже требуют результатов, но они и вам самим очень нужны, т. к. результаты прямо пропорционально сказываются на оплате труда. Но что же делать? Участвовать. Пусть страшно, пусть еще слабая практика и теория. Вы получите свой балл за участие и у вас будет опыт, а это самое главное. К тому же, новичкам очень часто везет, можете мне поверить.

Вы можете и должны сами организовывать турниры внутри школы — это поможет вам выявить сильных игроков, проследить динамику, проанализировать ошибки. Обязательно записывать игру, а потом разбирать и проводить анализ.

Современность диктует свои правила игры, все больше времени мы находимся онлайн, и это тоже большой плюс, вам не придется преодолевать большие расстояния, чтобы вывести своих учеников на региональный или российский уровень. Пусть вы ничего не выиграете, зато ваши воспитанники пройдут обкатку, они смогут увидеть чужую игру, другой стиль, окунуться в атмосферу соревнования, почувствуют азарт от игры. Да, проигрыши расстраивают, но, если направить энергию в нужное русло — это может подстегнуть их к будущей победе.

Говоря об онлайн-соревнованиях, мы подходим к проблеме 5 дистанционного образования. Прошлой весной, когда наша страна закрылась на карантин и это обернулось переворотом для современной системы образования, дополнительным педагогам, на ряду с предметниками, пришлось учиться работать заново.

Во-первых, мне пришлось переделать оставшийся план работы под дистанционку и в довольно сжатые сроки разработать уроки на онлайн площадках.

В личном профиле школы на сайте edu.tatar.ru, в разделе факультативы была создана страничка для учащихся и родителей, где еженедельно добавлялась информация: консультации для родителей, ссылки на интернет-ресурсы, электронные учебники, задачники, видео. Также снял несколько коротких роликов, которые были опубликованы на школьной страничке в Инстаграмм. Работа с учениками проводилась через платформу Litchess, мы проводили как собственные турниры, так и принимали участие в городских. Конечно же не многие смогли принимать участие в дистанционном обучении, что и говорить, не всем хватало сил на обычные уроки. Большое внимание уделил саморазвитию, повышению собственного уровня.

Самообучение — это очень важный аспект, ни в одной области мы не можем достичь конечного результата, всегда есть куда стремиться.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

shahmaty_lp2gs.pptx | 14947,75 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет «Неделя шахмат и шашек во второй младшей группе детского сада»Фотоотчет «Неделя шахмат и шашек во второй младшей группе детского сада» "Неделя шахмат и шашек" во 2 младшей группе детского сада. Все чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы, можно ли обучать.

Сценарий спортивно-интеллектуальной игры «Путешествие в мир шахмат» в подготовительной группе Спортивно-интеллектуальная игра «Путешествие в мир шахмат» подготовительная группа Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к игре.

Фотоотчет «LEGOконструктор — первый помощник в подготовке к школе» с детьми подготовительной к школе группыФотоотчет «LEGOконструктор — первый помощник в подготовке к школе» с детьми подготовительной к школе группы Фотоотчет «LEGOконструктор – первый помощник в подготовке к школе» с детьми подготовительной к школе группы. Успех системе дошкольного.

Фотоотчет о проведении международного дня шахматФотоотчет о проведении международного дня шахмат Фотоотчет о проведении международного дня шахмат Уже много лет, начиная с 1966 года, во всем мире 20 июля отмечают Международный день.

Фотоотчет «Путешествие в мир шахмат»Фотоотчет «Путешествие в мир шахмат» Что такое шахматы - спорт, игра, наука, искусство? Сегодня шахматы самая распространённая настольная игра, сочетающая в себе элементы спортивного.

Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.

Консультация «О воспитании у детей желания и умения преодолевать трудности» .

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речиСценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Театрализация на уроках иностранного языка как незаменимый ресурс преподавания «Театрализация как незаменимый ресурс преподавания иностранных языков» «Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, – это уже.

Спортивное состязание «В королевстве Шахмат» Задачи: • Показать родителям знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях спортивно – интеллектуального кружка «В королевстве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудности преподавания шахмат в школе
Опубликовано: 27 ноября 2020 в 11:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД