Папки-передвижки

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Светлана Морозова
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Публикация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Слайд 2. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества.

Труд способен :

• укрепить физические качества;

• развить умственные способности;

• повлиять на мышление, так как есть необходимость сравнивания, сопоставления предметов и т. д. ;

• развить самостоятельность, ответственный подход, инициативу;

Слайд 3. Понятия «Труд», «Трудовое воспитание».

А. С. Макаренко отмечал, что труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания : «Что такое труд? Это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд – это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно»

Приучая детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, формируются самостоятельность, желание оказывать посильную помощь взрослым. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Слайд 4. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский, Н. К. Крупская.

Слайд 5. Важное значение трудовому воспитанию придавал Константин Дмитриевич Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». "Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"

Слайд 6. Василий Александрович Сухомлинский писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.

Слайд 7. Надежда Константиновна Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

Особое значение Н. К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

Слайд 8. Антон Семенович Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.

Как и Н. К. Крупская, А. С. Макаренко особое значение придавал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников.

В работах А. С. Макаренко содержатся рекомендации об организации труда детей с постепенным усложнением его содержания, повышением уровня требований к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых обязанностей детей в семье, участия их в общих заботах.

Слайд 9. Задачи трудового воспитания в ДОУ

1. Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование

2. Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности

3. Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь

4. Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива)

Слайд 10. Условия организации труда детей

1. Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда

2. Подбор оборудования для труда

3. Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера

4. Создание мотивации трудовой деятельности

5. Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам

6. Поощрения в процессе и по результатам труда

7. Демонстрация заинтересованности педагога

8. Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка

Слайд 11. В программе «От рождения до школы» выделяются следующие виды труда :

1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей: самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; К-Г навыки; подготовка и уборка рабочего места;

2. Хозяйственно – бытовой труд ( выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).

3. Дежурство по столовой и занятиям.

4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду: учатся поливать растения, сеять крупные семена, поливать грядки, пересаживать комнатный растения, выращивать корм для птиц и животных, насыпать и раскладывать корм в кормушки.

5. Ручной труд ( поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек; сортирование природного материала; тонирование бумаг для рисунков и аппликаций; изготовление под руководством воспитателя мелкого счетного материала, пособий для занятий, игрушек и сувениров из природного и бросового материала, из бумаги и картона, ткани).

Слайд 12. В нашем детском саду в данном направление проводиться работа не только с воспитанниками и их родителями, но и с педагогами дс. Старшим Воспитателем проведен педагогический совет «Система работы доу по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников.

1. Запланирован и проведен тематический контроль «Состояние работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников».

2. Проведен Смотр-конкурс «Лучший уголок дежурства»

3. Фестиваль педагогических проектов: «Огород на окошке» (группа раннего возраста) «О тех, кто трудится в детском саду» (мл. гр.)

4. Анкетирование воспитателей : «Трудности в организации трудовой деятельности детей»

Слайд 15. В помощь педагогам старший воспитатель подготовила и провела консультации на темы:

1. «Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста»,

2. «Нравственно-трудовое воспитание дошкольников»,

3. «Значение трудового воспитания в развитии личности»,

4. «Ознакомление с трудом взрослых».

Слайд16. Все возрастные группы продемонстрировали разнообразные формы работы по трудовому воспитанию на открытых просмотрах по теме «Демонстрация использования разнообразных форм работы с детьми по трудовому воспитанию».

Слайд 17. В помощь воспитателям разработаны алгоритмы выполнения трудовых действий по каждому виду труда по всем возрастным группам.

Слайд 18. Заключение.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.

Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Ребёнок с самого раннего детства познает окружающий мир и важной ступенью познания является трудовое воспитание детей. В старшем дошкольном.

Опыт работы «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 комбинированного вида г. Кузнецк Из опыта работы «Трудовое.

Консультация для родителей на тему «Трудовое воспитание детей» Консультация для родителей по труду Интерес к труду В правильном воспитании ребёнка непреходящее значение имеет труд; в приложении к ребенку.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей: «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Трудовое воспитание занимает одно из более серьезных.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей в процессе ухода за комнатными растениями» Дошкольный возраст – это период, когда ребенок хочет трудится, и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в в семье» Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье» В дошкольном возрасте необходимо развивать у детей важные для труда.

Консультация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой.

Методические рекомендации «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Методические рекомендации «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» Методические рекомендации. «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста». Трудовое воспитание-это совместная деятельность воспитателя.

Проект «Трудовое воспитание детей 1.6–2 лет»Проект «Трудовое воспитание детей 1.6–2 лет» Проект «Трудовое воспитание» Цель: Ознакомить детей с трудом взрослых, приобщить к доступной им трудовой деятельности. Задачи: Формировать.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: значение, задачи, виды трудовой деятельности .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 января 2019 в 13:21
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД