Елена Лаврикова
Творческая мастерская на тему «Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш ребёнок плохо говорит? Вам к логопеду!
Статистика утверждает, что подобная фраза в последнее время звучит не редко, а логопеды-практики всё чаще сталкиваются в работе с речевыми нарушениями, требующими длительной коррекции.
Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирование личности ребёнка. Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием.
Публикация «Творческая мастерская на тему „Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Речь относится к разряду сложнейших психических функций и материальной основой её является головной мозг. Именно взаимодействие множества мозговых структур обеспечивает формирование сначала устной речи, а затем - навыков чтения и письма.
Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребёнка, так и причиной их появления. Это не значит, что ребёнок «ненормальный» или «глупый». Это значит, что у ребёнка есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, чтобы они не стали препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.
Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа.
В профилактических целях предлагаю следующие виды работ по исправлению речевых недостатков: Развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться этими движениями - держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Свою работу внутри детского сада строю в соответствии с годовым планом.
Большую работу провожу с детьми по развитию мелкой моторики.
Создала зону исследовательской деятельности: сухой бассейн с песком. Это одна из форм естественной деятельности ребёнка. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, - психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Я использую сухой бассейн, как инновационные методики в логопедической работе. Вместе с детьми придумываем игры с песком, например: прячем героев сказок в песке, находим их. Дети рассказывают, из какой сказки герои, вспоминаем произведения. Также рисуем различные предметы на песке. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, что прекрасное средство для их развития.
Для укрепления мелкой моторики подобрала графические задания, которые необходимо выполнять карандашами (простым и цветными) :
- обведи по пунктирным линиям;
- дорисуй;
-нарисуй сам;
- раскрась ярко;
- сделай штриховку и т. д.
В работе с детьми использую тетради с печатной основой. Также следует особо подчеркнуть, что эффективность работы с родителями определяется не столько умелым отбором её содержания и форм, сколько психологическим настроем, возникающим у них в процессе постоянных контактов с учителем-логопедом и воспитателями. Даю домашние задания с целью закрепления: выкладывание букв из спичек, палочек, карандашей, вырезание изученных букв из журналов и газет, лепка из пластилина, обведение фигуры по контуру, заучивание чистоговорки и т. д. Задания выполняются в индивидуальных тетрадях. Такая работа с родителями помогает установить между мной и родителями систему непрерывной и эффективной обратной связи. Хочу отметить, что моя работа без сотрудничества с родителями была бы менее успешной. Они охотно выполняют мои просьбы, прислушиваются к пожеланиям, в выходные дни вместе с детьми старательно выполняют домашние задания.
В начале учебного года подробно объясняю родителям, какие тетради и пособия нужны для занятий, как их оформить и каким образом по ним работать. В каждой тетради имеются общие для всех разделы:
- артикуляционная гимнастика и общие речевые навыки;
- пальчиковая гимнастика;
- развитие грамматического строя речи и связной речи;
- звукопроизношение и слоговая структура слов.
Индивидуальные разделы:
- развитие понимания речи;
- развитие сенсорики.
В процессе работы с родителями в организации методической помощи использую наглядные средства:
• специальные логопедические уголки, где содержится информация о логопедическом пункте;
• папки-передвижки на темы: «Рекомендации по развитию моторики пальцев рук детей», «Пальцы учат говорить» ;
• тематические выставки книг;
• индивидуальные беседы с родителями.
Свою работу внутри детского сада строю в соответствии с годовым планом.
Большую работу провожу с детьми по развитию мелкой моторики. Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.
Изготовила:
• Массажные коврики из бисера, бус, пуговиц;
• Пальчиковый бассейн из фасоли, гороха, пробок;
• Дидактическое пособие для работы со шнурками, палочками и карандашами для выкладывания букв и других предметов;
• дидактическую игру «Волшебный сундучок»;
• разные виды шнуровок и т. д.
Разработала свой комплекс пальчиковой гимнастики:
- «Сидит белка на тележке»;
- «Кормушка»;
- «Помощники»;
- «Лесные подарки»
- «Волшебные пальчики» и т. д.
Подобрала игры, упражнения, пальчиковый театр, направленные на развитие мелкой моторики.
Игры и упражнения, пальчиковые разминки провожу систематически на своих занятиях, которые помогают детям уверенно держать карандаш, ручку, самостоятельно заплетать косички, шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из пластилина.
С педагогами провела консультации на темы:
• «Роль пальчиковой гимнастики в формировании звукопроизношения ребёнка»
• «Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет»
Также провела для воспитателей семинар-практикум «Пальчиковая гимнастика и речь»
Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук :
• Развитие ручной умелости (рисование, лепка, конструирование,
аппликация и д. р.);
• Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных
картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и
других мелких предметов);
• Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него.
• пальчиковые игры- сказки;
• массажные коврики;
• самомассаж кистей и пальцев рук;
• пальчиковый игротренинг;
• разные виды шнуровки и т. д.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома во дворе во время выездов на природу- с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы обучения не только в дошкольном возрасте, но и в первом классе и в дальнейшем.
Хотелось бы повторить основное правило для воспитателей, родителей и других специалистов, работающих с детьми, - работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.