Получи документы

Творческая мастерская на тему «Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет»

Елена Лаврикова
Творческая мастерская на тему «Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет»

Ваш ребёнок плохо говорит? Вам к логопеду!

Статистика утверждает, что подобная фраза в последнее время звучит не редко, а логопеды-практики всё чаще сталкиваются в работе с речевыми нарушениями, требующими длительной коррекции.

Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирование личности ребёнка. Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием.

Публикация «Творческая мастерская на тему „Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет“» размещена в разделах

Речь относится к разряду сложнейших психических функций и материальной основой её является головной мозг. Именно взаимодействие множества мозговых структур обеспечивает формирование сначала устной речи, а затем - навыков чтения и письма.

Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребёнка, так и причиной их появления. Это не значит, что ребёнок «ненормальный» или «глупый». Это значит, что у ребёнка есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, чтобы они не стали препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.

Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа.

В профилактических целях предлагаю следующие виды работ по исправлению речевых недостатков: Развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться этими движениями - держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Свою работу внутри детского сада строю в соответствии с годовым планом.

Большую работу провожу с детьми по развитию мелкой моторики.

Создала зону исследовательской деятельности: сухой бассейн с песком. Это одна из форм естественной деятельности ребёнка. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, - психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Я использую сухой бассейн, как инновационные методики в логопедической работе. Вместе с детьми придумываем игры с песком, например: прячем героев сказок в песке, находим их. Дети рассказывают, из какой сказки герои, вспоминаем произведения. Также рисуем различные предметы на песке. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, что прекрасное средство для их развития.

Для укрепления мелкой моторики подобрала графические задания, которые необходимо выполнять карандашами (простым и цветными) :

- обведи по пунктирным линиям;

- дорисуй;

-нарисуй сам;

- раскрась ярко;

- сделай штриховку и т. д.

В работе с детьми использую тетради с печатной основой. Также следует особо подчеркнуть, что эффективность работы с родителями определяется не столько умелым отбором её содержания и форм, сколько психологическим настроем, возникающим у них в процессе постоянных контактов с учителем-логопедом и воспитателями. Даю домашние задания с целью закрепления: выкладывание букв из спичек, палочек, карандашей, вырезание изученных букв из журналов и газет, лепка из пластилина, обведение фигуры по контуру, заучивание чистоговорки и т. д. Задания выполняются в индивидуальных тетрадях. Такая работа с родителями помогает установить между мной и родителями систему непрерывной и эффективной обратной связи. Хочу отметить, что моя работа без сотрудничества с родителями была бы менее успешной. Они охотно выполняют мои просьбы, прислушиваются к пожеланиям, в выходные дни вместе с детьми старательно выполняют домашние задания.

В начале учебного года подробно объясняю родителям, какие тетради и пособия нужны для занятий, как их оформить и каким образом по ним работать. В каждой тетради имеются общие для всех разделы:

- артикуляционная гимнастика и общие речевые навыки;

- пальчиковая гимнастика;

- развитие грамматического строя речи и связной речи;

- звукопроизношение и слоговая структура слов.

Индивидуальные разделы:

- развитие понимания речи;

- развитие сенсорики.

В процессе работы с родителями в организации методической помощи использую наглядные средства:

• специальные логопедические уголки, где содержится информация о логопедическом пункте;

папки-передвижки на темы: «Рекомендации по развитию моторики пальцев рук детей», «Пальцы учат говорить» ;

• тематические выставки книг;

• индивидуальные беседы с родителями.

Свою работу внутри детского сада строю в соответствии с годовым планом.

Большую работу провожу с детьми по развитию мелкой моторики. Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.

Изготовила:

• Массажные коврики из бисера, бус, пуговиц;

• Пальчиковый бассейн из фасоли, гороха, пробок;

• Дидактическое пособие для работы со шнурками, палочками и карандашами для выкладывания букв и других предметов;

• дидактическую игру «Волшебный сундучок»;

• разные виды шнуровок и т. д.

Разработала свой комплекс пальчиковой гимнастики:

- «Сидит белка на тележке»;

- «Кормушка»;

- «Помощники»;

- «Лесные подарки»

- «Волшебные пальчики» и т. д.

Подобрала игры, упражнения, пальчиковый театр, направленные на развитие мелкой моторики.

Игры и упражнения, пальчиковые разминки провожу систематически на своих занятиях, которые помогают детям уверенно держать карандаш, ручку, самостоятельно заплетать косички, шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из пластилина.

С педагогами провела консультации на темы:

«Роль пальчиковой гимнастики в формировании звукопроизношения ребёнка»

«Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет»

Также провела для воспитателей семинар-практикум «Пальчиковая гимнастика и речь»

Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук :

Развитие ручной умелости (рисование, лепка, конструирование,

аппликация и д. р.);

• Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных

картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и

других мелких предметов);

• Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него.

• пальчиковые игры- сказки;

• массажные коврики;

• самомассаж кистей и пальцев рук;

• пальчиковый игротренинг;

• разные виды шнуровки и т. д.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома во дворе во время выездов на природу- с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы обучения не только в дошкольном возрасте, но и в первом классе и в дальнейшем.

Хотелось бы повторить основное правило для воспитателей, родителей и других специалистов, работающих с детьми, - работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Из опыта работы воспитателя группы №2 (первая младшая группа)Ивановой Натальи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческая мастерская на тему «Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет»
Опубликовано: 19 февраля 2013 в 15:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД