МААМ-картинки

Творческие и организационные аспекты подготовки исполнителей чтецких конкурсов

Виктория Богданова
Творческие и организационные аспекты подготовки исполнителей чтецких конкурсов

Анализ опыта в сфере дополнительного образования

Развитие современного искусства чтеца требует новых форм организации исполнительской деятельности. Работа над литературным материалом способствует творческой самореализации личности обучающегося, а, значит, требует поиска новых творческих и организационных методов при подготовке чтеца. Рассмотрим категорию «Любители», в которой участники занимаются в учреждениях дополнительного образования и культуры.

Публикация «Творческие и организационные аспекты подготовки исполнителей чтецких конкурсов» размещена в разделах

В разных городах проводятся конкурсы исполнителей художественного слова различных уровней, и их количество растёт с каждым годом, а возможность заочного участия делает эти конкурсы доступными для большего количества участников. Но это имеет и «оборотную сторону медали». Многие образовательные учреждения, решив выставить на конкурс своих учеников, «берут» не качеством исполнения, а количеством участников, которые, ознакомившись с текстом выступления накануне, не понимают, что они исполняют, и с какой целью выходят к зрителям. Конечно, подготовка чтеца педагогом, не имеющим профильного театрального образования, имеет существенные недостатки: дети учат произведения с показа преподавателя, «иллюстрируя» текст жестами и позами. Возникают вопросы: как педагогам театральных коллективов работать с обучающимися, как повысить их интерес к искусству художественного слова, открывая новых авторов, чьи произведения не входят в школьную программу, работать над техникой речи и научиться «транслировать» текст зрителям? Рассматривая процесс подготовки, важно отметить, что совместное творчество педагога и обучающегося – главное для достижения творческой цели, а именно, для выступления перед зрительской аудиторией на конкурсной основе. Поэтому целью исследования является способность педагога вовлечь обучающихся в продуктивную творческую деятельность.

Первая проблема, с которой сталкивается преподаватель художественного слова – это проблема выбора материала. Для педагога также важно, чтобы обучающийся не формально заучивал текст, а научился с ним «работать». Вопрос «какой взять материал?» является актуальным для всех преподавателей художественного слова. Важный педагогический принцип – единство художественных и педагогических требований к отбору материала – в творческой практике сложно реализуется. И здесь трудно переоценить роль педагога. Именно он должен являться главным «человеческим фактором», определяющим творческое развитие каждого ученика. Масштаб личности руководителя, его общая культура и художественный вкус – эти качества, «профессиональные компетенции», как пишут сегодня, невероятно важны. Выбор репертуара как творческий процесс требует от педагога эрудиции, обширных знаний в области искусства, постоянной необходимости пополнять собственные художественные впечатления. Часто выбор материала обусловлен только собственной увлечённостью педагога тем или иным литературным материалом, когда необходимо разбудить интерес и вдохновение у детей. Педагог должен учитывать художественную значимость материала и степень интереса к нему школьников данного конкретного возраста. С последним требованием напрямую связаны доступность и понятность выбираемого текста определённому возрасту. Далеко не все литературные произведения, интересные, понятные и в воспитательном отношении ценные для школьников, педагогически целесообразно использовать для работы со школьниками. Это связано со спецификой сценической работы и особенностями её воздействия на детей и подростков. Следует иметь в виду возможности ребёнка-чтеца, позволяющие ему подробно разобраться в выбранном для него материале, понимать, посильна ли для него психическая нагрузка, которая требуется в процессе сценического воплощения литературного материала. Ведь сценическое воспроизведение отличается от чтения или изучения литературного произведения на уроке более детальным анализом отношений и характеров героев. Трудности при работе над стихотворным произведением связаны с тем, что дети школьного возраста не любят стихи и совсем не умеют их читать вслух. Часто педагоги не помогают понять и почувствовать поэтическое слово, а ограничиваются требованиями «читать с выражением» или «с интонацией». Что значит – «читать с выражением»? Читать громко или «раскрашивать» слова? Конечно, нет никакой необходимости в этом механическом усилении звука! Зрителя интересует только «живое» слово исполнителя, который сопереживает герою и понимает авторскую мысль. Важно, чтобы ребёнок развивал это понимание, перестал бояться читать текст «не с той интонацией», а главное, хотел бы поделиться мыслью, заложенной в это произведение автором и понятой им самим. Исполнителю должна быть ясна каждая фраза; она должна вызывать определённые конкретные представления, чувства, ассоциации.

В связи с празднованием 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2019-2020 годах были проведены различные мероприятия и конкурсы, посвящённые этой дате, где участники читали художественные произведения о Великой Отечественной войне. И вновь стал актуален спорный вопрос в работе педагогов о критериях доступности текстов о войне для сценической работы с детьми. Понимание военно-патриотических произведений, в которых отражены жизнь и образы, очень далёкие от знаний и опыта современных школьников, при чтении представляет для них определённые трудности. Чаще всего, произведения о военном времени имели в виду читателя взрослого, а не ребёнка. Почему же преподаватели художественного слова нередко стараются дать своим ученикам, так сказать, «недетский» материал? Действительно ли, дети открывают в нём много нового для себя, более полно проявляют собственную творческую инициативу, осознанно добиваются решения сложных сценических задач? При выборе материала также важно учитывать возможность освоения юными чтецами смыслового и образного авторского языка данного произведения, так как в работе с текстом обязателен разбор смысла каждой фразы. Безусловно, выбор определяется собственным интересом педагога к творчеству данных авторов, а также пониманием готовности ученика проанализировать, разобрать и рассказать истории, далёкие от нынешнего дня.

Следует обратить внимание на ещё одну художественно-педагогическую проблему, возникающую при обращении к материалу, в конфликте которого активно сталкиваются «положительные» и «отрицательные» герои. И, если обычно при работе над художественными произведениями, обнаруживая в их борьбе суть отрицательных поступков и намерений персонажа, для исполнителя важно ощущение возможности изменения отрицательного персонажа к лучшему, то возможно ли улучшение или, тем более, самосовершенствование для отрицательных персонажей произведений о войне? Итак, выбор репертуара о войне для конкурса исполнителей художественного слова – дело трудное, ответственное, творческое. И в этом, и во всех остальных случаях выбор репертуара при подготовке к конкурсам требует от руководителя внимания к возрасту участников, понимания специфики в решении задач по овладению художественным словом. Конкретное решение вопроса о выборе материала зависит от множества условий: от художественно-педагогических задач, которые ставит перед собой педагог в данное время, от особенностей детей – их возраста, опыта сценической работы.

Особенностью речевого исполнительского искусства является то, что оно включает в себя целый комплекс выразительных средств, отбор которых является следующей проблемой для преподавателя художественного слова. Среди них на важном месте – актёрское мастерство исполнителя. Как и для актёра, так и для чтеца, важно взаимодействие с партнёром. Только во втором случае в роли партнёра выступает зритель. Важным отличием от актёрского искусства является то, что чтец ведёт рассказ о событиях прошлого (нет действия в событиях, происходящих «здесь и сейчас», рассказ «от себя», «от Я» с определенным отношением к событиям и героям, не перевоплощаясь в образ и не используя физическое действие [1]. Что же касается таких выразительных средств исполнителя художественного слова, как словесное действие, характерность речи, пауза, жест, мизансцена, а также полётность и свобода голоса, то они связаны с процессом исполнения произведения на сцене, а не с подготовительной работой над текстом, где приёмы и методы, как и в мастерстве актё ра: определить сверхзадачу, «вскрыть» подтекст, «докопаться» до авторской мысли, изучить особенность языка, логику и последовательность, «включить» воображение и видения. Большое значение имеет для чтеца и органическое владение актёрскими приемами психотехники. Эти приёмы необходимы для создания подлинного словесного действия [2].

Однако, часто педагоги, пытаясь «прикрыть» недостаточно проработанный с обучающимся материал, используют «дополнительные» выразительные средства, которые, на их взгляд, смогут усилить яркость создаваемого художественного образа. Это и театральные костюмы, и музыкальное сопровождение, которое очень часто не поддерживает исполнителя в его намерении «донести» до зрителя свою мысль, а наоборот, уводит за собой и чтеца, и слушателя, смещая акценты в самом событийном ряду. На самом деле, воздействие чтеца, в отличие от актёра, на зрительскую аудиторию не выходит за рамки словесного действия, но это требует серьёзной работы с текстом, тщательного анализа обстоятельств, отношений, второго плана, перспективы мысли, так же, как и актёру.

Немаловажным параметром в оценочном листе члена жюри является «речевые недостатки исполнителя». И, действительно, исполнителю необходимо правильно владеть своим речевым аппаратом, необходимо иметь представление о том, как он устроен и уметь им управлять. Также важно содержать голосовой аппарат в постоянной готовности к речи. Но не всегда в программе предмета «Художественное слово» при групповом обучении в учреждениях дополнительного образования имеется возможность уделить время технике сценической речи. Профессиональными свойствами речевого голоса считаются его звучность, широта диапазона, сила, гибкость, полётность, выносливость, и всего этого можно добиться на занятиях техники речи. К тому же, при работе с детьми необходимо учитывать их особенности. К примеру, в период мутации голос меняется, и в этот период следует избегать голосовых нагрузок, не допускать громкого чтения, выступлений на концертах. Тренинг рекомендуется проводить с общеукрепляющей гимнастикой и мысленным чтением. Техническое оснащение чтеца связано со спецификой художественной речи: орфоэпией, дикцией, музыкальностью речи, её поэтичностью, чувством стиля. И здесь возникают сложности, связанные с пониманием природы языка художественной литературы. К примеру, на вопрос «зачем нужна поэтическая речь», такие ответы, как «стихами сказать красивее», не только не снимают проблемы, но, по сути, её подчеркивают. Вторая проблема заключается в том, что сложно чётко отграничить средства выразительности естественной речи от речи художественной. Как речь художественную, подчиняя задачам воплощения авторского замысла, сделать «живой»? В-третьих, необходимо понять, как «работают» приёмы, которыми пользуется литература. К примеру, почему слово или выражение действует сильнее, если его повторить несколько раз?

Работая над текстом, преподаватель должен решить ещё одну важную задачу, как обучить ребёнка «вскрыть подтекст», «держать перспективу»? Любое произведение имеет текст, который читатель видит глазами, но есть ещё и то, что угадывается мысленно, это – подтекст. Между словами и смыслом – тесная взаимосвязь. Подтекст всегда определяет логику действий и поступков персонажей, наполняет любую фразу живым содержанием, свежими эмоциями. Сигналами смысла – подтекста – могут быть взгляд, улыбка, жест, пауза, недосказанная фраза. «Вскрытие» подтекста, то есть его реализация, даёт понимание текста, произнесённого со сцены. Нельзя «искать» интонацию, необходимо раскрыть замысел автора. И запоминать надо не интонацию, а тот логический ход мыслей, который привел к верному мелодическому выражению слова, фразы, абзаца. Исполнитель создаёт видения – «киноленту видений», которые увлекают самим произведением. И тогда за текстом автора можно увидеть «живую» действительность. Зрительской аудитории важно понять в чтении отношение рассказчика к происходящему, а это возможно при подлинном переживании исполнителя, которое возникает при подробном изучении материала и «присвоении» его себе рассказчиком.

Успешное участие в конкурсе имеет ещё одни предпосылки к этому, а именно, опыт работы на зрителя. На этом этапе важно проверить, что зритель сможет усвоить то, что чтец хочет передать, необходим контакт со зрителем при помощи общения – речи и взгляда. Объявление автора и названия произведения – желательно, сделать самому исполнителю, а не ведущему, так как при этом происходит определённый «настрой» на произведение, затем «собрать» внимание зрителя и начать чтение. Многие могут бояться выхода на сцену перед аудиторией. Но качественная работа над произведением поможет донести авторскую мысль. Этому способствует и энергетика собственного желания: «хочу передать…» Первое выступление можно провести перед дружественной аудиторией в репетиционном зале, подчеркнув учебный характер работы, где целью исполнения станет передача мысли и чувства писателя зрителям.

Так сложились обстоятельства в условиях пандемии, что стали популярны интернет-конкурсы, а, в других случаях, очный конкурс имеет возможность заочного участия. Необходимо понимать, что новая форма участия в конкурсах требует освоения дополнительных навыков для записи работ на видео. Есть несколько общих правил, которые распространяются на все интернет-конкурсы :

- видео должно быть снято в один дубль без монтажа,

- на видео должны быть видны лицо и руки исполнителя. Иногда есть требование представиться на камеру. Фраза «Видео снято для конкурса…» показывает, что исполнитель серьёзно относится к конкурсу, сделав запись специально для этого конкурса. Необходимо уделить внимание внешнему виду и одеться так же, как и для очного участия в конкурсе. Фоном, на котором читает участник, если нет возможности записаться на сцене, лучше выбрать чистую ровную стену, убрав всё лишнее из кадра. И, конечно, важно настроить качественный звук, при необходимости использовать второй микрофон.

Так кто же становится победителем в конкурсах исполнителей художественного слова? В работе жюри критериями оценки чтецов являются не только выбор репертуара, но и раскрытие смысла произведения, не только внешний вид, но и сценическая культура, не только техника речи, но и её логика; важно, чтоб исполнитель проявил не только артистические способности и эмоциональность, но и доказал личностную позицию. В рамках Регионального конкурса исполнителей художественного слова, организованного Новосибирским государственным театральным институтом, для педагогов образовательных учреждений проводятся мастер-классы преподавателей сценической речи НГТИ. В 2020/2021 учебном году, несмотря на дистанционный формат регионального конкурса, для преподавателей ДШИ был проведён мастер-класс «Работа с текстом о войне при подготовке к участию в творческом конкурсе»; для повышения квалификации учителей средних школ была реализована программа «Методика преподавания художественного слова в общеобразовательной школе». Практика показала, что ряд мастер-классов, которые были приготовлены преподавателями НГТИ в разные годы во время проведения конкурса, а также в рамках программы повышения квалификации, а именно: «Методология художественного слова», «Событийно-действенный анализ художественного текста», «Стиль автора и образ рассказчика», «Законы логики и словесного действия в прозе и в стихах», а также «Техника речи: логика в скороговорках и коротких учебных текстах прозы и стиха» и др. были очень полезны для преподавателей учреждений культуры и дополнительного образования, а также для учителей общеобразовательных школ, преподающих сценическую речь и актёрское мастерство. И такую практику необходимо продолжать.

Итоги конкурсов 2020/2021 гг. показывают разные творческие результаты. Для того, чтобы стало возможным поднять общий культурный уровень исполнителей, необходимо улучшить качество литературного материала, выбираемого обучающимися самостоятельно или под руководством педагога, профессионально отнестись к разбору текста, который зависит от интеллекта преподавателя, верно отобрать выразительные средства. Таким образом, подготовка к выступлению должна занимать у детей достаточно много времени.

Список литературы

1. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссёра. Учеб. пособие для спец. /Б. Е. Захава-М. :Просвещение, 1978.

2. Кнебель, М. О действенном анализе пьесы и роли/М. Кнебель-М. :Искусство, 1982.

3. Козлянинова, И. П., Промптова, И. Ю. Сценическая речь. Учебник 3-е изд. /И. П. Козлянинова, И. Ю. Промптова-М. : Гитис, 2002.

4. Станиславский, К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М. : Искусство, 1989. Т. 2. Работа актера над собой. Часть 2

5. Некрасова, Л. М. Театральная педагогика: становление и развитие. –

Научные школы в педагогике искусства. М. : ИХО РАО, 2008, с. 143-150.

6. Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 255 с.

Публикации по теме:

«Рисуем Новый год!» Мои участники конкурсов и выставок«Рисуем Новый год!» Мои участники конкурсов и выставок Ну, как тут не порадоваться! Благодаря нашему методисту Мерзликиной Наталье Петровне, мне и моей группе "Солнышко", довелось участвовать.

Фотоотчет «Награждение победителей конкурсов»Фотоотчет «Награждение победителей конкурсов» В Правохеттинском ЛПУМГ подвели итоги онлайн-конкурса рисунков «Победа глазами детей». О войне сегодняшние дети судят по рассказам взрослых,.

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Картотека игр, конкурсов, эстафет на Старый Новый год НОВОГОДНИЙ ВЕТЕРОК Для проведения этого конкурса потребуется стол или любая ровная поверхность. Посередине необходимо проложить линию —.

Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.

Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения для младших школьников Автор: Цветкова Татьяна Евгеньевна. Тема методического материала: Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения.

Подборка конкурсов для праздников, посвященных Дню защитника Отечества Подборка конкурсов для праздников, посвященных Дню защитника Отечества. 1. Конкурс: «Кавалеристы». Папа- лошадка, ребенок- наездник (сидит.

Сценарий новогодних конкурсов во 2 классеСценарий новогодних конкурсов во 2 классе Цель: - создать праздничную и доброжелательную атмосферу; - развивать познавательную активность, творческие возможности и фантазию детей;.

Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС»Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС» Творческая мастерская: «Шаг в мир детской игры» Воспитатель : Курзова Ольга Михайловна Учитель-дефектолог : Виноградова Елена Брониславовна.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческие и организационные аспекты подготовки исполнителей чтецких конкурсов
Опубликовано: 30 января 2022 в 16:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД