Юлия Неумывако
Творческий отчет. Тема: Творческие способности в дошкольном возрасте.
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий отчет.
Тема : Творческие способности в дошкольном возрасте.
На протяжении двух лет я работаю над методической темой: «Творческие способности детей в дошкольном возрасте», уделяя больше внимания на развитие этих способностей через применение нетрадиционных методов обучения изобразительной деятельности.
Публикация «Творческий отчет, Тема: Творческие способности в дошкольном возрасте,» размещена в разделах
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Цель: изучить и применить инновационные и нетрадиционные методы и приемы по изобразительной деятельности к развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Изучить психологические основы развития способностей в дошкольном возрасте.
• Изучить методическую литературу и публикации.
• Изучить методы и приемы работы по изобразительной деятельности для развития творческих способностей.
• Применить полученные знания во время проведения ОУД.
Интерес к природе творчества и творческих способностей приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием науки и техники и необходимостью подготовки специалистов, способных решать возникающие перед ними все более сложные задачи. В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие личности рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста – т. е. с дошкольного. Проблема развития творческих способностей дошкольников со всей очевидностью отражает необходимость формирования у подрастающего поколения опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений, стремления реализовать свои потенциальные возможности. Ее решение объективно требует качественно нового подхода к организации образовательного процесса. Соответственно, должны претерпеть изменения формы, средства и методы обучения дошкольников.
В настоящее время разрабатывается большое количество инновационных и альтернативных программ развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Е. С. Дёмина, А. А. Майер, В. Ф. Пронина, Ю. П. Русанова, Л. И., и др., среди которых можно выделить: программу «Красота - Радость - Творчество» под редакцией Т. Комаровой; «Природа и художник» Т. Копцевой; и др. Тем не менее, большинство программ обучения и развития творческих способностей детей ориентированы либо целиком, либо преимущественно на когнитивное развитие. Т. е. на развитие всех видов мыслительных процессов таких как восприятие, память, воображение и логика. Но развитие творческих способностей ребенка – это, прежде всего, реализация его собственной индивидуальности, связанная с развитием способности выразить свое эмоциональное содержание. Современная система дошкольного образования направлена на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя, опираясь на имеющийся природный потенциал, и подготовиться к непрерывному развитию своих способностей. В педагогической науке ведется активный поиск путей раскрытия творческого потенциала детей дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе, который предоставил бы возможность каждому развить творческие начала, проявить себя полно и активно.
Значение периода детства для развития творческих способностей
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.
Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей. Я считаю, что именно педагоги дошкольного учреждения должны выстраивать работу с детьми таким образом, чтобы заинтересовать каждого ребенка, вовлечь его в творческую деятельность, привлекать его к различным творческим делам. Каждый ребенок индивидуален у одного есть задатки к рисованию, у другого к лепке и конструированию, а у некоторых детей на первый взгляд нет ни к тому, ни к другому. Поэтому задача педагога заинтересовать всех детей творческой деятельностью. На мой взгляд, это можно сделать через нетрадиционные способы рисования, лепки, аппликации и конструирования. В ходе изучения данной темы я узнала много интересных и нетрадиционных методов работы. В рисовании: рисование пальчиком и ладошкой, кляксография, печатанье на бумаге ( печати могут быть выполнены из различных материалов: губка, картофель, свекла и другие). А также рисование на песке, ткани, рисование солью, свечкой, мыльными пузырями.
Аппликация: из макаронных изделий, крупы, фантиков, салфеток, мишуры, сухих листьев, бусинок и много другого.
Конструирование: из природного материала, макаронных изделий и т. д.
Исходя из своих наблюдений я могу сделать вывод, что такие занятия нравиться детям на много больше чем обычные занятия с использованием цветной бумаги и пластилина. После проведения нескольких таких занятий я стала замечать как дети стали более увлеченно работать, а некоторые, заинтересовавшись той или иной техникой стали приносить в группу работы которые они выполнили дома самостоятельно. Детям нравиться наблюдать за тем как обычные на первый взгляд предметы преображаются и предстают в новом качестве. Мною были проведены следующая ОУД: «К бабушке в деревню» - лепка из слоеного теста, «Путешествие в город цветов» аппликация из крашеного риса, «Как мы осени помогали» аппликация из макаронных изделий, «В поисках клада» аппликация из мишуры, «Преврати лоскуток в лес, поле или …» рисование на ткани, «Два веселых гуся» - рисование ладошкой, «Бусы для мамы» рисование пальчиком, «Браслеты маме в подарок» - конструирование из макаронных изделий, коллективная работа «Одуванчики» - аппликация из смятых салфеток и многие другие занятия.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети учатся воспринимать, наблюдать, придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы – показатели не только умственного, но и творческого развития ребенка. Исходя из всего выше сказанного, считаю необходимым систематически планировать и проводить работу по развитию творческих способностей, а именно изобразительной деятельности детей. Широко использовать технику рисования пальчиками, тычки кистью, технику работы печаткой, технику печатанья ладошкой, рисование солью, свечкой, в аппликации использовать технику сминания салфеток или цветной бумаги, делать аппликации из круп, в лепке использовать крашенное соленое тесто.