Мария Орел
Творческий проект «23 февраля — День защитника Отечества»
▼ Скачать + Заказать документы
«В поисках подарков»
Цель: привлечение родителей к нравственному воспитанию детей, совместному сотрудничеству; сплочение детского и взрослого коллектива.
В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Творческий проект „23 февраля — День защитника Отечества“» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Проекты, планы к 23 февраля
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Родина, Отечество….Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли ее наши предки: отцы, деды, прадеды.
В настоящее время мы столкнулись с проблемой, что дети практически ничего не знают о Российской Армии, о людях военных профессий, о воинах-героях, которые отдали жизнь за мирное небо над нашей головой.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальная и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую, вызывают лишь недоумение.
Понимая важность вышесказанного, воспитателями была создана образовательная среда, отражающая данную тематику и стимулирующая интерес дошкольников и родителей к данной проблеме.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и предположить «Какой праздник мы ждем? И как мы могли бы его отметить?»
2. Актуальность.
Участие в проекте поможет детям отмечать праздник своих пап и дедушек более осознанно, с чувством гордости за защитников нашей Родины. Дети по своей сути очень любознательны. Им будет интересно узнать о защитниках Родины. Реализация данного проекта позволит сформировать у детей знания о государственном празднике «Дне защитника Отечества», расширит их познания о государстве, в котором они живут, об армии, которая их защищает, что позволит воспитать желание идти в армию, защищать свою страну и своих близких.
3. Степень разработанности проблемы.
Проекты данной тематики широко представлены как в литературе, так и в интернет-ресурсах. Однако, по нашему мнению, этим проектам не хватает партнерства и сотрудничества всех участников образовательного процесса: родители, дети, педагоги. Недостаточно прослеживается стимулирование взрослым детской инициативности и самостоятельность детей и родителей в разработке проекта.
4. Объект проектной деятельности : «День защитника Отечества»
5. Предмет: «Изучение истории праздника и обобщение знаний о Российской армии, выявление личных, семейных смыслов этого праздника»
6. Цель проекта.
- (Дети) Формирование чувства патриотизма у детей среднего дошкольного возраста и их осознанного личностного отношения к празднику «День защитника Отечества»
- (Родители) Приобщение родителей к активному, заинтересованному отношению к образовательному процессу в ДОУ.
- (Педагоги) Создание условий для партнерского взаимодействия с детьми и родителями.
7. Задачи:
(Для детей) :
Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения праздника «День защитника Отечества»;
- расширять представления детей о Российской Армии, о видах войск, о людях военных профессий.
Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков детей;
- способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, обогащать словарь новыми словами;
- способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма у дошкольников;
- воспитывать чувство уважения к российскому воину;
- воспитывать чувство любви и гордости за свою страну.
(Для педагогов) :
- совершенствование профессионального уровня педагогов;
- рост творческой активности педагогов;
- развитие навыков планирования;
- развитие умения педагогов стимулировать, направлять и формировать инициативность дошкольников.
(Для родителей) :
- развитие и поддержание партнерства во взаимодействии с ребенком и педагогами;
- привлечение родителей к планированию реализации совместной творческой деятельности с детьми и педагогами.
8. Гипотеза.
День защитника Отечества не просто праздник пап, а праздник мужества, отваги и самоотверженности. В этот день мы чествуем тех, кто героически защищал и защищает нашу Родину. Благодаря Защитникам мы чувствуем уверенность, спокойствие и величие нашей Родины.
9. Ресурсы.
Материально-технические: помещение для проведения праздника, проектор, ноутбук, электронная дока, музыкальный центр, канцтовары, спортивный инвентарь.
Кадровые: педагоги, муз работник, инструктор по физической культуре. Наличие опыта работы с данной целевой категорией. Наличие опыта использования предлагаемой технологии.
Информационные: книги, интернет-ресурсы, истории родителей, дедушек и бабушек.
Нормативно-правовые: ФГОС ДОУ, локальные акты МБДОУ, согласие законных представителей детей на участие в культурно-массовых мероприятиях.
10. Последовательный перечень этапов проекта.
Этапы реализации проекта :
I этап (неделя)
- Формулирование целей и задач проекта
- Изучение темы проекта
- Формирование предметной среды группы.
II этап (10 дней)
- Практическая деятельность по решению проблемы
- Планирование совместной деятельности
- Сбор и систематизация информации
- Поисковая деятельность детей и взрослых
- Проведение бесед, дидактических игр по расширению представлений о российской армии, о родах войск
- «Мужские похваляшки» совместное мероприятие детей и родителей, где папы и дедушки рассказывают о службе в армии.
Создание в группе условий для реализации проекта : Выставка книг, альбом с фотографиями военных, иллюстрации военной техники, просмотр фильмов об армии, выставка игрушечной военной техники, в каждом центре тематический материал по интересам детей, приуроченный к Дню защитника Отечества.
III этап – итог (2 дня)
- Презентация проекта «23 ФЕВРАЛЯ ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА».
- Проведение спортивного праздника
«День защитника Отечества»
Развивающая среда: Оформление в группе уголка посвященного «Дню защитника Отечества» с использованием детских рисунков к рассказам «Как папа или дедушка служили в армии», и иллюстраций из журналов. Совместное создание атрибутов к сюжетно ролевым играм. Музыка и др.
11. Поэтапный план проектной деятельности.
Беседа «Наша армия сильна», рассматривание иллюстраций в соответствии с тематикой.
Познание. Формирование целостной картины мира: «День защитника Отечества. Памятники защитникам Отечества в родном городе»
Задачи: продолжить знакомить детей с людьми, прославившими Россию: познакомить их с памятниками защитникам Отечества в родном городе. Воспитывать в детях гордость за историческое прошлое своей страны.
Наглядный материал: Иллюстрации с изображением памятников защитникам России, воздвигнутых в родном городе.
Познание. Конструирование
Военный парад».
Художественно-эстетическое развитие: «Наша армия сильна» (дорисовывание сюжетного рисунка, предложенного воспитателем.)
Задачи: создать условия для выражения детьми художественно-изобразительными средствами представлений о своей Родине. Учить воссоздать постройку по образцу в соответствии с заданной темой и подбирать способы передачи своего замысла. Развивать чувство композиции, умение рассказать о своем рисунке. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Познание. Формирование элементарных математических представлений «День защитника Отечества».
Музыка. Музыкальное слушание военных маршей, рассматривание иллюстраций с изображением различных видов войск.
Чтение художественной литературы А. Митяев «Почему армия родная?», Л. Касиль «Твои защитники», Е. Воробьева «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор», А. Маркуша «Я солдат и ты - солдат», А. Беляев «Хочу быть военным моряком», Н. Никольский «Что умеют танкисты», В. Козлов «Пашкин самолет». Чтение стихотворений про 23 февраля.
Выставка книг в книжном уголке на тему: «От богатырей до защитников наших дней», Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», былины про Добрыню Никитича, Алешу Поповича, Сказка «Финист – Ясный сокол», Физкультминутка «Богатырь». Стихотворение В. Берестова «Богатыри», А. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести. Загадки о богатырях.
Речевое развитие: «Защитники Отечества».
Цель: Активизация словаря по теме «День защитника Отечества».
Задачи:
- чувство гордости за русских воинов;
- способствовать формированию элементарных представлений о важнейших исторических событиях в России, защитниках Отечества, об исторических деталях;
- формировать первоначальные представления детей о родах войск Российской армии;
- способствовать проявлению потребности в получении информации защитниках Отечества;
- актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.
Музыка. Музыкальное разучивание песни «Мы шагаем как солдаты»
Разучивание стихотворения С. Михалкова «Мы тоже воины»
Праздник, посвященный дню защитника Отечества. Рассматривание фотоколлажа, посвященного дню защитника Отечества с фотографиями пап и дедушек во время службы в армии.
Решение поставленных задач с детьми вне основной образовательной деятельности:
Конструирование: корабль, танки, крепость.
Подготовка сообщения-презентации с родителями о том, как у папы или дедушки проходила служба в армии, в каких войсках они служили.
Слушание рассказов о солдатах, об армии.
Рассматривание картин с изображениями летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков; Рассматривание иллюстраций о Российской армии (рангах, знаках отличия, звания, родах войск) и другую военную тематику, военных собак.
Беседы: «Памятники воинской славы»; «Военной-морской флот»; «Четвероногие бойцы»; «Армия в мирное время»; «История праздника – 23 февраля».
Разучивание песен и стихов.
Армейская побудка (комплекс гимнастики после сна)
- Физкультурная минутка «Чтоб солдатами нам стать»
Продуктивная деятельность вне занятий:
- Ручной труд «Самолеты», «Пилотки».
- Рисование «Военная техника»
- Художественно ручной труд «Подарки папам и дедушкам»
- Лепка «Звезда», «Самолет», «Танк».
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники», «Моряки»; «Госпиталь»
Инсценировка стихотворения «Мы тоже воины» С. Михалкова. Игра – драматизация «В гостях у трех богатырей».
Дидактические игры: «Разложи и назови правильно», «Знаешь ли ты?», «Собери машину», «Что лишнее»; - «Что нужно моряку, пограничнику, летчику» (подбери картинку, «Чья форма?», «Морской бой», «Кому какой головной убор принадлежит?»). Ребусы, кроссворды. ТРИЗ-игра «Если бы я был… богатырём»; «Собери богатыря в путь – дорогу…», кроссворды, ребусы, «Назови богатыря».
Подвижные игры: «Сигнальные флажки», «Тревога», «Перетягивание каната», «Полоса препятствий» и др.
Решение поставленных задач с родителями:
Рассказы детей на тему: «Герой в нашей семье» : (помощь родителей).
Совместное оформление фотоколлажа, посвященного дню защитника отечества с фотографиями пап, дедушек вовремя службы в армии.
Оформление стендовой информации, поздравление с праздником.
Консультация – «История возникновения праздника 23 февраля».
Организация выставки детских работ по теме проекта.
Праздник совместно с родителями.
Организация выставок:
• «Военная техника» - выставка детских рисунков
• «Папин портрет с галстуком»
• Фотоколлаж, посвященный «ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» с фотографиями пап и дедушек во время службы в армии.
12. Конечный продукт проекта.
«Военная техника» - выставка детских рисунков
«Папин портрет с галстуком», Фотоколлаж, посвященный «ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» с фотографиями пап и дедушек во время службы в армии.
Совместные рассказы и презентации детей и родителей на тему: «Герой в нашей семье».
Подарки папам и дедушкам.
Спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества.
Результат:
Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр военную тематику, уважительно отзывались о защитниках отечества, с гордостью делились знаниями со сверстниками и воспитателем, которые они получили от родителей о службе в армии. С большим интересом стали играть в настольно-печатные и дидактические игры, посвященные данной тематике. Развили познавательные и творческие навыки, коммуникативные способности. Систематизировали свои представления о празднике и стали к нему относиться более осознанно.
Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из бесед с родителями.
13. Критерии оценки эффективности реализации проекта.
Признаки, на основании которых производится оценка эффективности реализации проекта :
- Дети видят, понимают, определяют и формулируют проблему с помощью взрослого и поддерживают его;
- Дети формулируют и задают вопросы по данной теме, отвечают на них самостоятельно или с помощью взрослого;
- Дети поддерживают выдвигаемую гипотезу взрослого;
- Дети делают выводы с помощью взрослого;
-Дети совместно с родителями составляют и представляют свои презентации;
- Дети самостоятельно действуют в развивающих центрах по теме проектной деятельности; поддерживают действия взрослых на всех этапах проектной деятельности;
- Дети продуктивно взаимодействуют в группах самостоятельно и при поддержке взрослого.
Диагностический инструментарий.
Уровни сформированности проектной деятельности мы определяем в ходе наблюдения за детьми, опираясь на качественные и количественные характеристики.
- НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – 1 балл; характеризуется низким познавательным интересом; отсутствием активности в поиске проблемы; неумением самостоятельно сформулировать вопросы; неправильностью выстраивания гипотезы, планированием своей деятельности; затруднениями в подготовке материала и достижении поставленной цели; трудностями в речевых формулировках, неумением обсудить результаты;
- СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – 2 балла; характеризуется наличием у ребенка познавательного интереса; умением в большинстве случаев видеть проблему, высказать предположения по данной проблеме, выдвижение единственного решения; правильностью в планировании; самостоятельности в выборе материала для экспериментирования; настойчивостью и последовательностью в достижении цели; умением сформировать выводы самостоятельно, либо по наводящим вопросам; умением пользоваться доказательствами, но не всегда полно и логично; при организации деятельности требуется постоянная направляющая помощь взрослого;
- ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – 3 балла; характеризуется умением самостоятельно видеть проблему, правильностью формирования вопросов, выдвижения гипотез, предположения; способностью выдвигать способы решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельностью и осознанностью в планировании своей работы; способностью дать оценку результату, сделать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе.
14. Прогноз возможных негативных последствий.
1. Недостаточная мотивация ребенка для участия в проекте по причине отсутствия папы и дедушки.
Предложить ребенку выбрать объект для поздравления их мужчин-сотрудников ДОУ, или объект для подражания из знакомых ему художественных и реальных героев.
2. Незаинтересованность родителей.
Мотивирование родителей заинтересованностью детей и сотрудников ДОУ. Наглядное поощрение активных родителей, в том числе и с помощью социальных сетей.
15. Литература.
1. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью Старшая группа. – М. : УЦ. ПЕРСПЕКТИВА,2009. – 212 с.
2. Парамоновой Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5–6 лет» под ред. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2015. – 752 с.
3. «Дорогою добра» Занятия для детей 5–6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию» под ред. Л. В. Коломийченко. – М. : ТЦ Сфера, 2015.