Получи документы

Творческий проект «Ложки как музыкальный инструмент» (3 фото)

Елена Пименова
Творческий проект «Ложки как музыкальный инструмент»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

общеобразовательная школа №37 города Смоленска

"Ложки как музыкальный инструмент"

Творческий проект

Авторы проекта : Алисов Сергей, Алиев Эльшат,

Богданова Снежанна, Братикин Сергей,

Вавильченкова Юлия, Кадочников Никита,

Ройденкова Лана, Черкасов Даниил -

ученики 3 классов МБОУ СОШ №37

(ансамбль ложкарей)

Руководитель проекта : Пименова Е. Г.

Публикация «Творческий проект „Ложки как музыкальный инструмент“» размещена в разделах

учитель музыки МБОУ СОШ №37

(высшая квалификационная категория)

Ложки как музыкальный инструмент

Авторы проекта : Алисов Сергей, Алиев Эльшат, Богданова Снежанна, Братикин Сергей, Вавильченкова Юлия, Кадочников Никита, Ройденкова Лана, Черкасов Даниил, - учащиеся 3 классов общеобразовательной школы №37 города Смоленска, ансамбль ложкарей.

Руководитель проекта : Пименова Елена Геннадьевна, учитель музыки МБОУ СОШ №37, руководитель ансамбля ложкарей.

Цель проекта :

знакомство с традициями и историей русской культуры.

Задачи проекта :

• изучить историю возникновения ложек;

• совершенствовать исполнительские приемы игры на ложках;

• участие в концертной деятельности.

Возраст участников проекта : учащиеся 3 класса общеобразовательной школы.

Режим работы над проектом : внеурочная деятельность.

Методы исследования:

• изучение и анализ литературы, информации в Интернете;

• практические занятия по развитию ритмического слуха и обучению приемам игры на ложках;

• концертное исполнение ансамблем «Рондо в турецком стиле» из сонаты №11 Моцарта.

ГЛАВА 1

Выбор и обоснование проекта.

По телевизору я видела выступление ансамбля ложкарей, в котором играли только мальчики. А когда летом я ездила в деревню к бабушке, там играли на ложках и взрослые, и дети вечерами, сидя на завалинке. Мне очень захотелось научиться играть на ложках. Осенью в нашей школе начал занятия ансамбль ложкарей, и я начала заниматься в нем. Когда я смотрела на играющих ребят, мне казалось, что это так легко, а на самом деле оказалось совсем не так: ложки никак не держались в моих ладошках, болели пальчики. Я поняла, что игра на ложках требует труда и терпения.

История возникновения ложек.

Нам очень захотелось узнать историю появления ложек. Как давно и где они появились? Кто первый стал играть на ложках? На наших занятиях мы узнали, что родина деревянной ложки – Египет. Это было очень давно. Сначала ложки делали из камня. Каменная ложка – тяжёлая, очень неудобная. Потом ложку стали делать из дерева. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков.

Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце 18 века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.

То, что инструмент бытовал задолго до конца 17 века, косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к 18-19 векам. Например, ложки изображены в руках потомственных скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты украшены бубенцами. Под другой картинкой, изображающей козу и медведя, есть надпись: «Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом – с рожками и с колокольчиками, и с ложками скачет, и в присядку пляшет».

Эти красивые ложки делают русские умельцы. Расписная деревянная ложка с давних времён гостит не только на столах. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти его с собой на память.

Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и народных традиций.

Деревянные ложки хороши ещё и тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если её есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время еды, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Это прекрасный обычай, который не стоит забывать.

Материал и технология изготовления ложек.

Деревянные изделия не только красивы – это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т. д. Пользоваться деревянными изделиями полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон веков ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Вырезать настоящую русскую ложку непросто, от мастера требуется большое мастерство и талант. Вырезание деревянных сувениров – это целое искусство, которому обучаются годами. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки : круглая или овальная, плоская, объёмная или гранёная.

Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т. п. Деревянные ложки имеют нарядный вид. Ложку украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходится разглядывать в лупу отдельные её детали.

Другие ложки расписывают вручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком.

Ложка как музыкальный инструмент.

Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что когда мы ударяем ложками друг о друга, они издают удивительно гармоничный чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий сразу оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек. Есть народные мастера, которые делают только музыкальные ложки. Их ложки отличаются несколько большей толщиной, а значит, прочностью и большой звучностью; они используют лучшие породы древесины. Такие ложки называются «звончатые».

Глава 2

Реализация творческого проекта. Ход работы. Описание этапов творческого процесса.

Когда мы начали заниматься в ансамбле, было трудно не то что правильно держать ложки, чтобы они звучали, даже ритм иногда не получалось простучать. Мы слушали разную музыку, пробовали отбивать ее ритм, играли в специальные игры, в которых можно было потренироваться и посоревноваться друг с другом. Учились разным приемам игры на ложках : сначала «ложка об ложку», «цокот», «часики», «литавры», «лягушка», потом «мячик», «перемена» - чужое плечо и чужое колено, «солнышко», «тремоло» и другие.

К концу года нами уже были созданы музыкальные композиции, чаще всего это были русские народные мелодии: «Во саду ли, с огороде», «Светит месяц», «Ой ты, зимушка-зима», «Как родная мать», «Калинка». Мы учились играть слаженно и выразительно, слушать друг друга во время игры. В концертных выступлениях участвовали с удовольствием и поддерживали друг друга во время исполнения.

Ход работы

На одном из занятий нам было предложено прослушать произведение, которое мы слышали раньше, но не знали, как оно называется. Оказалось, что это музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Вместе с преподавателем мы прослушали его, разобрались в строении и характере музыки (количество частей, повторяющиеся эпизоды, в соответствии с выводами нами были выбраны приемы игры на ложках, наиболее выразительно передающие характер той или иной части музыкального произведения. Так, для основной части мы решили взять прием «мячики», а для 2 части – прием «размах». В ходе работы эти приемы были дополнены, например на последнюю фразу 1 части добавили «мячики» по локтю и плечу. В заключительной части включили два варианта «перемены» и поочередное вставание участников, а завершается выступление эффектной «корзиночкой».

От занятия к занятию нам становилось все интереснее работать над этой музыкой, появлялись новые идеи и дополнения, которые еще лучше смогут «украсить» произведение. Поскольку над произведением Моцарта мы работаем впервые и вполне сознаем ответственность перед слушателями в исполнении классической музыки, мы старались не «перегружать» основное звучание, а лишь оттенять его и дополнять самобытным звучанием деревянных ложек. Над слаженностью исполнения работали усердно и с желанием. Не сразу стали получаться «перемены», т. к. это довольно сложный прием и требует концентрации внимания всех участников, что в силу индивидуальных особенностей ребят составляет большую сложность. И все-таки, через несколько занятий у нас стала «вырисовываться» основная картинка музыкальной композиции, а в процессе индивидуальной работы с некоторыми ребятами и у них стало получаться ритмичное исполнение данного приема. Когда были отработаны основные приемы, мы соединили композицию в единое целое, сначала в медленном темпе, а затем в темпе оригинала.

Нами были найдены интересные оркестровки «Рондо», мы с удивлением обнаружили, что написанная для фортепиано соната может звучать так ярко и необычно в исполнении симфонического оркестра, гитары и даже оркестра русских народных инструментов. Мы поняли, что язык музыки богат и многообразен, а участвовать в ее создании - большая радость и колоссальный труд.

Оценка творческого проекта.

В результате работы над проектом мы пришли к таким выводам:

Ложки бывают разные по назначению, по форме, по строению.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало отличаются от обычных ложек.

Ложки, сделанные из разных пород деревьев, звучат по-разному.

• Классическая музыка получает новое необычное звучание в различном исполнении.

Заключение.

Прошло время, и мы научились играть на двух ложках, а теперь и на трёх ложках. Наши ребята с удовольствием играют на ложках, нам очень нравится этим заниматься. Мы выступаем на концертах, участвуем в конкурсах. В репертуар ансамбля обязательно будем включать музыку известных композиторов, которую раньше считали трудной и несовременной. А теперь будем защищать наш творческий проект на школьном Дне науки.

Литература

1. Дыбина О. В. Что было до… : Игры – путешествия в прошлое предметов. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.

2. Латышина Д. И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древнейших времён. – М. : ЦГО, 1995.

3. Исакова И. Г., Кравчук В. М. В мире народных инструментов… – Псков : Изд-во ПОИПКРО, 1995.

4. https://www.sozvezdieoriona.ru/lcad/vneklassnaja_rabota/muzyka/11-1-0-754

Приложения

Иллюстрации деревянных ложек с художественной росписью.

Фотографии ансамбля.

Творческий проект «Ложки как музыкальный инструмент»
Фото «Ложки как музыкальный инструмент»
Творческий проект - фото
Публикации по теме:

Поделки «Осенний букет», «Морское чудо»Поделки «Осенний букет», «Морское чудо» "Осенний букет", "Морское чудо" выполнили ученики 4 А класса специального (коррекционного) 4 вида. Руководитель - воспитатель продленного.

Экскурсионный проект «Знакомство с детским садом» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №16 «Росинка» Проект «экскурсионный» Ясельной группы Тема проекта: «Знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Ложки как музыкальный инструмент»
Опубликовано: 4 октября 2014 в 14:55
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий проект «Ложки как музыкальный инструмент»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пименова (УИ 46729) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД