Анна Александровна Калёнова
Творческий проект «Музыка П. И. Чайковского «Детский альбом»» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект направлен на знакомство детей с музыкальными произведениями П. И. Чайковского и предоставляет дошкольникам отразить своё эмоциональное впечатление в поделках и рисунках.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: “Музыка П. И. Чайковского – «Детский альбом»”.
ВИД ПРОЕКТА: творческий.
Публикация «Творческий проект „Музыка П, И, Чайковского „Детский альбом““ в старшей группе» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Чайковский П.И.
- Чайковский П.И. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2022
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ над проектом: три недели.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной группы, воспитатели.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ. Основой планирования творческого проекта могут стать рассказы дошкольников о чувствах, впечатлениях и представлениях, которые у них возникли в процессе прослушивания музыки П. И. Чайсковского, а также их ответы на вопросы: «Почему П. И. Чайковский назвал своё произведение “Детский альбом”?», «Можно ли написать музыку про игрушки?», и т. д.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- Формировать у дошкольников интерес к творчеству П. И. Чайковского;
- Учить дошкольников вслушиваться в музыкальные интонации, различать формупроизведений, различать оттенки настроения, выраженных в музыке;
- Учить дошкольников отражать свои чувства в творческой деятельности.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Рассказ о великом русском композиторе П. И. Чайковском и знакомство с его творчеством – циклом пьес «Детский альбом, который посвящён маленькому мальчику (племяннику Владимиру Давыдову). Дать дошкольникам прослушать маленькие пьесы из «Детского альбома» и предложить образно представить события («Нянина сказка», «Игра в лошадки», «Болезнь куклы» и другие).
В разговорах и беседах воспитатель подводить дошкольников к формированию вопросов, которые могут стать основой содержания творческого проекта.
Рассматривая иллюстрации в книге Ставцевой Н. «Приключения Маши» (художник С. Ульяновской) воспитатель вместе с дошкольниками как бы переводит музыку на язык слов. Под влиянием эмоционального восприятия образы детских фантазий обязательно воплощаются в детское творчество – аппликацию, рисование, лепку.
ОСНОВНОЙ ЭТАП. Педагоги совместно с музыкальным руководителем выбирают несколько музыкальных произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского, планируют последовательность работы с детьми, используя различные формы организации.
Просмотр видеозаписей спектаклей на музыку Чайковского П. И.
Каждое выбранное музыкальное произведение предполагает определённую последовательность в работе с детьми.
1. Слушание музыки и беседа по произведениям Чайсковского П. И. «Новая кукла», «Болезнь куклы» учат детей различать разные настроения музыки, различать её оттенки и определять словестно (грустно, ласково, весело). При повторном слушании предложить дошкольникам движениями передать различный характер пьес. Рисование «Моя любимая кукла».
2. Рассматривание солдатиков из набора игрушек и пояснения педагога о том, как искусно художник выполнил каждую фигурку. Прослушивание пьесы «Марш оловянных солдатиков» учит дошкольников различать средства музыкальной выразительности, создающие образ. Лепка «Солдат на посту».
3. Прослушивание пьесы «Нянина сказка», её настроение. Беседа с дошкольниками о сказках и рисование на тему «Любимая сказка».
4. Прослушивание пьесы Чайковского П. И. «Игра в лошадки» учит дошкольников различать эмоционально-образное содержание пьесы. Расширяет словарь дошкольников, с помощью которого они могут высказывать о настроениях и чувствах, выраженных в музыке. Игры на прогулке в лошадок.
5. Прослушивание произведения «Зимнее утро» учит дошкольников различать оттенки настроений в музыкальных произведениях, подбирать к музыке стихи и произведения живописи, близкие по настроению. Рисование на тему «Зимний пейзаж» по мотивам Чайковского П. И. «Зимнее утро».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Создание мини-музея Чайковского П. И.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА. Открытие для дошкольников и их родителей «Музыкальной гостиной». Посещение мини-музея Чайковского П. И. и выставки рисунков и поделок дошкольников по мотивам музыкальных произведений.
Практический материал к организации проекта. Чтение и заучивание стихов: А. Плещеев (сборник «Подснежник», И. Никитин «Утро»,С. Есенин «Поёт зима – аукиет», «С добрым утром».
Рассматривание репродукций картин художников: М. Пластов «Первый снег», И. Грабань «Февральская глазурь», И. Шишкин «Лесная даль», «Сосновый бор», «Зима», «Корабельная роща».
Музыкальные произведения, которые входят в «Детский альбом» П. И. Чайковского: «Полька», «Утренняя молитва», «Итальянская песенка», «Зимнее утро», «Старинная французская песенка», «Игра в лошадки», «Немецкая песенка», «Мама», «Неаполитанская песенка», «Марш деревянных солдатиков», «Нянина сказка», «Болезнь куклы», «Русская песня», «Песнь жаворонка», «Похороны куклы», «Баба-Яга», «Новая кукла», «Вальс», «Сладкая грёза», «Камаринская», «В церкви», «Мужик на гармошке играет», «Шарманщик поёт».
Прочтите детям стихотворение В. Берестова.
Бим-Бом, бим-бом,
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
Сочинённый для ребят
Много лет тому назад…