Елена Юрьевна Шайхелисламова
Творческий проект «Музыкальный уголок»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Шайхелисламова Елена Юрьевна.
Актуальность:
Публикация «Творческий проект „Музыкальный уголок“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Оформление детских садов
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Уголок творчества и ИЗО
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2017
Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.
Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона).
Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.
Цель проекта: Создание и совершенствование музыкальной развивающей предметно — пространственной среды для детей в условиях образовательного учреждения.
Задачи:
• Изучение и внедрение в практику новых подходов к организации музыкальной предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.
• Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей, соответствующую их потребностям и интересам.
• Создать условия для физического развития, творческого самовыражения, проявления познавательной активности детей, благоприятные условия для восприятия музыки.
• Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети.
Обеспечение проекта:
- материально-техническое
- учебно-методическое
- информационное
Сроки реализации проекта : сентябрь-май 2016 год.
Первый этап - пред проектный:
· Изучение методической литературы и интернет ресурсов по проекту.
· Подборка наглядного материала (первые в мире музыкальные инструменты).
· Подборка наглядного материала по теме «Музыкальные инструменты из бросового материала».
· Создать картотеку звучания инструментов: барабаны, бубен, ксилофон, арфа, кастаньеты, свирель, дудки и другие.
· Создание презентации «Первые музыкальные инструменты».
· Подбор методического и наглядного материала для дидактических игр.
Второй этап – непосредственно проект:
· Просмотр видеороликов «Звучание необычных инструментов».
· Стенд для родителей «Первые музыкальные инструменты».
· Прослушивание аудиозаписей звучания старинных инструментов.
· НОД «Музыкальные инструменты из бросового материала» (воспитатели).
· Стенд для родителей «Музыкальные инструменты из бросового материала».
· Конкурс для родителей «Умелые руки» (музыкальные инструменты из бросового материала)
· Создание музыкально-дидактических игр.
Третий этап - после проектный:
· Выставка работ «Музыкальные инструменты из бросового материала».
· Создание в группах музыкальных уголков. · Пополнение музыкальных уголков дидактическими играми.
· Участие групп в конкурсе музыкальных уголков на уровне образовательного учреждения.
ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ УГОЛКУ:
1. Соответствие возрасту, требованиям Программы, ФГОС.
2. Рациональность расположения, доступность, подвижность.
3. Наличие фонотеки, аудиотеки с песнями, сказками, музыкой
4. Наличие атрибутов из бросового материала, нетрадиционного оборудования.
5. Наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами музыкальных инструментов
6. Разнообразие детских музыкальных и шумовых инструментов.
7. Эстетика в оформлении оборудования и самого уголка.
8. Креативность (творчество) педагогов в дизайне уголка.
9. Безопасность оборудования и материалов уголка музыкальной деятельности;
10. Разнообразие дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности и их соответствие возрастным особенностям детей;
11. Наличие и разнообразие иллюстративного материала по музыкальным произведениям;
12. Наличие портретов известных музыкантов в соответствии с программой.
Важно, чтобы музыкальный уголок находился:
в освещенном, легкодоступном для детей месте;
кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.
При оформлении музыкального уголка исходили из возрастных и индивидуальных возможностях детей.
Так, для детей 3-5 лет оформление строилось на сюжетной основе, для детей более старшего возраста – на дидактической.
Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.
При оформлении музыкальных уголков основывались на том, что в музыкальном уголке должны стоять:
шкаф,
полки для музыкальных пособий,
пару столов,
стулья для дидактических игр.
Пособия развивающей среды должны быть:
эстетичны,
привлекательны,
просты в обращении,
вызывать желание действовать с ними.
В углу можно поставить магнитофон, с помощью которого дети прослушают музыку, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.
В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты:
барабан,
дудочка,
миниатюрное пианино,
металлофон,
также музыкальные игрушки.
Оборудование музыкального уголка делится на два уровня: для воспитателя и для детей.
На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон, и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами ДОУ.
На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки.
МЛАДШИЕ ГРУППЫ
1. Ванька – встанька.
2. Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)
3. Музыкальные инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки.
4. Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан.
5. Неозвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)
6. Атрибуты к музыкальным подвижным играм.
7. Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости).
8. Ширма настольная с перчаточными игрушками.
9. Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
10. Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
1. Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить с младшей группы и добавить:
2. Металлофон.
3. Шумовые инструменты для детского оркестра.
4. Музыкально-дидактические игры.
5. Музыкальные инструменты.
6. Атрибуты к подвижным музыкальным играм.
7. Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка
8. Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону).
9. Ширма настольная и набор игрушек.
10. Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
СТАРШАЯ ГРУППА
1. Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:
2. Погремушки, бубны, барабаны, треугольники.
3. Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта).
4. Иллюстрации по теме: «Времена года».
5. Музыкальные игрушки-самоделки.
6. Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.
6. Атрибуты к подвижным играм.
7. Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям.
8. Настольная ширма и ширма по росту детей.
9. Музыкальные лесенки пятиступенчатая и семиступенчатая.
10. Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
1. Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется:
2. Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны.
3. Портреты композиторов.
4. Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях.
5. Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки.
6. Наглядные пособия: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты»
7. Самодельные инструменты для шумового оркестра.
8. Музыкально-дидактические игры.
Материал для творческих сюжетно-ролевых игр:
мягкие игрушки;
мягкие музыкальные игрушки;
куклы - неваляшки;
образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки.
Музыкально-дидактические игры:
Иллюстрации - пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками.
Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром.
Театры
Виды театров:
1. Театр картинок (Фланелеграф)
2. Пальчиковый театр
3. Кукольный театр
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.
Станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности зависит:
от компетентности взрослого,
его доброжелательности,
заинтересованного отношения к детям.
Ребёнок и взрослый действуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.
Ожидаемый результат.
В ходе реализации проекта «Музыкальный уголок» дети познакомились с историей создания первых музыкальных инструментов, смогли увидеть и услышать их звучание, а потом сами превращались в мастеров и создавали музыкальные инструменты из бросового материала (крышки из-под минеральной воды, упаковки из- под киндер-сюрпризов, банки из-под майонеза, бумажные и пластиковые одноразовые стаканчики и другие материалы). Дети совместно с родителями экспериментировали, создавая шумовые инструменты, используя для этого горох, гречу, рис, камешки, монетки. Каждый ребенок сумел сам сделать музыкальный инструмент и сыграть на нем в оркестре.
Были оформлены музыкальные уголки в соответствии с ФГОС во всех группах. В конкурсе музыкальных уголков мои группы заняли призовые места.
Проект привлек и родителей в учебно — воспитательный процесс создания музыкальной предметно — развивающей среды. Дома совместно с детьми они смастерили музыкальные инструменты, и мы устроили выставку работ, которую могли не только посмотреть другие дети, но и поиграть на необычных инструментах.
Ребята с большим удовольствием и с гордостью рассказывали о том, как и из чего они дома своими руками совместно с родителями мастерили музыкальные инструменты.
Важно, что музыкальная предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Использование проектов в музыкальной деятельности с воспитанниками, как одного из условий индивидуализации образовательного процесса.
На сегодняшний день основным механизмом развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, которые способствовали бы качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию обучения. Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество. И здесь неотъемлемой частью такого обучения и воспитания выступает проектная деятельность. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность педагога и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности.