Инна Рязанцева
Творческий проект по сенсомоторному развитию детей раннего дошкольного возраста «Хочу всё уметь и знать»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
Тема "Сенсомоторное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Название "Хочу всё уметь и знать".
Актуальность:
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Именно сейчас я и разработала этот творческий проект.
Публикация «Творческий проект по сенсомоторному развитию детей раннего дошкольного возраста „Хочу всё уметь и знать“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Цель:
Создать условия для полноценного усвоения детьми сенсорных эталонов (цвет, форма, величина). Систематизировать накопленный опыт работы по теме «Сенсорное воспитание детей»
Задачи:
-проработать учебно-методическую литературу по теме;
-изготовить новые дидактические игры и пособия, привлечь родителей и детей-выпускников д/с;
-разработать перспективный план по сенсорному воспитанию;
-провести консультации и мастер-классы для родителей.
Вид проекта: творческий, исследовательский;
Продолжительность: долгосрочный, октябрь - май.
Участники проекта: воспитатели, дети группы, родители.
Предполагаемые итоги результатов проекта:
Ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина);
Ознакомление со способами действия с предметами (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее);
Взаимодействие родителей и воспитателя по воспитанию и развитию сенсорных эталонов у детей.
Этапы работы над проектом:
1 этап: подготовительный.
Проанализировать развивающую среду в группе;
Выбрать и изучить методическую литературу по теме;
Провести диагностику детей;
Информировать родителей о необходимости формирования сенсорных способностей детей;
Приобретение и изготовление необходимых игр и пособий;
Создание картотеки игр по сенсорному развитию.
2 этап: основной
Разработать перспективный план работы по проекту;
По результатам диагностики подготовить систему игр, игровых упражнений, образовательных ситуаций;
Проведение с детьми занятий, мероприятий по плану;
Провести анкетирование родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста»;
3 этап: заключительный:
Итоговое занятие «Путешествие в сказку «Курочка ряба»;
Диагностика детей;
Участие в конкурсе ДОУ «Лучший сенсорный центр»
Медиопрезентация развивающей среды в сенсомоторном центре для родителей;
Активная консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание дошкольников»;
Конкурс среди родителей «Развивающая игрушка»;
Обобщение опыта работы по сенсорному развитию и воспитанию детей младшего возраста на педагогическом совете ДОУ.
Ожидаемые результаты:
Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;
Более активное использование детьми в совместной и самостоятельной деятельности дидактических игр и пособий;
Заинтересованность родителей педпроцессом, взаимодействие с родителями по всем актуальным вопросам;
Продолжение работы по использованию проектных технологий.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к изготовлению и приобретению игр и пособий для сенсомоторного центра;
Оформление информации для родителей в интересном и доступном виде (стенды, консультации, памятки для каждого);
Проведение мастер классов «Играем вместе», «Делай как я»;
Проведение собрания для родителей «Школа молодых матерей»;
Проведение совместно с родителями дидактических игр и исследовательской деятельности;
Презентация развивающей среды сенсомоторного центра;
«Педагогическая библиотека» по запросу родителей;
Конкурс среди родителей «Развивающая игрушка своими руками».
Активная консультация для родителей «Способы обследования предметов» (показ как активно включать движения рук по предмету и его частям).
Перспективный план работы по проекту :
Октябрь
«Жили были шарики»- познакомить детей с кругом;
Д. И «Найди такую же»- продолжать знакомство с кругом;
Д. И «Построим башню»- познакомить со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение, определение величины предмета по отношению к друг другу (большой маленький) ;
«Раскрась шарик»- знакомство с основными цветами.
Лепка «Большие и маленькие мячики»- закрепить умение лепить округлые предметы,
представления о различии предметов по величине;
Ноябрь
Д. И «Спрячь мышку»- продолжать знакомство с цветом, соотношением цветов, находить такой -же цвет;
«Раскрась неваляшку»- продолжать знакомство с понятием большой- маленький;
«Дорожки»- познакомить с понятием длинный - короткий;
«Раскрась карандаши»- продолжать знакомство с понятие длинный, короткий.
«Жил был кубик»- познакомить с квадратом.
Д. И. «Привяжи ленточку к шарику» продолжать знакомство с цветом, соотношением цветов, находить такой-же цвет;
Исследовательская деятельность «Шарики и кубики»- учить сравнивать квадрат и круг, называть их различия;
«Озорные прищепки»- развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета.
Декабрь:
«Ленточки в ряд»- продолжать знакомить с понятие длинный- короткий;
«Раскрась фигуры»- продолжать знакомство с кругом и квадратом;
Рисование пальчиками «Снегопад»- продолжать учить рисовать предметы круглой формы;
Лепка «Снеговик»- продолжать учить отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска теста, скатывать шарики.
«Поставь цветы в вазу»- продолжать знакомство с цветом, соотношением цветов, находить такой-же цвет;
«Собери пирамидки»- продолжать учить правильно собирать пирамидку, закреплять понятие большой и маленький, закреплять основные цвета;
«Составь солнышко»- развивать мелкую моторику рук;
«Тёплый- холодный»- развивать тактильное восприятие.
Январь:
«Ленточки»- учить сравнивать два предмета по ширине, используя приём наложения и приложения;
«Тактильные мешочки»- развивать тактильные качества, мелкую моторику рук;
«Наряди кукол»- развивать представления об основных цветах;
«Д. И «Жили были треугольники»- познакомить с фигурой треугольник;
«Ёлочка из треугольников»- продолжать знакомство с треугольником, с понятием большой- маленький;
Рисование «Снеговик»- продолжать учить рисовать круглые предметы;
Д. И «Составь цветок»- развитие мелкой моторики рук;
«Построим башенку»- развитие представлений о геом. фигурах;
«Чудесный мешочек»- развивать тактильные умения, закреплять знание геом. фигур.
Февраль:
«Дома»- познакомить с понятием высокий- низкий;
Д. И «Лёгкий-тяжёлый»- предоставить возможность почувствовать меру тяжести знакомых предметов;
«Принеси то, что я попрошу»- закреплять представления о геом. фигурах;
«Тактильный мешочек»- развивать тактильные умения, мелкую моторику рук;
«Гирлянда»-учить располагать в определённом порядке круги и квадраты на верёвочке;
Д. И «Дорожки»- закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приёмом приложения;
Рисование «Коробка для подарка»- учить изображать предметы прямоугольной формы;
Д. И «Цветные книжки» (из ткани)- развивать зрительное восприятие цвета, тактильные ощущения.
Март:
«Жили были кирпичики» -познакомить с фигурой прямоугольник;
Д. И «Отгадай, что звучит»- развивать слуховое восприятие;
Лепка «Неваляшка»– учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей одинаковой по форме, но разной величины;
Д. И «Автобус» - познакомить со способом группировки по форме геом. фигур;
«Геометрическое лото»- учить составлять узоры из геометрических фигур;
Игры с мозайкой - развивать мелкую моторику рук;
Д. И «Волшебный ящик»- закреплять понятия цвет и форма;
Рисование «Скворечник»- учить закрашивать предмет, состоящий из прямоугольной формы, круга, прямой крыши;
«Сравни по высоте домики»- закреплять умение сравнивать предметы по высоте.
Апрель:
Лепка «Миски трёх медведей»- учить лепить мисочки разного размера;
«Цветная вода»- познакомить с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями (светлый, тёмный, светлее, темнее) ;
ай
«Озорные прищепки»- развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета, соотнесение цвета прищепки с образцом;
Д. И Разноцветный дождик»- развивать представления об основных цветах спектра;
Д. И «Угадай на вкус»- обогащать вкусовые ощущения, закреплять цвета
Игры с крышками «Домик», «Машина»- развивать мелкую моторику рук.
Лепка «Гусеница»- продолжать учить лепить круглые предметы;
Рисование «Горошек»- продолжать учить рисовать предметы округлой формы;
Д. И «Найди такой же», «Собери в корзинку» закреплять знание геом. форм, соотнесение цвета;
«Раскрась домик»- учить раскрашивать геом. фигуры определённым цветом;
«Собери крупу»- развивать мелкую моторику рук;
«Сложи из палочек»- развивать зрительное восприятие, мелкую моторику;
Д. И «Продолжи бусы»- развивать зрительное восприятие, соотнесение цвета и формы.