Татьяна Трапезникова
Творческий проект по теме робототехнических соревнований дошкольных образовательных организаций «ИкаРенок» 2016–2017 года
▼ Скачать + Заказать документы
Инженерная книга
Снегоуборочная машина
РУКОВОДИТЕЛЬ
ВОСПИТАТЕЛЬ
ТРАПЕЗНИКОВА Т. Н.
Оглавление:
1. Визитка…3
2. Пояснительная записка…4
3. Общее содержание проекта…5
4. История вопроса и существующие решения проблемы…9
5. Процесс подготовки и реализации проекта…9
6. Взаимодействие с социальными партнерами…13
7. Создание модели «Снегоуборочная машина»…14
7.1 Трудности при создании модели снегоуборочной машины…14
7.2 Перспектива развития проекта…14
8. Этапы сборки «Снегоуборочной машины»…15
9. Выводы …19
Литература…20
Публикация «Творческий проект по теме робототехнических соревнований дошкольных образовательных организаций „ИкаРенок“ 2016–2017 года» размещена в разделах
1. Визитка.
Команда:
«Веселые моторчики»
Девиз: Мы ребята заводные
Все построим, все починим,
Любим в ЛЕГО мы играть
Наш девиз – «Не уставать!»
Если вдруг землетрясенье,
Или зашумит гроза-
Вы не бойтесь, ведь Сережка
Вас спасти готов всегда.
Улыбнется, всем поможет,
Руку он протянет вам!
Сильный вот такой парнишка
В детский сад приходит к нам.
Кто спешит к нам в детский сад?
Удивляет всех ребят?
Это Рома, Рома наш!
Рома просто парень класс!
Любит громко говорить, петь, шутить и мастерить.
Инженером хочет стать
Всю Россию прославлять!
2. Пояснительная записка.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность.
Конструктивная деятельность -это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели их строительного материала и деталей конструкторов. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей.
Дошкольное детство является наиболее сенситивным временем в жизни каждого малыша, это важнейший жизненный период каждого человека. Именно в этот период закладывается фундамент психофизического здоровья, создаются основы интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер личности.
Конструирование является одним из самых часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а также речи, мышления, воображения, внимания, памяти, интеллекта у детей.
Конструктор ЛЕГО появился в середине 19 века и моментально совершил революцию, которая стала началом бурного и повсеместного развития конструирования. И раньше были различные наборы и конструкторы. Но в отличие от них, ЛЕГО предложил большое количество деталей, которые прочно и удобно соединялись между собой. В результате созданное строение получалось устойчивым, что по достоинству оценили все дети.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
Проблема детского творческого конструирования является актуальной проблемой, и мы её решаем в нашем ДОУ.
Проект «Снегоуборочная машина» помогает решить эту проблему через получение новой информации о специализированных машинах. Через знакомство в доступной для дошкольников форме с техническими устройствами, которые используют в своей работе при конструировании снегоуборочной техники. Решение изобретательных задач – придумать и сконструировать новую снегоуборочную машину, которая облегчит труд людям по уборке снега. Данный проект способствует созданию условий у детей к активно-преобразующему отношению к миру.
В условиях природно- климатической специфики Уральского региона с обильными снегопадами в зимнее время года данный проект является очень актуальным.
3. Общее содержание проекта.
Цель проекта:
Сформировать у детей умение строить снегоуборочную технику из лего-конструктора, выбирая верную последовательность действий, приемы соединения, сочетание форм и цветов. Развивать у детей навыки индивидуального и совместного конструирования. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Задачи проекта:
Расширить представление о транспорте. Закрепить представление о видах специализированного транспорта.
Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
Формировать умение мысленно разделять предмет на составные части и собирать из частей целое.
Учить детей индивидуальному и совместному конструированию. из лего – конструктора, собирать из деталей конструктора «Пожарную машину», Скорую помощь», «Легковой автомобиль», «Снегоуборочную технику».
Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки.
Сформировать математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии.
Обучать правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
Развивать самостоятельность при работе со схемами.
Развивать внимание, память, мышление, способность сосредоточиться.
Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Формировать бережное отношение к лего-конструктору.
Воспитывать усидчивость, выдержку, дружеские взаимоотношения, уважение своего и чужого труда.
Этапы работы над проектом.
Предварительная работа:
1. Продумывание, проблемы и игровой ситуации.
2. Подготовка схем для конструирования.
3. Подготовка наборов, индивидуально для каждого ребенка.
4. Организация предметно-пространственной среды.
Роль родителей в реализации проекта: помощь в подготовке иллюстраций и фотографий, рисунков детей по данной теме, диалоговые беседы с детьми по теме проекта.
Итог проекта: Внутренний: Расширение знаний детей о снегоуборочной технике, развитие умения строить из лего-конструктора. Развитие навыков коллективной работы. Развитие интереса к творческой деятельности.
Внешний: модель из лего-конструктора «Снегоуборочная машина».
Вид проекта:
По продолжительности: краткосрочный.
По количеству участников: фронтальный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Сроки реализации проекта: 09.01.2017 г. – 20.01.2017 г.
Состав участников:
• дети подготовительной группы ;
• родители детей;
• воспитатели: Трапезникова Т. Н.
Межпредметные связи (интеграция образовательных областей)
Образовательная область:
1. Познавательное развитие
Содержание:
- Просмотр презентации «Снегоуборочная техника».
- НОД по конструированию «Транспорт»
- Игра в настольное лото по тематике «Транспорт».
- Наблюдение за уборкой снега снегоуборочной машины
- Экспериментирование со снегом.
Задачи:
-Уточнить и закрепить знания детей специализированной технике, их назначении и пользе для человека. – Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни
-знакомство с деталями лего-конструктора
- формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности
-знакомство со свойствами снега
2. Речевое развитие
Содержание:
- Беседа-обсуждение «В чем заключается важность снегоуборочной техники»
- Рассказывание по картине «Уборка снега».
Задачи:
-Воспитывать у детей умение слушать друг друга, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
-Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессию, глаголы, характеризующие трудовые действия
-Расширять словарный запас детей, учить высказывать свое мнение.
3. Социально-коммуникативное развитие
Содержание:
- С/р. игра «Снегоуборщики»
- Дидактические игры «Специализированная техника»:
Задачи:
-Закрепление знаний о профессии в различных играх
- Учить анализировать свои действия в игре, планировать размещение в пространстве.
-Формировать умение ответственно относиться к порученному заданию, умение и желание доводить дело до конца, стремление делать его хорошо.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: наборы лего-конструктора;
Наглядный материал: предметные и сюжетные картинки по теме,
проектор, ПК, презентация про снегоуборочную технику.
4. История вопроса и существующие решения проблемы
С проблемой очистки снега дети столкнулись непосредственно на улицах города и на участке детского сада впоследствии обильных снегопадов.
У детей и воспитателя возникла идея создания такой машины, которая не только убирает снег, но и перерабатывает снег, так как снега выпало такое огромное количество, что его некуда счищать.
Воспитатель разработала план проекта по изучению снегоуборочной техники и созданию новой модели снегоуборочной машины.
5. Процесс подготовки и реализации проекта
В ходе проекта с детьми проводились познавательные беседы, презентации об истории создания снегоуборочной техники, рассматривали картинки о различных видах снегоуборочной техники.
Дети узнали, что снегоуборочная техника — это различные транспортные средства, использующиеся для очистки улиц ото льда и снега. Многие специалисты также используют автомобили меньших размеров на тротуарах, пешеходных дорожках и велосипедных дорожках. Аэропорты используют снегоуборочную технику для очистки как поверхности самолётов, так и взлётно-посадочных полос и рулёжных дорожек от снега и льда, которые, помимо угрозы самолёту при взлёте и посадке, могут повлиять на его способность лететь.
Для очистки от снега путей на магистральных перегонах применяются машины посерьёзнее - снегоочистители серии СДП и СДПМ. "Двухпутный" в индексе означает, что при работе машина отбрасывает счищенный снег только в одну сторону, не заваливая соседний путь.
Первые попытки убрать снег с тротуаров и дорог проводились с помощью лопат и мётел. Раньше дороги были опасные и неровные, и снег и лёд делали их поверхность гораздо более гладкой. Зимой телеги заменяли санями.
Однако с увеличением количества дорог с твёрдым покрытием и увеличением размеров городов уборка снега стала большой проблемой. Для уборки и вывоза снега стали использовать повозки с лошадьми.
Первые снегоуборочные машины были сделаны на основе корпусов грузовых автомобилей и тракторов. Эти машины работали быстрее и значительно лучше конных повозок. Увеличение легковых автомобилей на дорогах привёло к развитию снегоочистительной техники.
Первая снегоуборочная машина была построена в конце XIX века(140 лет назад). Она не имела мотора, поэтому для работы нужно было постоянно крутить ручку, присоединенную к валу снегоочистителя. Машина могла сметать снег лишь на полтора метра в сторону.
Спустя несколько лет австрийский ученый установил на снегоуборочную машину паровой двигатель. Это произошло 23 января 1885 года. Эту дату можно официально считать датой изобретения первой снегоуборочной машины.
Организация центра конструирования в группе
Работа по схемам
Конструирование из лего по теме «Транспорт»
Экспериментирование со снегом.
6. Взаимодействие с социальными партнерами.
С целью знакомства со способами конструирования из лего-конструкторов различных моделей современной техники дети посетили клуб «Юный техник» города Сим. Ребята увидели много интересного: различные детали лего-конструктора, движущиеся механизмы. Посетили выставку готовых моделей.
7. Создание модели «Снегоуборочная машина»
Итогом проекта стало создание модели «Снегоуборочная машина»
Снегоуборочная машина состоит из кабины для водителя, кузова, на котором установлен котел для таяния снега, впереди прикреплен каток и скребок для снега. Скребком снег сгребается и поднимается по движущейся ленте, попадает в котел, где снег растапливается, потом охлаждается и его можно использовать для заливки катка и горок. Позади машины прикреплен контейнер для песка для посыпки дороги. На кузове сидит человек, который следит за температурой и уровнем воды в котле.
Длина модели 28 см., высота 16 см. Модель выполнена из деталей конструктора lego, 6 колес и бросового материала.
7.1 Трудности при создании модели снегоуборочной машины
Отсутствие электронных устройств сделало модель менее функциональной, при создании ленты было сложно установить устройство для передвижения ленты, поэтому модель была упрощена.
7.2 Перспектива развития проекта
В будущем планируем с помощью механических и электронных устройств усовершенствовать данную модель и поделиться в социальных сетях новой моделью снегоуборочной машины для обмена опытом с педагогами ДОУ.
8. Этапы сборки «Снегоуборочной машины».
1 этап
Сборка каркаса машины
Сборка кабины
2 этап
Сборка боковой конструкции с лентой для подъема снега в котел
3 этап
Сборка лопасти для снега и лента
4 этап
Сборка катка и скребка для снега
5 этап Сборка прицепа
6 этап
Сборка кузова
7 этап
Колеса присоединяем с помощью осей и балки к кузову машины
8 этап
Сборка контейнера для песка
9 этап
Установка котла для таяния снега и необходимых инструментов
9. Выводы
В результате проекта дети узнали много об истории создания снегоуборочной машины, о видах снегоуборочной техники в современном мире. Узнали о важности и необходимости применения данной техники в зимнее время года.
Дети овладели необходимыми навыками и умениями конструирования из lego, умениями работать по схемам. Приобрели навык решения творческих задач в ходе реализации проекта. Дети приобрели опыт при составлении плана действий и решении его практически. Научились работать в команде.
Литература.
1. Веракса Н. Е., Галимова О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015.-80 с
2. Занимательные эксперименты и опыты- М. : АЙРИС-пресс, 2016.-128 с.
3. Кайе В. А. «Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет»-М. : ТЦ Сфера, 2015.-128с.
4. Конструирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС. /М. С. Ишмакова –М. : Изд. полиграф «Маска»,2013.- 100 с.
5. Начальное техническое моделирование: сборник методических материалов/под. ред. Космачевой М. В. -М. : «Перо», 2016.-112 с.