Приложение МААМ

Творческо-поисковый проект «Мой родной город — Иваново»

Аверьянова Марина
Творческо-поисковый проект «Мой родной город — Иваново»
▼ Скачать + Заказать документы

Творческо-поисковый проект «Мой родной город - Иваново»

Разработал воспитатель

МБДОУ «детский сад комбинированного вида» №6

Аверьянова Марина Константиновна

Иваново 2015

Условия возникновения.

Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Творческо-поисковый проект „Мой родной город — Иваново“» размещена в разделах

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живучим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Актуальность

Актуальностью создания данного проекта заключается в процессе обновления содержания дошкольного образования по региональному компоненту. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта.

ФГОС дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Цель: Дать детям знания о родном городе. Развивать чувство гордости за свой город. Желание сохранить его чистым и красивым.

Основные задачи:

- Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю.

- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).

- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие:

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие:

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, о малой родине и Отечестве (краеведческий музей имени Гарелина, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках

Речевое развитие:

обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с краеведческой литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Художественно-эстетическое развитие:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной)

Тип проекта : Творчески – поисковый

Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы, родители

Сроки реализации: долгосрочный (октябрь-май)

Проект «Мой родной город – Иваново» разработан для детей подготовительной к школе группы

Объект исследования: Город Иваново

Этапы реализации проекта.

1 этап 2 этап 3 этап

Проведение мониторинга Кружок Повторный мониторинг

Анализ литературы Проведение цикл занятий Прогноз на будущее

Подбор материала Экскурсия в краеведческий музей

Анкетирование родителей Музей ситца – интерактивной доки

Предварительная работа.

Для организации образовательной деятельности с детьми по краеведению в ДОУ создана необходимая предметно-развивающая среда, которая включает:

• иллюстративный материал;

• подборку художественной литературы;

• карту природных зон Ивановской области;

• макеты детского сада, микрорайона, города и деревни, природных зон Ивановской области, макеты военной тематики;

• фотоэкспозицию об Иванове;

• подборку дидактических игр;

• атрибуты и оборудование для творческих игр;

• оборудование для экспериментальной и исследовательской деятельности.

1 этап – подготовительный.

Цель: проведение мониторинга;

Анкетирование родителей;

Анализ литературы.

Мониторинг сформированности представлений о родном крае : проводился в форме опроса, составленного на основе программы «Детство». Результаты можно представить в виде таблицы и диаграммы.

Участвовало 20 детей подготовительной группы.

Представим данные с помощью таблицы

Высокий уровень Средний Низкий

Кол-во (чел) Кол-во(%) Кол-во (чел) Кол-во(%) Кол-во (чел) Кол-во(%)

0 0% 15 75% 5 25%

Представим в виде диаграммы

2 этап проекта.

Исходя из полученных данных мониторинга, был разработан план работы по краеведению.

1. Тематический план

2. Подготовка циклов занятий, конспектов экскурсий.

3. Чтение художественной литературы.

4. Работа с родителями:

- Беседы с родителями о важности данной темы.

- Посещение с детьми памятников, музея, участие в качестве зрителей на праздниках посвященных Дню города, Дню победы, народные и другие профессиональные праздники.

- Подбор открыток, фотографий для оформления фотовыставки «Город, который мы любим»

- Составление рассказов о памятных местах города.

Основные тематические блоки совместной работы воспитателя с детьми

1. Мой родной город

2. Улицы родного города, культура поведения в городе

3. Природа: животный и растительный мир.

4. Защитники города, известные люди.

Цикл занятий и экскурсий:

1 блок «Мой родной город» : Викторина «Город, который мы любим» (местоположение города, его экономическое значение, история возникновения города, люди, населяющие город, герб и флаг города). Экскурсии: в краеведческий музей имени Гарелина, в музей ситца, в детскую библиотеку, на почту, на железнодорожный вокзал. Рассматривание карты Иванова. Дидактические игры: «Профессии», «Кто что делает».

2 блок «Улицы родного города» : Беседа «Малая родина – мой дом, двор, улица» (названия и расположение улиц, дорога от дома к детскому саду, любимые места отдыха горожан). Экскурсии по улицам Иванова. Правила поведения на улице. Дидактическая игра «Путешествие по Иванову».

3 блок «Природа родного города» : Совместная образовательная деятельность с детьми «». Беседы о сохранении природы. Беседа о жизни животных и птиц в лесу (лиса, волк, заяц, лось, кабан, медведь и др.). Целевые прогулки в сосновый бор, к водоёму. Подкармливание птиц на территории детского сада (создание экокормушек). Дидактические игры: «Чем накормим».

4 блок «Защитники города» : Беседа «Имена в названиях улиц», Экскурсия к Мемориалу памяти воинов, погибших в годы ВОВ, по улицам к домам с памятными табличками, к памятнику на ул Революции. Рассматривание альбома «Город, который мы любим»

5. Изучение произведений известных людей: Бальмонт, Светлана Сон.

3 этап – итоговый.

Повторный мониторинг

Таблица

Высокий уровень Средний Низкий

Кол-во (чел) Кол-во(%) Кол-во (чел) Кол-во(%) Кол-во (чел) Кол-во(%)

10 50% 9 45% 1 5%

Сравнительные диаграммы

Выводы: проведенная работа по ознакомлению с родным краем дала положительные результаты. Дети знают многие достопримечательности нашего города, хорошо ориентируются в городе, свои знания и умения они воплотили в творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

1. Дети имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, что это - их малая Родина, испытывают чувство гордости за свой край. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности. Имеют представления об исторических памятниках.

2. Пополнение знаний о природе родного города, флоре и фауне. Знают, как сохранить её.

Представим в виде диаграммы.

Список используемой литературы.

Матова В. Н Краеведение в детском саду. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

«Родничок» региональная программа по дошкольному образованию, Иваново, 1999

Сертакова н. М., Кулдашова Н. В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. – Волгоград: учитель, 2015

Публикации по теме:

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Справка об участии воспиттателя в организационно-методической работе учреждения Аналитическая справка о результатах участия воспитателя Аверьяновой Ю. В. в организационно-методической работе муниципального бюджетного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческо-поисковый проект «Мой родной город — Иваново»
Опубликовано: 22 февраля 2015 в 20:09
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческо-поисковый проект «Мой родной город — Иваново»» (включая файлы) размещена пользователем Аверьянова Марина (УИ 213893) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД