Аверьянова Марина
Творческо-поисковый проект «Мой родной город — Иваново»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческо-поисковый проект «Мой родной город - Иваново»
Разработал воспитатель
МБДОУ «детский сад комбинированного вида» №6
Аверьянова Марина Константиновна
Иваново 2015
Условия возникновения.
Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Творческо-поисковый проект „Мой родной город — Иваново“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живучим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Актуальность
Актуальностью создания данного проекта заключается в процессе обновления содержания дошкольного образования по региональному компоненту. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта.
ФГОС дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Цель: Дать детям знания о родном городе. Развивать чувство гордости за свой город. Желание сохранить его чистым и красивым.
Основные задачи:
- Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю.
- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).
- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
Образовательные области
• Социально-коммуникативное развитие:
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
• Познавательное развитие:
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, о малой родине и Отечестве (краеведческий музей имени Гарелина, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках
• Речевое развитие:
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с краеведческой литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• Художественно-эстетическое развитие:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной)
Тип проекта : Творчески – поисковый
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы, родители
Сроки реализации: долгосрочный (октябрь-май)
Проект «Мой родной город – Иваново» разработан для детей подготовительной к школе группы
Объект исследования: Город Иваново
Этапы реализации проекта.
1 этап 2 этап 3 этап
Проведение мониторинга Кружок Повторный мониторинг
Анализ литературы Проведение цикл занятий Прогноз на будущее
Подбор материала Экскурсия в краеведческий музей
Анкетирование родителей Музей ситца – интерактивной доки
Предварительная работа.
Для организации образовательной деятельности с детьми по краеведению в ДОУ создана необходимая предметно-развивающая среда, которая включает:
• иллюстративный материал;
• подборку художественной литературы;
• карту природных зон Ивановской области;
• макеты детского сада, микрорайона, города и деревни, природных зон Ивановской области, макеты военной тематики;
• фотоэкспозицию об Иванове;
• подборку дидактических игр;
• атрибуты и оборудование для творческих игр;
• оборудование для экспериментальной и исследовательской деятельности.
1 этап – подготовительный.
Цель: проведение мониторинга;
Анкетирование родителей;
Анализ литературы.
Мониторинг сформированности представлений о родном крае : проводился в форме опроса, составленного на основе программы «Детство». Результаты можно представить в виде таблицы и диаграммы.
Участвовало 20 детей подготовительной группы.
Представим данные с помощью таблицы
Высокий уровень Средний Низкий
Кол-во (чел) Кол-во(%) Кол-во (чел) Кол-во(%) Кол-во (чел) Кол-во(%)
0 0% 15 75% 5 25%
Представим в виде диаграммы
2 этап проекта.
Исходя из полученных данных мониторинга, был разработан план работы по краеведению.
1. Тематический план
2. Подготовка циклов занятий, конспектов экскурсий.
3. Чтение художественной литературы.
4. Работа с родителями:
- Беседы с родителями о важности данной темы.
- Посещение с детьми памятников, музея, участие в качестве зрителей на праздниках посвященных Дню города, Дню победы, народные и другие профессиональные праздники.
- Подбор открыток, фотографий для оформления фотовыставки «Город, который мы любим»
- Составление рассказов о памятных местах города.
Основные тематические блоки совместной работы воспитателя с детьми
1. Мой родной город
2. Улицы родного города, культура поведения в городе
3. Природа: животный и растительный мир.
4. Защитники города, известные люди.
Цикл занятий и экскурсий:
1 блок «Мой родной город» : Викторина «Город, который мы любим» (местоположение города, его экономическое значение, история возникновения города, люди, населяющие город, герб и флаг города). Экскурсии: в краеведческий музей имени Гарелина, в музей ситца, в детскую библиотеку, на почту, на железнодорожный вокзал. Рассматривание карты Иванова. Дидактические игры: «Профессии», «Кто что делает».
2 блок «Улицы родного города» : Беседа «Малая родина – мой дом, двор, улица» (названия и расположение улиц, дорога от дома к детскому саду, любимые места отдыха горожан). Экскурсии по улицам Иванова. Правила поведения на улице. Дидактическая игра «Путешествие по Иванову».
3 блок «Природа родного города» : Совместная образовательная деятельность с детьми «». Беседы о сохранении природы. Беседа о жизни животных и птиц в лесу (лиса, волк, заяц, лось, кабан, медведь и др.). Целевые прогулки в сосновый бор, к водоёму. Подкармливание птиц на территории детского сада (создание экокормушек). Дидактические игры: «Чем накормим».
4 блок «Защитники города» : Беседа «Имена в названиях улиц», Экскурсия к Мемориалу памяти воинов, погибших в годы ВОВ, по улицам к домам с памятными табличками, к памятнику на ул Революции. Рассматривание альбома «Город, который мы любим»
5. Изучение произведений известных людей: Бальмонт, Светлана Сон.
3 этап – итоговый.
Повторный мониторинг
Таблица
Высокий уровень Средний Низкий
Кол-во (чел) Кол-во(%) Кол-во (чел) Кол-во(%) Кол-во (чел) Кол-во(%)
10 50% 9 45% 1 5%
Сравнительные диаграммы
Выводы: проведенная работа по ознакомлению с родным краем дала положительные результаты. Дети знают многие достопримечательности нашего города, хорошо ориентируются в городе, свои знания и умения они воплотили в творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Дети имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, что это - их малая Родина, испытывают чувство гордости за свой край. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности. Имеют представления об исторических памятниках.
2. Пополнение знаний о природе родного города, флоре и фауне. Знают, как сохранить её.
Представим в виде диаграммы.
Список используемой литературы.
Матова В. Н Краеведение в детском саду. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
«Родничок» региональная программа по дошкольному образованию, Иваново, 1999
Сертакова н. М., Кулдашова Н. В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. – Волгоград: учитель, 2015