Получи документы

Творческое моделирование в профессиональной ориентации дошкольников

Багдагул Кажельдинова
Творческое моделирование в профессиональной ориентации дошкольников

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Использование технологии моделирования оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей; что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления.

Публикация «Творческое моделирование в профессиональной ориентации дошкольников» размещена в разделах

В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком (кодирование, схематизация и т. д.)

Основы моделирования формируются в дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности. Так, разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, а при помощи предметов, используемых в качестве игровых заместителей, создают модели, отображающие взаимосвязи реальных предметов и действий. (телефоны замещают кубиками)

Показателями знаний о труде взрослых выступают составные компоненты социального трудового опыта: наличие знаний о труде взрослых, умение выделить результат труда в каждом трудовом процессе, на основе метода моделирования умение определить связи и зависимости между компонентами труда, умение анализировать собственную трудовую деятельность.

Для того, чтобы помочь ребенку приобрести системные знания о труде, вначале необходимы целенаправленные наблюдения за изготовлением предметов взрослыми в присутствии детей (лепка мисочки, чашки из глины или пластилина, поделка игрушки из бумаги и т. д.). Серия таких занятий необходима младшим дошкольникам. (фото занятий лепки)

Модель упрощает объект, представляет его лишь отдельные стороны и без подачи общего представления о профессии невозможно рассматривать структуру трудового процесса. Поэтому во второй младшей группе детского сада я начинаю знакомить детей с профессиями сотрудников детского сада, то есть с профессиями ближайшего окружения детей. Вместе с этим я знакомлю детей со схематичным изображением профессии, тем самым подготавливая детей к восприятию предметно-схематичного изображения структуры трудового процесса. (картинка-схема)

Далее знакомлю детей с тем, что схематичным изображением можно обозначить не только предметы, но и действия.

Дети старшего дошкольного возраста учатся замещать предметно-схематические модели схематической моделью. Теперь каждый компонент труда представлен в виде одной схематической картинки, обозначающей трудовой процесс. Так, например: цель - это звезда; предмет труда - это схематичное изображение материала; инструменты труда - схематичное изображение какого-либо орудия труда; порядок трудовых действий заменяется на схематичное изображение руки и результат труда- две звезды (показ слайда). О том, какими элементами мы будем заменять предметные картинки, договариваемся совместно с детьми. (лесенка)

В этом возрасте так же усложняются знания детей о профессиях : если в младшей и средней группах дети знакомились с профессиями сотрудников детского сада (профессии близкие к окружению детей, то теперь уже дети знакомятся более углубленно с профессиями и их трудовыми компонентами, отдаленными от окружения детей, например, парикмахер, продавец, строитель и т. д.

А также, старшие дошкольники с большим интересом используют схематическую модель, где профессии указаны по системам : 1) «человек-техника» - шофер, машинист, тракторист, комбайнер, сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик, столяр, слесарь, маляр, летчик, танкист, ракетчик, вертолетчик, космонавт; а также различные рабочие профессии - грузчик, кочегар, механик, шахтер, ткачиха, оптик, полировщик, полиграфист и др.

2) «человек- человек» - врач, воспитатель, няня, музыкальный руководитель, учитель, продавец, повар, администратор, экскурсовод и т. д.

3) «человек- природа» - садовник (ландшафтный дизайнер, дрессировщик, хлебороб, эколог и т. д.

4) «человек- художественный вкус» (художник, музыкант, артист и т. д.)

Таким образом, использование моделей дает возможность успешно знакомить детей с разными видами труда взрослых, по ней удобно строить наблюдения за трудовой деятельностью взрослых на экскурсиях, модель трудового процесса облегчает проведение бесед для обобщения знаний детей о профессиях.

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Конспект занятия по квазипространственной ориентации для детей с ОВЗ I ступени Тема: «Помоги принцессе». Цель: «Развитие пространственных представлений в процессе прочтения и изображения плана класса». Задачи: Учить.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Мастер-класс «Моделирование панно «Смородина» из пластилина с элементами рисования» для совместного творчества дошкольниковМастер-класс «Моделирование панно «Смородина» из пластилина с элементами рисования» для совместного творчества дошкольников Описание: данный мастер-класс предназначен для детей дошкольного возраста, педагогов дошкольного и дополнительного образования, родителей.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

Отчет по инновационному проекту «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников средствами игровых технологий» Отчёт о реализации инновационного проекта по теме:«Интеллектуально – творческое развитие детей средствами игровых технологий и музейной.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Камышанская Инна Анатольевна, работая по проблеме «Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление детей с народным творчеством.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Фотоотчет о профессиональной деятельности в ДОУФотоотчет о профессиональной деятельности в ДОУ воспитателя КГКУ «Красноярский детский дом №1» Цели и задачи профессиональной деятельности определяю в соответствии с реализуемой образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческое моделирование в профессиональной ориентации дошкольников
Опубликовано: 25 мая 2021 в 11:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД