Богданова Наталья Владимировна
Творческое развитие посредством решения комбинаторных задач
▼ Скачать + Заказать документы
Наше общество находится в постоянном развитии, а значит, возрастают требования к развитию личности, которые выдвигаются государством через систему образования. Личность XXI века должна быть способной к самообразованию, интеллектуально-физически развитой, обладать креативным мышлением и творческим потенциалом для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь.
Публикация «Творческое развитие посредством решения комбинаторных задач» размещена в разделах
На протяжении многих лет проблема творческого развития старших дошкольников привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как «в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа» (Лук А. Н.).
Творчество - это, прежде всего отображение сущности человека, его отношения к окружающему миру, его желания, мечты, чувства, которые и двигают человечество вперёд, не смотря ни на что. Творчески направленная личность более открыта для получения внешней информации.
Креативность объединяет «воображение и интеллект» - это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по-особенному, это способность реагировать на необходимость новых подходов и новых продуктов. Это творчество, которое полезно и на работе, и в жизни. Креативный человек - это выдумщик. Это тот, кто придумывает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая всё во что-то новое, неповторимое.
Сейчас как раз то время, когда общество осознало это, и стремится развивать в человеке творческую нить. И ведь не зря современные руководители, работодатели, педагоги независимо от рода деятельности, требуют от своих коллег, сотрудников, учеников творческого подхода, находчивости, разносторонности, оригинального новаторства, иными словами креативности.
Креативность с научной точки зрения рассматривается как сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения. За период от первых попыток изучения творческих способностей до настоящего времени исследователями создана обширная детальная картина феноменологии креативности. С изучением креативности связаны такие умнейшие личности как 3игмунд Фрейд, Дж. Гилфорд, Э. Торренс Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу. Несмотря на эти пышные триады, понятие креативности в данный момент нельзя назвать четко определенным и устоявшимся как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях.
Согласно одному из психологических подходов (Г. И. Вергелес, А. И. Раев) к творческим способностям относят: вариативность, гипотетичность, перенос и импровизацию. Выдвижение гипотез является одним из основных этапов творческого процесса, наряду с осознанием проблемы и проверкой гипотезы, без которого творчество невозможно. Изучением особенностей разработки и выдвижения гипотез занимались следующие исследователи: В. П. Копнин, В. А. Моляко, В. К. Зарецкий, Д. Ж Брунер, Ж. Адамер, А. Г. Асмолов, В. Ф. Асмус, Б. М. Кедров, А. И. Раев, Л. А. Регуш, Е. Д. Мещерякова, Г. И. Вергелес, А. И. Улицын.
Проблема творческого развития детей может решаться через различные аспекты дошкольного образования, пути решения широко освещаются в научных публикациях и по сей день. Приоритетным направлением творческого развития ребенка дошкольного возраста является выявление особенностей их проявления в различных видах творчества : посредством театрализованной деятельности, игровой деятельности, изобразительной деятельности.
И, к сожалению, очень мало освещалась данная проблема посредством комбинаторных задач. А ведь именно комбинаторные задачи – это естественный путь развития гипотетичности и вариативности. Решение задач различными способами способствует творческому развитию детей. Выработка привычки к поиску другого варианта решения играет большую роль в будущей работе, научной и творческой деятельности. Применение различных способов решения задачи развивают не только умственные способности, но и приучает их к исследовательской работе. Именно умение и способность находить различные пути и способы решения часто приносит успех и удовлетворяет как частные, так и глобальные интересы.
Комбинаторные задачи - это задачи на составление всевозможных вариантов комбинаций из отдельных элементов. Эти задачи имеют несколько вариантов решения. При решении подобного рода задач творческий подход их решения все более вытесняет стандартные методы. Комбинаторная задача в большинстве случаев воспринимаются как вызов интеллекту, и порождает потребность реализовать себя в преодолении препятствия, в развитии творческих способностей. При решении даже несложных комбинаторных задач, дошкольники много времени тратят на рассуждения о том, за что взяться, с чего начать. Чтобы помочь воспитанникам найти путь к решению задачи, мы должны поставить себя на место решающего, попытаться увидеть и понять источник его возможных затруднений. Наша помощь, оставляющая различную долю самостоятельной работы, позволит детям развивать творческие способности, накопить опыт, который в дальнейшем поможет находить путь решения новых задач.
В педагогике остается дискуссионной проблема разработки концептуальной основы обучения детей дошкольного возраста решению комбинаторных задач. В частности, отсутствуют исследования, раскрывающие структуру комбинаторных способностей. Актуальна и проблема диагностики комбинаторных способностей, изучение их своеобразия в дошкольном возрасте (П. К. Анохин, Т. И. Артемьева, Б. Г. Ананьев, Г. Айзенк, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. Доналд-сон, В. Н. Дружинин, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Б. А. Ломов, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Регуш, С. Л. Рубинштейн, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков и др.).
В своей исследовательской работе мне хотелось бы изучить возможность использования комбинаторных задач в процессе творческого развития детей старшего дошкольного возраста и разработать концептуальную основу освоения детьми старшего дошкольного возраста комбинаторных задач.
Предполагается, что использование комбинаторных задач может эффективно стимулировать творческое развитие детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:
- воспитатель владеет методиками творческого развития детей старшего дошкольного возраста;
- дети владеют достаточными умениями для решения комбинаторных задач (знание формы, цвета)
-использование поэтапной технологии их освоения;
-использование разных видов комбинаторных задач в процессе их освоения;
-развитие логических операций, обеспечивающих решение комбинаторных задач дошкольниками;
-стимулирование творческих проявлений посредством составления задач на комбинаторику.
Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения. Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество. А предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству.