Творчество детских писателей и поэтов

Валентина Бабенко
Творчество детских писателей и поэтов

К середине 19 в. прогрессивные революционно – демократические идеи в критике и литературе для детей одержали победу и укрепили свои позиции.

С начала 19 в. входят в детское чтение басни Крылова –

почти сразу же после появления первых сборников (в 1809, 1811, 1915 г.). Много сделали Белинский, Чернышевский, Добролюбов для расширения круга детского чтения произведениями современных им прогрессивных писателей.

«Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей: дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатления почти единственно доступной для них поэзии», - писал Белинский.

Сила сатирического воздействия басен И. А. Крылова – это результат мастерского владения словом и ритмом. Мораль его басен, как правило, заключает в себе яркие, точные и образные выводы, ставшие широко известными пословицами и поговорками. Басни И. А. Крылова такие как:»Ворона и лисица», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк и ягненок», «Волк на псарне» и др. известны большому кругу читателей.

В детское чтение постепенно вошли сказки А. С. Пушкина, сказка «Конек–Горбунок»П. П. Ершова, стихи М. Ю. Лермонтова,

Повести Н. В. Гоголя, «Записки охотника» И. С. Тургенева.

В первой половине 19 в. Появились в русской детской литературе специально для детей написанные талантливые произведения: стихи для младшего возраста В. А. Жуковского; повесть «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского; рассказы и сказки В. Ф. Одоевского.

Антоний Погорельский (псевдоним Алексея Алексеевича Перовского 1787-1836г.)–автор первой волшебно-фантастической повести для детей младшего возраста «Черная курица, или Подземные жители» (1829г.). волшебная повесть А. Погорельского построена доступно для детского восприятия. Создается впечатление, что она была первоначально рассказана писателем племяннику Алеше (будущему поэту А. К. Толстому, которого с любовью и заботой воспитывал А. Погорельский. Все сцены в повести даются конкретно выпукло, с выразительными подробностями, картинной точностью. Вот, например, одна из них: «…Алеша со вниманием стал рассматривать залу, которая очень богато была убрана. Ему показалось, что стены сделаны из мрамора, какой он видел в минеральном кабинете, имеющемся в пансионе. Панели и двери были из чистого золота. В конце залы, под зеленым балдахином, на возвышенном месте, стояли кресла из чистого золота. Алеша очень любовался этим убранством. Но странным показалось ему, что все это было в самом маленьком виде как будто для небольших кукол».

Впервые в детской литературе появился настоящий, живой образ мальчика. Он вызывает симпатии ребенка-читателя и пробуждает сопереживание. Этот образ помог сделать сложную проблематику повести доступной детскому восприятию.

Прогрессивный писатель и своеобразный человек, Владимир Федорович Одоевский (1803-1862г.) серьезно интересовался вопросами воспитания детей. Он долго работал над книгой «Наука до наук», которую задумал как педагогический трактат, посвященный основным принципам воспитания человека с детских лет.

В. Одоевский начал писать для детей в 30-е гг. 19 в., когда стал участвовать в издании альманаха «Детская книжка для

воскресных детей» и сотрудничать в журнале «Детская библиотека» А. Н. Очкина. Работал он под псевдонимом «дедушка Ириней». В 1834 г. отдельным изданием была напечатана сказка В. Одоевского «Городок в табакерке».

В 40-гг. появляются его сборники для детей: «Детские сказки дедушки Иринея» (1840г.) и «Детские песенки дедушки Иринея» (1847г.). он создал для детей произведения разных жанров: научно-фантастические сказки, волшебные сказки, рассказы.

«Городок в табакерке»-первая в детской литературе научно-познавательная сказка. В. Одоевским созданы также сказки «Червячок», «Мороз Иванович», рассказы «Столяр», «Серебряный рубль», «Бедный Гнедко» и др.

Творчество Василия Андреевича Жуковского (1783-1852г., поэта-романтика, обогатило русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний. И в оригинальном творчестве, и в качестве переводчика Жуковский более всего интересовался идеализированным, романтически истолкованным прошлым-античностью, средними веками.

Многие из его оригинальных и переводных произведений вошли в детское чтение. И это не случайно. Вопросы воспитания детей, проблемы теории педагогики, занимавшие Жуковского в течение всей его жизни, нашли свое отражение и в его литературной деятельности.

Поэт заботился о том, чтобы его переводы знало подрастающие поколение.

В. А. Жуковским была создана, как он сам говорил, «педагогическая поэма»- книга, включавшая азбуку и арифметику, и написаны собственно художественные произведения, ставшие своего рода классикой в детской литературе. Каждое стихотворение в этом цикле обладает художественным и педагогическими достоинствами.

В стихотворении «птичка» поэт выразил светлую печаль, навеянную скоро минувшей порой красного лета. Стихотворению присущи свойства детских фольклорных прибауток.

В стихотворении «Жаворонок» поэт воспроизвел радостные приметы пробуждающего дня: зарделся на солнце лес, тонкий пар еще держится в долине, а в лазурном небе уже запел жаворонок.

Стихотворение «Котик и козлик» написано в духе народных прибауток с их энергичной сменой картин и с той детализацией, которая придает всему изложению изобразительную живость.

Стихотворная сказка «Мальчик с пальчик» вводит ребенка в такой мир, в сравнении с которым он может себя чувствовать великаном.

Детские стихотворения В. А. Жуковского впервые увидели свет в 1852г. в отдельном издании и с тех пор неизменно включаются в детские книги.

В течение многих лет, начиная с 1826г., Жуковский переводит несколько сказок братьев Гримм, сказку Шарля Перро «Кот в сапогах». В 1831г. в творческом состязании с Пушкиным он пишет «Сказку о царе Берендее», «Спящую красавицу», сказки «Война мышей и лягушек», «Иван-царевич и серый волк».

Популярность сказок В. А. Жуковского была в свое время очень велика.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837г., как величественная и могучая горная вершина, возвышается у истоков 19 в. ,золотого века русской литературы.

Пушкин не писал специально для детей, но многие стихотворения и отрывки из его произведений давно вошли в детское чтение.

Сказки А. С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но почти сразу вошли в детское чтение.

В 1830г. Пушкин начинает работать над сказкой о медведихе «Как весенней теплою порой», которая осталась незавершенной. В 1831г. были закончены «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о попе и о работнике его Балде». В 1833г. были написаны две сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о золотом петушке».

Сказки А. С. Пушкина-сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831г. эта была первая сказка Пушкина.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в 1833г. в ней положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русском, но и зарубежном фольклоре. Сказка представляет собой сатиру на самодержавие и крепостничество. В ней отразилось народное отношение к тиранам. Она завершается поучительной картиной наказанного самодурства.

В «Сказке о золотом петушке», создан сатирический образ царя Дадона, предпочитает царствовать без забот, «лежа на боку».царь Дадон изображен как человек, не способный любить не только страну, которой управляет, но и собственных сыновей.

Для сказок Пушкина, как и для народных, характерна вера в светлые силы и чувства. Сказки Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу.

Идейные и творческие искания Льва Николаевича Толстого (1828-1910 г.) неразрывно связаны его любовью к русскому народу. Важным делом служения народу были его педагогическая деятельность в Ясной Поляне и создание учебных книг для народных школ России. «Азбука» и «Новая азбука» с четырьмя «Русскими книгами для чтения», написанные в 70-е гг., относятся к той части литературного наследства Л. Н. Толстого, которое «не отошло в прошлое».

Л. Н. Толстой наблюдал удивительную талантливость крестьянских ребят. Он писал об этом: «Мне и страшно, и радостно было, как искателю клада, который бы увидел цвет папоротника: радостно мне было потому, что вдруг, совершенно неожиданно, открылся мне тот философский камень, которого я тщетно искал два года - искусство учить выражению мыслей…»

Л. Н. Толстой начал работать над «Азбукой» в 1859 г. Он переработал для нее многие рассказы, напечатанные в приложении к журналу «Ясная Поляна», и рассказы учеников народной школы в Ясной Поляне. Жанр короткого рассказа характерен для «Азбуки», так как Толстой учитывал специфику детского восприятия. В период переработки «Азбуки» было написано более 100 новых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «Косточка», «Котенок», «Ноша», «Филиппок», «Еж и заяц». Новое издание было одобрено критикой и рекомендовано для народных школ как учебник и книга для чтения.

Композиция «Новой азбуки» учитывает возрастные особенности детей. Вначале даются небольшие рассказы, всего в несколько строк. Постепенно содержание произведений расширяется; попеременно даются то научно-познавательный рассказ, то басня, то сказки, то быль.

Пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины составляют значительную часть учебных книг Толстого: «Сказанное слово серебряное, а не сказанное – золотое».

В каждом рассказе и сказке Толстой ставит конкретные задачи воспитания, образования и обучения.

Мораль басен Толстого доступна детям, действие развертывается драматично, остро. Так, в басне «Осел и лошадь» нежелание лошади помочь ослу оборачивается против нее. Басни воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту («Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Старый дед и внучек») и т. д.

Значительное место в учебных книгах Л. Толстого занимают сказки-русские и зарубежные (народные и литературные).

Сказка «Три медведя» была написана Л. Толстым в 1872 г. для «Новой азбуки». Повествование ее предельно приближено к реалистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки.

Сказка «Мальчик с пальчик» в переложении писателя напоминает не столько известную сказку Перро, сколько русскую народную «Мальчик с пальчик и людоед». В сказке Толстого присутствуют конкретные приметы быта бедной крестьянской семьи: «У одного бедного человека было семеро детей – мал мала меньше».

Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» и др.) они оказывают наибольшее воспитательное воздействие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных.

Произведения Л. Н. Толстого для детей разрабатывают важные нравственные проблемы, дают проникновенный анализ внутреннего мира героев, отличаются художественным совершенством формы, поэтической ясностью и лаконизмом языка.

Федор Иванович Тютчев (1803-1873г.) как художник сложился на рубеже 10-30-х гг. 19 столетия. Уже первые его стихотворения, написанные в эту пору,-«Бессонница», «Летний вечер», «Весенние воды», «Осенний вечер»- были признаны подлинными шедеврами русской поэзии.

В 1836 г. Ф. И. Тютчев написал стихотворение «Зима недаром злится…» Борьба зимней стужи и весны представлена в нем как действие сказочных существ: злой Зимы-ведьмы и молодой румяной Весны. Поэт воссоздал картину природы в духе народных олицетворений. В сборник стихотворений поэта вошли не забываемые произведения, такие как: «Есть в осени первоначальной…», Весенняя гроза», «Вечер», «Еще земли печален вид…» т. д.

Поэта отличали чуткость к родному языку, способность глубоко и точно передавать в своих стихах тончайшие оттенки мыслей и чувств.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953 г.) не единожды публиковал для детей свои стихи и рассказы. В 1898 г. журнал «Всходы» открылся «Песнью о Гайавате» Г. Лонгфелло в переводе И. Бунина. В том же году появилась большая книга стихотворений И. Бунина обращенных к детям, -«Под открытым небом» (в изд. «Детское чтение», вслед за ней вышли «Стихи и рассказы», несколько позднее-«Полевые цветы».

«Так знать и любить природу, как умеет И. Бунин, -мало кто умеет»,- писал А. Блок. С особым чувством раскрывает И. Бунин душу природы, и это ощущение единства со всем живым питает поэта с самого детства. Это явно прослеживается в следующих стихотворениях: «Детство», «Помню - долгий, зимний вечер», «Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…», «Из окна», «Бушует полая вода…», «Еще и холоден и сыр…», «Над озером, над заводью лесной…» т. д.

Из стихов И. Бунина возникает не только картины весны, лета, осени и зимы, но создается неповторимый в своей красочности образ Родины.

Сергей Есенин (1895-1925 г.) посвятил детям многие стихотворения, напечатанные в разные годы.

Примечательно, что первым опубликованным в печати стихотворением поэта было стихотворение «Береза», появившееся в детском журнале «Мирок» за 1914 г. (№1)

С тех пор обращение поэта к творчеству для детей было постоянным. Свои детские стихи Есенин печатал в журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро», «Задушевное слово», «Парус». Есенин рассказывает маленьким читателям о родной природе, о том, как «поет зима - аукает, мохнатый лес баюкает сто звоном сосняка»; о зимней березе, у которой «на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой»; о душистой черемухе, которая с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри завела».

Есенин знакомит юных читателей с повседневными крестьянскими делами и заботами («Топи да болота», рассказывает о горе старой крестьянке, потерявшей сына («Молитва матери», о раннем сиротстве детей («Побирушка»).

Детям дошкольного возраста особенно близки стихотворения об играх и забавах их сверстников - крестьянских ребятишек: («Бабушкины сказки»).

Поэтический талант Есенина одушевляет все, что он сам видел, чувствовал, знал, поэтому его стихотворения для детей остаются в ряду лучших произведений не только русской но и советской литературы.

Публикации по теме:

Досуг. Литературная гостиная. «Осень в лирике русских поэтов»Досуг. Литературная гостиная. «Осень в лирике русских поэтов» Цель: Воспитание у детей интереса к природе, любви к ней, умение видеть красоту окружающего мира, через поэтический образ. Задачи: Помочь.

Фотоотчет о детских поделкахФотоотчет о детских поделках с 5 по октября 2015 г. Пролетела еще одна неделька творчества. На которой лепили с детками из пластилина. С подготовительными группами "Почемучки".

Игра–путешествие «В мире детских писателей». 2–3 класс Ведущий (в образе библиотекаря): Слайд 1. - Здравствуйте, девочки. Здравствуйте, мальчики. Здравствуйте, уважаемые взрослые. Мы рады приветствовать.

Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе «Зимние фантазии в произведениях поэтов, художников, композиторов»Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе «Зимние фантазии в произведениях поэтов, художников, композиторов» Задачи: 1. На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. 2. Через эмоциональное восприятие произведений.

Конспект НОД «Стихи поэтов родного края» Ход НОД В: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм и подумать, о чем же.

Сценарий литературной викторины по произведениям русских писателей для детей среднего дошкольного возраста Задачи Образовательные : Закреплять знания детей о творчестве С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, В. Бианки. Прививать любовь к художественной.

Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Творчество детских писателей» Главная цель проекта это приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством известных детских.

План-конспект интегрированного занятия по музыке «Осень глазами поэтов, художников, композиторов» План-конспект интегрированного занятия по музыке в подготовительной к школе группе по теме «Осень глазами - поэтов, художников, композиторов».

Сценарий конкурса выразительного чтения «Калейдоскоп сказок русских поэтов»Сценарий конкурса выразительного чтения «Калейдоскоп сказок русских поэтов» МБДОУ «Березовский детский сад № 9» Сценарий конкурса чтецов «Калейдоскоп сказок русских поэтов» Автор и ведущая конкурса: Плахова Ю. В.

Занятие по знакомству с творчеством поэтов-земляков А. Афоньшиным и Н. Маравиным в мини-музее детского сада Программное содержание 1. Воспитывать у детей чувство радости за своих земляков, эмоционально – ценностное отношение к родному краю. 2.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Творчество детских писателей и поэтов
Опубликовано: 17 марта 2016 в 06:55
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра для развития речевого дыхания «Метелица»
Лариса Пяткина Дидактическая игра для развития речевого дыхания" Метелица" Дорогие друзья, вашему вниманию предлагаю изготовление игры для развития речевого...
Снежные постройки на участке второй младшей группы. Взаимодействие с родителями
Цель: создание снежных построек для творческих и подвижных игр, спортивных развлечений и других видов деятельности детей на свежем воздухе. Немного...
Внеклассное учебное занятие в начальном общем образовании по произведению...
Аннотация мероприятия Внеклассное учебное занятие в начальном общем образовании духовно-нравственного направления. Предметные области: литературное чтение,...
День археолога в ДОУ 2018
Часть 1. Теоретическая Презентация ( слайды. Слайд 1. Добро пожаловать в археологию! Слайд2. Под землей хранятся тайны, Всех эпох и всех веков. Но,...
Фотоотчет «Тайна экспертного чемодана раскрыта!»
Без этих специалистов не обходится ни один осмотр места происшествия. Речь идет о сотрудниках экспертно-криминалистического отделения МО МВД России...