Галина Школа
Учебно-методический комплект Дидактические пособия: «Звуковые коврики»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковые коврики
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 г. Ивделя.
Учебно-методический комплект
Дидактические пособия :[/b]
Публикация «Учебно-методический комплект Дидактические пособия: „Звуковые коврики“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развивающий коврик своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
«Звуковые коврики»
Автор: Школа Галина Леонидовна
Учитель-логопед СЗД
МАДОУ №1 «Подснежник»
Пояснительная записка. Знакомство дошкольников со звуками речи осуществляется педагогами ДОУ в процессе совместно-организованной деятельности с помощью развивающих игр. Игра является главным средством обучения и воспитания детей и может быть использована при изучении любого программного материала, проводится в микро и макро-группах воспитанников.
Данное пособие разработано для более успешного усвоения детьми фонематических норм и коррекции звуковых дефектов, удобно в использовании, красочное и легко обрабатывается по нормам СанПиНа.
Цель: формирование и развитие фонематических процессов.
Задачи.
Обучающие:
- познакомить детей с понятиями «звуки речи; гласные звуки; согласные звуки; твёрдые – мягкие звуки; звонкие – глухие звуки»;
- учить различать звуки на слух по акустическим признакам.
Развивающие:
- развивать у дошкольников познавательные процессы (зрительное внимание и память);
- тактильные ощущения и мелкую моторику рук;
- высшие психические функции (воображение).
Коррекционные:
- совершенствовать слуховое восприятие;
- укреплять артикуляционную и мимическую мускулатуру.
Воспитательные:
- поддерживать интерес к материалу;
- стремление детей к познанию нового.
Вид деятельности: игра.
Методы и приё мы обучения:
- объяснения;
- постановка вопросов проблемного характера;
- использование наглядных материалов;
- педагогическая поддержка и помощь со стороны взрослого.
Материал: три полимерных коврика прямоугольной формы в цветовой гамме (жёлтый, зелёный, синий); оформление выполнено с использованием ткани (фланель, плюш, мех, войлок, тесьма); детали вырезаны из пластмассы, железа и поролона; использовался валдайский колокольчик; клей.
1. Игра «Наоборот»
Цель: расширять словарь детей, совершенствовать умение детей согласовывать существительное с прилагательным.
Описание: дети рассматривают коврики, совместно с педагогом дают характеристику звуков, отвечают на вопросы.
Гласные звуки :
- как поют дети [А], как улыбнулись они [И]?
- как воет волк в лесу [У], как ветер у трубы [Ы]?
- как отвечает эхо на горе [Э], как это удивительно [О]?
Твёрдые и мягкие согласные звуки :
- какая гусеница…мягкая, а камень…твёрдый;
- какая салфетка?. мягкая, а стол?. твёрдый;
- какая ладошка?. мягкая, а раковина?. твёрдая;
- какая ткань?. мягкая, а стекло?. твёрдое;
- какая подушка?. мягкая, а стена?. твёрдая.
Звонкие и глухие согласные звуки :
- как звенит колокольчик?. звонко, а как стучит молоток?. глухо;
- как звучит посуда?. звонко, а как упал камень?. глухо;
- как звучит треугольник?. звонко, а барабан?. глухо;
- как звучит металлофон?. звонко, а ксилофон?. глухо;
- как поют гусли?. звонко, а как хлопушка?. глухо.
2. Игра «Сколько звуков?»
Цель: обучать звукобуквенному анализу.
Описание: педагог произносить слог или слово, предлагает ребёнку ответить на вопросы и выбрать квадраты или прямоугольники «слияние», изображение буквы.
Вопросы:
- сколько услышал звуков?
- назови первый звук…второй, третий;
- какой это звук?
- какого цвета карточка подходит к этому звуку?
- найди букву?
3. Игра «Опиши звуки?»
Цель: развивать речевой слух.
Описание: педагог с детьми составляют рассказы о звуках.
Гласные звуки можно петь, тянуть и громко кричать.
Согласные звуки нельзя петь и громко кричать, они бывают твёрдые, мягкие и глухие, звонкие.
Список литературы:
Законодательные материалы.
- Федеральный закон об образовании в РФ от 29 дек. 2012./ 273 – ФЗ (с изм. 2013)
- Приказ Министерства образования и наук РФ от 17 окт. 2013. / №1155 об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования.
- О. В. Жохова, Е. С. Лебедева «Домашние задания для детей старшей и подготовительной к школе групп» М. 2002 г.
- Н. В. Нищева «Внедрение в практику ДОУ ФГОС» С. -П. 2015 г
- Н. В. Нищева «Развитие речи детей младшего и старшего дошкольного возраста» С. -П. «Детство-пресс» 2003 г.
- Н. В. Соловьёва «Подготовка к обучению грамоте с недостатками речи» М. ТЦ «Сфера» 2009 г.