Получи документы

Учебный курс «Учимся беречь энергию»

ольга аксенова
Учебный курс «Учимся беречь энергию»

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

г. Миасс

«Учимся беречь энергию»

Переработанное пособие к доработанному методическому приложению ГК №10. Р20.11.0001 от 30 июля 2012г.

2013-2014 учебный год

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Учебный курс „Учимся беречь энергию“» размещена в разделах

Энергосбережение с каждым годом становится все более насущной проблемой. В настоящее время во всем мире произошло обострение экологической ситуации, во многом обусловленной увеличением энергопотребления, истощением невозобновляемых природных ресурсов и загрязнением окружающей среды отходами энергетических производств. В связи с этим возникла необходимость рационального и экономного и ответственного использования природных ресурсов в экономике страны.

Известно, что экономия достигается снижением потерь, использованием ресурсосберегающих технологий, эффективным ведением хозяйства. В связи с этим особую значимость приобретает формирование нового сознания у подрастающего поколения, сохранность и экономное использование энергии и природных ресурсов.

Перед учителем стоит важная задача — воспитание нового поколения, которое, внедряя и используя современные технологии во всех отраслях хозяйства, в то же время будет понимать важность экономии энергоресурсов, так как, обладая ими, государство обеспечивает свою энергетическую безопасность. Для учащихся должно стать очевидным: от отношения к имеющимся в распоряжении человека ресурсам зависит не только наше собственное благополучие, но и благосостояние последующих поколений.

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС

ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

Пояснительная записка

Рациональное использование энергии – приоритет государственной политики развитых стран мира. Энергосбережение – это образ жизни общества в целом и каждого человека, вырабатывающий определенный алгоритм поведения. Каким будет будущее нашей страны, во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознании детей еще в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях. Человечество продолжает использовать все сокращающиеся запасы ископаемого топлива. Все больше людей понимают, что будущее – за возобновляемыми, экологически чистыми видами получения энергии : солнечной, ветровой, волновой и другими. Кроме того, необходимо задуматься, что очень часто в быту и на производстве мы бездумно тратим гораздо больше энергии, чем ее реально необходимо использовать.

Осознание каждым отдельным человеком необходимости перехода от потребительского отношения к природе к совместному гармоничному развитию природы и человека, природы и общества рассматривается как одно из условий устойчивого развития человечества. Именно поэтому в настоящее время возросла значимость поиска путей решения экологических проблем, в том числе энергетических и проблем энергосбережения.

Сегодня разработано множество эффективных методов для сбережения энергии и снижения ее потребления в жилых помещениях, производственных процессах, индивидуальном использовании. Но очень мало людей знакомы с этими методами и еще меньше используют их, поэтому перед современными общеобразовательными учреждениями стоит задача воспитания у подрастающего поколения гражданской позиции и навыков рационального и экономного использования топливно-энергетических ресурсов как неотъемлемой части энергосберегающей политики нашего государства.

В настоящее время в образовательных учреждениях общего образования одним из направлений образовательной деятельности является информационно-разъяснительная деятельность, ориентированная на формирование и развитие у школьников культуры энергосбережения, которая осуществляется в рамках разрабатываемых и реализуемых в образовательных учреждениях общего образования Программ Энергосбережения во исполнении Федерального закона РФ №261-ФЗот 32.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - ФЗ № 261) в частности статьи 22, регламентирующей обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Значимость формирования культуры энергосбережения, популяризации и пропаганде знаний и умений по энергосбережению и энергетической эффективности среди учащихся школ возрастает в контексте вступления России во Всемирную торговую организацию.

Все выше сказанное подтверждает необходимость и актуальность практической реализации учебного курса «Учимся беречь энергию», ориентированного на формирование и развитие культуры энергосбережения и энергоэффективности учащихся начальной школы.

Цель учебного курса «Учимся беречь энергию» : создание условий для формирования у учащихся культуры энергосбережения и энергоэффективности.

Задачи учебного курса «Учимся беречь энергию» :

• формирование представлений о том, что такое энергия, как она связана с работой, какие виды энергии можно выделить и как один вид энергии переходит в другой;

• формирование системы представлений об источниках энергии и их использовании;

• формирование знаний о средствах, которые могут быть использованы для измерения энергии, в том числе энергии, потребляемой в жилище человека (дом, квартира, в школе и т. д. ;

• формирование знаний о способах экономии разных видов энергии и ее источников;

• формирование простейших умений экономии разных видов энергии в быту;

• формирование мышления, воображения, эрудиции и общей культуры.

Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы курса «Учимся беречь энергию»

Планируемые личностные результаты

-формирование целостного представление о влиянии энергетики на окружающую среду и методах сохранения окружающей среды

-формирование гражданской позиции и психологической настроенности на рациональное и экономное использование топливно-энергетических ресурсов

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения

-понимание личной ответственности за экономное и бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде, природе в целом

-убеждение в важности личного вклада в энергосбережение

-убеждение в возможности и необходимости личного участия в решении проблем энергосбережения

- установка на правильное поведение в жизни, а именно бережное отношение к энергоресурсам;

- осознанное отношение к природным ресурсам, в том числе энергоресурсам и их использованию

Рекомендуемые формы и методы контроля - устный опрос, участие во внеклассных мероприятиях; мини проект и творческая работа.

1-4 классы (18 часов)

Раздел «Энергия» (4 часа)

Тема 1. «Что такое энергия и почему ее надо беречь

Что такое энергия; Энергия и работа.

Тема 2. «Как человек учился «работать», находить и использовать энергию для совершения работы?»

Орудия охоты и труда; Постройка жилища; Одежда; Добыча и сохранение огня; Скотоводство и земледелие, живые двигатели.

Раздел «Энергопотребление» (5 часов)

Тема 3. Мы едем, плывем и летаем

По воде; На колесах и полозьях; По воздуху; Железные дороги; Автомобили и автобусы; Троллейбусы, трамваи, метро и электрички.

Раздел «Энергетические источники» (4часа)

Тема 4. Энергия путешествует.

От солнца до Земли; От месторождения до двигателя; От электростанции до лампочки.

Раздел «Энергосбережение» (5 часов)

Тема 5. Энергия у тебя дома.

Свет; Тепло и холод; Вода; Еда; Одежда; Домашние помощники; Бережем, считаем, сохраняем.

Тема 6. Что мы узнали и чему научились

Школьные будни разумного и бережливого потребителя.

5-9 классы (18 часов)

Раздел «Энергия» (6 часов)

Тема 1. Что такое энергия и почему ее надо беречь?

Законы энергии; Поиски вечных и «бесплатных» источников энергии.

Тема 2. Энергия бывает разная

Виды энергии; Энергия движения; Скрытая энергия; Внутренняя энергия; Энергия невидимого излучения; Ядерная и термоядерная энергия

Тема 3. Как научились измерять и сохранять энергию

Как сохранить энергию?; Как измерить энергию?

Раздел Энергетические источники (4 часа)

Тема 4. Источники энергии

Солнце; Уголь; Нефть; Газ; Энергетические консервы; Энергия атома и атомного ядра; Биотопливо.

Раздел «Изменение климата» (4 часа)

Тема 5. Потребление энергии и здоровье планеты

Потребительский подход современного человека; От костра до атома; Планета в энергетических сетях; Польза и вред энергопотребления;

Проблема отходов и изменение климата; Что могу сделать я? Моя семья? Ученые? Политики?

Раздел «Энергосбережение» (4 часа)

Тема 6. Что мы узнали и чему научились

Заглянем в будущее; Повторяем изученное — мозаика заданий.

Механизм реализации учебного курса «Учимся беречь энергию»

1) Через организацию факультатива или кружка в рамках внеурочной деятельности.

2) Через проведение тематических уроков по энергосбережению в рамках уроков по основным учебным предметам и/или классных часов;

3) Для организации комплексной образовательной деятельности по формированию культуры энергосбережения и энергоэффективности, реализуемой одновременно на уроках по всем учебных предметам, на тематических классных часах, во внеурочной деятельности (факультатив или кружок по примерной образовательной программе развития культуры энергосбережения и энергоэффективности, а также в рамках внеклассных школьных мероприятий (викторины, диспуты, акции и т. д.).

Основные методы организации деятельности, используемые при реализации образовательной программы учебного курса «Учимся беречь энергию» :

• иллюстрированный рассказ на основе презентации с обсуждением сложных вопросов темы;

• беседа с закреплением материала;

• короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;

• чтение учебных пособий с последующим обсуждением;

• подготовка и обсуждение докладов учащихся;

• решение задач, составленных учителем;

• выполнение учебных проектов и обсуждение результатов.

Примерные темы проектов для организации проектной деятельности учащихся в рамках учебного курса «Учимся беречь энергию»

1. Самый экономный вид транспорта.

2. Как сохранить энергию?

3. Проект экономного использования воды: дома, в школе, на даче

4. Проект экономного использования электрической энергии : дома, в школе, на даче

5. Безотходное производство: проект предприятия.

6. Как построить безотходную жизнь в своем доме?

Публикации по теме:

«Цветик-семицветик». Конспект урока во втором классе коррекционной школы VIII вида Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Положение о конкурсе «Осенний калейдоскоп»Положение о конкурсе «Осенний калейдоскоп» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано с целью установления порядка проведения конкурса «Дары осени» среди воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебный курс «Учимся беречь энергию»
Опубликовано: 23 декабря 2014 в 11:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД