Марина Корыстина
Учебный план детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
детского сада общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно – эстетическому
направлению развития детей
«Сказка»
Кемеровского муниципального района
на 2012 – 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
МБДОУ детского сада «СКАЗКА»
на 2012 - 2013 учебный год.
I. Нормативно - правовая основа и программное обеспечение
Публикация «Учебный план детского сада» размещена в разделах
Учебный план составлен в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 г. № 2562, Уставом МБДОУ детского сада «Сказка», утвержденным 11.11.2011г, постановлением Администрации Кемеровского муниципального района №1919 - П
При составлении vчебного плана были учтены :
• Инструктивно методическое письмо МО РФ о гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 N 65/25-16 .
• Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Сан ПиН 2.4.1.2660-10 утвержденным постановлением главного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г № 91
• Приказ № 655 от 23.11. 2009 г «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Основные программы, использvемые в v чебно - воспитательном процессе:
1. Образовательная программа МБДОУ детского сада «Сказка», разработанная самостоятельно, утвержденным приказом № 85 от 31.08.2011г
2. «Школа 2100», п/р А. А. Леонтьева, одобренная Экспертным советом Министерства образования РФ: во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах
• «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» (математика) - Л. Г. Петерсон;
• «Здравствуй, Мир» (ознакомление с окружающим миром) - А. А. Вахрушев,
Е. Е. Кочемасова, И. К. Белова.
• «По дороге к азбуке», «Лесные истории» (развитие речи и подготовка к обучению грамоте) - Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислов;
3. «От рождения до школы», примерная общеобразовательная программа
п/р Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой: в первых младших, во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах -
• «Нравственное воспитание в детском саду» - В. И. Петрова, Т. Д. Стульник
• «Трудовое воспитание» - Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова
• «Изобразительная деятельность» - Т. С. Комарова
• «Конструирование и ручной труд» - Л. В. Куцакова
• «Занятия по развитию речи в детском саду» - О. С. Ушакова
• «Приобщение детей к художественной литературе» - В. В. Гербова, О. С. Ушакова.
• «Музыкальное воспитание в детском саду» - М. Б. Зацепина
• «Физическое воспитание» - Э. Я. Степаненкова
• «Экологическое воспитание в детском саду» - О. А. Соломенникова
Дополнительные программы используемые в учебно-воспитательном процессе :
• «Музыкальные шедевры» Программа музыкального воспитания дошкольников»
О. П. Радыновой, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации
• «Воспитание здорового дошкольника» программа физического воспитания
М. Д. Маханевой, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования РФ.
• «Физическая культура в дошкольном детстве» пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей Н. В. Полтавцева, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации
• «Здравствуй» Оздоровительная – развивающая программа М. Л. Лазарева, допущенная Министерством образования РФ
• «Безопасность» - пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей Н. Н. Авдеева рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации
• «Я - человек» - программа социального развития ребенка С. А. Козлова. допущено Министерством образования РФ
• «Играем в кукольный театр» - пособие для воспитателей, музыкальных руководителей детских садов Н. Ф. Сорокина рекомендованная Министерством общего и профессионального образования РФ
• «Изобразительная деятельность в детском саду» (программа, конспекты) – пособие для педагогов дошкольных учреждений Г. С. Швайко
• «Изобразительная деятельность в детском саду» авторская программа по изо «Цветные ладошки» И. А. Лыкова
• «Ребенок в мире поиска» программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста О. В. Дыбина
II. Здоровье - сберегающий режим детского сада.
• Реализация плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
• При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества непосредственно организованной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий входят в объем максимально допустимой нагрузки.
• Учитывается динамика работоспособности детей в течение дня, недели и в течение года: разгрузочными являются утреннее время до завтрака, первая половина дня в понедельник и вторая половина дня в четверг и пятницу; первая половина сентября, вторая половина декабря и начало января, вторая половина мая.
• Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления непосредственно образовательная деятельность познавательной направленности чередуется с непосредственно образовательной деятельностью художественно-эстетического и физического направлений.
• Большинство образовательная деятельность в возрастных группах проводится в первую половину дня, кружковая работа по дополнительному образованию во вторую.
• Строго соблюдаются временные нормы проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми разного возраста и недельная образовательная нагрузка, включая занятия по дополнительному образованию:
- первая младшая группа (от 1,5 до 3-х лет) - не более 10 минут;
- первая младшая группа (с 2 до 3-х лет) - не более 10 минут;
- вторая младшая группа (возраст детей с 3 до 4 лет) – не более 15 минут;
- средняя группа (возраст детей с 4 до 5 лет) – не более 20 минут;
- старшая группа (возраст детей с 5 до 6 лет) - не более 25 минут в неделю;
- подготовительная группа (возраст детей с 6 до 7 лет) – не более 30 минут.
Обязательная недельная нагрузка (включая реализацию дополнительных образовательных программ) составляет:
- в первой младшей группе (1,5-3 лет) – 1 час 30 минут;
- во второй младшей группе (3-4 лет) – 2 часа 45 минут;
- в средней группе (4-5 лет) – 4 часа;
- в старшей группе (5-6 лет) – 6 часов 15 минут;
- в подготовительной группе (6-7 лет) – 8 часов 30 минут.
В группах детей раннего возраста вся образовательная деятельность проводятся по подгруппам (музыкальное – фронтальное) в первую и вторую половину дня.
В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.
Перерыв между образовательной деятельностью составляет не менее 10 минут.
• Вторая половина дня отводится для дополнительного образования, кружковой работы, свободных объединений по интересам для игр или продуктивной деятельности.
• Для создания положительного настроя на протяжении всего учебного года в детском саду проводится культурно - досуговая деятельность: праздники, развлечения, концерты, встречи с интересными людьми, спортивные развлечения, «Дни здоровья», тематические выставки рисунков и творческих работ детей.
III. Учебно - воспитательная работа по направления
В структуре плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) части. Установлено соотношение между инвариантной и вариативной частью, формируемой образовательным учреждением: инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Инвариантная (обязательная) часть составляет не менее 80 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Вариативная (модульная) часть составляет не более 20%. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и комплексно-тематического планирования.
В план включены четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.
Каждому направлению соответствуют определё нные образовательные области:
- физическое направление – «Физическая культура», «Здоровье».
- познавательно-речевое направление – «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;
- социально-личностное направление – «Безопасность», «Социализация», «Труд»;
- художественно-эстетическое направление – «Художественное творчество», «Музыка»;
Направления Образовательные области
Физическое развитие «физическая культура»,
«здоровье»;
Познавательно-речевое «познание»,
«коммуникация»,
«чтение худ. литературы»;
Социально-личностное «безопасность», «труд»,
«социализация»;
Художественно-эстетическое «художественное творчество»,
«музыка».
1. Физическое развитие
Образовательная область «Физическая культура» направлена на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям по физической культуре, гармоничное физическое развитие через задачи:
- развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, координация);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирования у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В первых младших, во второй младшей, средней, старшей, подготовительной к школе группах проводится - по 3 занятия в неделю (два в физкультурном зале, одно - на открытом воздухе).
Непосредственная образовательная деятельность на открытом воздухе организуются при отсутствии у детей медицинских противопоказаний, при наличие у детей спортивной одежды, соответствующих погодных условиях, с учетом местных климатических особенностей, при температуре воздуха до - 15 градусов в безветренную погоду. В дождливые, ветреные, морозные дни физкультурныe занятия проводятся в физкультурном зале. Физкультурные занятия проводятся фронтально и по подгруппам.
В детском саду проводятся оздоровительно-развивающее мероприятия по программе М. Л. Лазарева «Здравствуй»
Хореограф проводит образовательную деятельность с детьми средней, старшей, подготовительной группах.
Усвоение и совершенствование физических умений и навыков базируется на принципе непрерывности и чередовании организационных форм работы с детьми.
Образовательная область «Здоровье» направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Образовательная область «Здоровье» реализуется интегративно через все образовательные области в каждой возрастной группе детского сада.
2. Познавательно-речевое развитие
Образовательная область «Познание» направлена на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Образовательная область «Коммуникации» направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей
Образовательная область «Чтение художественной литературы» направлена на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Познавательно-речевое развитие ведется через непосредственную образовательную деятельность – математика Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» 2 части; «Раз ступенька! Два ступенька!»2 части; - О. С. Ушакова «Развитие речи детей дошкольного возраста»; Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»; В. В. Гербова «Развитие речи», В. В. Гербова «Приобщение детей к художественной литературе»;
3. Социально-личностное развитие
Образовательная область «Социализация» направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Образовательная область «Труд» направлена на достижение цели формирования положительного отношение к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Образовательная область «Безопасность» направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Образовательная область «Безопасность» реализуется интегративно через все образовательные области в каждой возрастной группе детского сада.
Социально- личностное развитие ведется через непосредственную образовательную деятельность - Здравствуй, Мир (ознакомление с окружающим миром) А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, И. К. Белова и формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей по пособию по основам безопасности жизнедеятельности детей «Безопасность» Н. Н. Авдеева, по программе социального развития ребенка «Я –Человек» С. А. Козлова, «Трудовое воспитание» - Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова
4. Художественно- эстетическое развитие
Образовательная область «Художественное творчество» направлена на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Образовательная область «Музыка» направлена на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Художественно- эстетическое развитие ведется через непосредственную образовательную деятельность - Г. С. Швайко и Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»;Л. В. Куцакова «Творим и мастерим»; О. А. Соломенникова «Радость и творчество»; И. А. Лыкова «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет». М. Б. Зацепина «Праздники и развлечения в детском саду» М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду» М. Б. Зацепина «Народные праздники в детском саду»; О. П. Радынова «Музыкальные шедевры»;
IV. Вариативная (модульная) часть
Дополнительные образовательные услуги реализуются по двум направлениям:
• Художественно-эстетическое развитие:
Творческое объединение «Горошинки» - вокальная студия в старшей, подготовительной группах
«Фантазеры» - студия по театрализации в подготовительной группе «Фантазеры»
«Гномики» - студия по театрализации в старшей группе «Гномики»
• Познавательно-речевое развитие:
«Юные исследователи» - кружок по экспериментированию в подготовительной группе
«Речецветик» - кружок по развитию речи и мелкой моторики рук во 2 младшей группе «Солнышко»
Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда не входят в учебный план. Занятия на логопункте проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. Количество занятий и состав групп определяется Письмом Минобразования РФ от 14.12.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Коррекционные занятия, проводимые учителем-логопедом, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в общеобразовательном процессе (для детей, зачисленных на логопункт). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребёнка.
Учебный год начинается с 01.09, заканчивается 31.05.
Сроки проведения диагностики: первая неделя сентября, последняя неделя мая.
В середине учебного года с 31.12. по 20.01. - организуются каникулы, в соответствии с нормами СанПина, в это время проводятся только занятия эстетического и оздоровительного циклов (музыкальные, спортивные и пр.)
С 01.06 по 31.08 - летний оздоровительный период.
В летний оздоровительный период учебные занятия проводятся спортивные игры, развлечения и пр. Увеличивается продолжительность прогулок. Конструктивные игры с песком и строительным материалом, водой и пр. планируются ежедневно. Еженедельно организуются спортивные и музыкальные праздники. Проводится мероприятия экологического характера: экскурсии, наблюдения, детская проектная деятельность и т. д.