Юлия Дерябина
Учим ребенка логическому мышлению
▼ Скачать + Заказать документы
Учим ребенка логическому мышлению.
По умению думать, анализировать, делать обоснованные умозаключения судят об уровне развития человека. И хотя ребенок развивается, учится мыслить в повседневной жизни, в общении со взрослыми и сверстниками, в играх и т. д., но для успешной работе в школе нужны другие, системные и более глубокие навыки мышления. Эти умения ребенок не может приобрести самостоятельно, в этом ему должны помочь взрослые, подготовить его к новому жизненному этапу – учебе в школе.
Публикация «Учим ребенка логическому мышлению» размещена в разделах
Мышление всегда начинается с вопроса, причем ответ на этот вопрос находиться не сразу, а с помощью каких-то умственных операций.
О заданиях
1. Задание органично связаны друг с другом. Решив одну задачку, освоив необходимые для этого знания, ребенок тем самым готовится для решения следующих, более сложных заданий, где эти знания нужны будут применить в других, новых для него условиях.
2. Начать нужно с задач «Что изменилось?», «Что изменилось, что не изменилось?». Они позволяют ребенку закрепить и систематизировать имеющиеся знания и осознать, что любой предмет (объект0 можно рассмотреть с разных точек зрения.
Ребенок научится выделять существительные и абстрагироваться от несущественных признаков. Эта важная стадия мышления, этап подготовки решения на основе операций анализа, синтеза и сравнения. Кроме того, для решения заданий, при поиске неочевидных для него закономерностей, ребенку необходимо активно использовать полученные знания о свойствах предметов, применить эти знания для построения нужных умозаключений. Эти навыки позволят ему в дальнейшем находить логические обоснованные пути решения более сложных задач.
3. Задания «Какой предмет лишний», «Найди правильно и продолжи ряд», можно выполнять верно, если провести анализ нескольких признаков исследуемых групп предметов, сделать нужные рассуждения и обосновать свой вывод. Это уже полновесное умозаключение, основанное на самостоятельных суждениях.
4. Все задачки в этом материале доступны для дошкольников. Для их решения необходимы знания только самых простых понятий, таких как цвет, форма, размер, количество, а также логическое рассуждения, интуиция и догадки. Решая, ребенок учится понимать требование задачи, выделять условие и вопрос, взаимосвязь между ними, осознано использовать полученные знания для решения проблемных заданий. Все это называется готовностью ребенка к обучению, которая ему будет нужна с первых дней учебы в школе.
5. Восприятие предметов, их свойств (цвета, формы, величины) и пространственного расположения всегда включает в себя обследование и сравнение. Именно таким путем и идет развитие
восприятие детей в дошкольном возрасте. Поэтому все задания сформулированы таким образом, чтобы ребенок вовлекался в активное обследование заданных предметов.
6. Обратите внимание, что задания в данном материале являются базовыми. На их основе легко создать новые варианты задачи упражнений. Для этого нужно, сохранив суть задания, сформулировать его с помощью предметов, отличных по форме, цвету и т. д. Это касается всех приведенных заданий.
7. Во многих заданиях не предлагается обязательного, единственно правильного ответа, что позволяет детям с различным уровнем подготовки успешно участвовать в заданиях, выдвигать оригинальные версии.
Несколько практических советов
1. Этот материал не на один день – прочитал, уяснил, решил и будет результат. Задач много, они разной сложности, решать их нужно последовательно, по порядку. Не стоит разбивать задачки из середины книжки, не выполнив начальные задания. Учится думать системно полезно в любом возрасте.
2. Если ребенок с успехом решил все задания, то отложите материал на время и вернитесь к нему, скажем, через год, задачки опять будут как новые. В руках будет надежный тест для проверки того, как развивается ваш ребенок, совершенствует ли он свои способности мыслить и анализировать.
3. Нельзя давать ребенку задачку для решения, не разобрав предварительно учебные примеры. Даже если он сообразит и найдет правильное решение, этого недостаточно. В заданиях важен не только верный результат, но и сам процесс решения. При этом нужно следовать правилам, которые показаны при разборе задач. Ребенок должен не только найти верный результат, но, и это самое главное, объяснить свои решения, рассказать, как и почему он предлагает такой вариант ответа.
Нужно, чтобы решения были найдены осознанно, были бы результатом самостоятельных рассуждений, а не подбора или интуиции. Так он быстрее будет учиться думать по правилам, системно, а потом применять этот навык в убёче.
4. Если ребенку не дается решение задачи, отложите ее на время, можно предложить другие, которые он готов решить. К «сложному» заданию нужно обязательно вернуться позже. Похвалите его за правильное решение.
5. Предложите ребенку создать свои авторские задачи. Пусть над ними «поломает голову» друзья или кто-то из взрослых. Этим можно повысить его интерес у интеллектуальным занятиям и развлечениям, что для дошкольников даже важнее, чем какое-то конкретное занятие. Эти задачки лучше не рисовать или формировать словами, а составить из материальных предметов – деталей конструктора, кубиков. Очень хорошо для этих целей подойдет игротека «ТРИНТ» (тренируем интеллект).
6. Пожалуй, самым важным условием, которое собственно и будет определять успешность занятий, является интерес ребенка к этим занятиям. Поэтому продолжительность занятий, обстановка, доверительность отношений должны создавать комфортные условия, доброжелательную атмосферу, которые будут способствовать хорошим результатам. На это нужно обращать особое внимание. Научить ребенка думать вопреки его желанию вряд ли удастся. Важно, чтобы понимание взрослых о том, что «НУЖНО» делать ребенку, как можно чаще совпадало с его желанием «ХОЧУ» делать то или это.