Получи документы

Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»

Коломыцева Елена Геннадиевна
Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»

Учимся писать суффиксы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Предмет: русский язык

Программа: УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: Учимся писать суффиксы -ёнок-,-онок-

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных -ёнок-,-онок-

Задачи:1. Формировать умения грамотно писать суффиксы -ёнок-, -онок-;

2. Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления;

Публикация «Учимся писать суффиксы „-Ёнок“, „-Онок“» размещена в разделах

3. Совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах;

4. Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

Планируемые результаты:

Предметные: Метапредметные: Личностные:

• организация наблюдения за написанием суффиксов -онок-, -енок-;

• знакомство с правилом написания;

• отработка алгоритма применения правила.

Познавательные: • формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.

• формирование умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения;

• применять алгоритм;

• поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные:

• формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

• контроль и оценка учебных действий;

Коммуникативные:

• развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

• формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, работать в паре.

Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся

I. Мотивационно-ориенировочный этап

1)Орг. момент.

Мотивация. -Здравствуйте, ребята начнем урок русского языка.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

-Давайте пожелаем друг другу успеха на сегодняшнем уроке:

Желаю

Успеха

большого

во всем

и везде! Дети настраиваются на активную работу на уроке.

2)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Пальчиковая гимнастика.

Дружба.

-Дружат в нашем классе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в замок)

-Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

-Раз, два, три, четыре, пять

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

-Начинай считать опять.

-Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхните кистями.)

2. Минутка чистописания.

Расшифруйте, с какими буквами сегодня мы будем работать на минутке чистописания :

-эта буква обозначает согласный звук, он бывает только твердым, звонким, встречается в словах дружба, жук, ужин.

- эта буква обозначает звук, в слове чувствовать стоит в начале слова.

- эта буква обозначает звук, который в слове карандаш стоит в конце корня.

-Пропишем эти буквы.

-Что объединяет эти буквы?

Какая буква лишняя?

3. Словарная работа.

-Прочитайте слова:

Д…ревня,к…ртина,б…реза, к…ньки, в…рона, з…яц, р…сунок, м…дведь.

-На какие две группы можно разделить эти слова?

-девочки – выпишите слова, которые начинаются с мягких согласных,

-мальчики- выпишите слова, которые начинаются с твердых согласных. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

4. Самостоятельная работа.

(пока идет словарная работа, 3 ученика работают самостоятельно возле доски).

1ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Л…сник

В…дичка

Зв…рек

Б…льница

2 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Шу…ка

Ска…ка

Яго…ки

Тра…ка

3 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Мес…ность

Сер…це

Учас…ник

Опас…ность

Проверка: ученик называет орфограмму, букву, которую вставил, проверочное слово, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или нет.

5. Фронтальная беседа.

- Что объединяет словарные слова?

-Что такое имя существительное?

- Что вы знаете об имени существительном?

-Назовите одушевленные имена существительные, которые встретились в словарной работе.

- В какой части слова находятся орфограммы, которые мы повторяли?

- Что такое корень?

- Что в себе содержит корень?

-Какие еще части слова знаете?

-Что такое окончание?

-Для чего служит окончание?

- Какую часть слова называют суффиксом?

- Для чего служит суффикс?

- Образуйте от данных словарных слов уменьшительно-ласкательные существительные.

-Как образовались эти слова?

-Давайте определим с помощью какого суффикса образовались новые слова? Что для этого нужно сделать?

- делает разбор по составу,определяем суффиксы.

6. Самостоятельная работа.

(пока идет фронтальная работа, 1 ученик работает возле доски)

-Подобрать слова к схемам:

Грибок метро водный школа кино день

Проверка: ученик читает слова к каждой схеме, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или допущены ошибки.

Ученики выполняют движения руками, разминают пальчики для письма.

Ж ч ш ж ч ш ж ч ш

Они согласные.

Ч- обозначает мягкий согласный, ж,ш- всегда твердые.

Начинаются на мягкие и твердые согласные.

Деревня, береза, рисунок, медведь.

Картина, коньки, ворона, заяц.

Л…сник - лес

В…дичка- воды

Зв…рек- звери

Б…льница- боль

Шу…ка- шуба

Ска…ка- сказывать

Яго…ки- ягода

Тра…ка- травы

Мес…ность - место

Сер…це - сердечный

Учас…ник - участие

Опас…ность - опасаться

- это имена существительные.

-это часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы «кто? Что?»

-имя сущ. бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

- медведь, ворона, заяц.

- в корне

- это общая часть родственных слов.

- окончание, суффикс.

- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

-часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

-медвежонок, зайчонок, вороненок

- с помощью суффиксов.

Выделить окончание, корень, а затем определить суффикс.

1 2 3

Школа грибок метро

День водный кино

II. Операционно-исполнительский

3).Определение темы урока.

-Итак, с помощью каких суффиксов можно образовать названия детенышей?

-Вызвало у вас затруднение, какой суффикс нужно написать?

-Значит это ошибочное место.

В какой части слова мы засомневались?

- Определите тему нашего урока.

-Какую цель перед собой поставим?

- онок-, ёнок.

-да

- в суффиксе

-Правописание суффиксов –онок-, -ёнок-.

-

Должны научиться писать слова с суффиксами -онок-, ёнок-.

– Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –онок–и –ёнок–.)

4).Выявление места и причины затруднения

-Как мы можем узнать об этом?

- Какой путь вы выбираете?

- Давайте определим, когда же пишется суффикс -ёнок-, а когда – -онок-

Гра «Назови детеныша!»

-Детёныш тигра?

- Детёныш моржа?

- Детёныш коровы?

- Детёныш мыши?

- Детёныш лисы?

- Детёныш белки?

(Слова появляются на доске)

- Давайте побудем в роли исследователей.

- Обратите внимание на букву перед суффиксом.

- Какой вывод можем сделать?

Вывод:

после мягких согласных, кроме

ч,

пишется суффикс -ёнок-.

После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок-.

-Давайте проверим правильно ли мы сделали вывод.

сравним с правилом в учебнике.

У. стр. 121

Физминутка – Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило.)

– Вывести самим.

Тигренок моржонок

Теленок мышонок

Лисенок бельчонок

Тигрёнок – суффикс –ёнок-, перед суффиксом стоит мягкий согласный звук р. И т. д.

Читаем хором правило.

5).Построение проекта выхода из затруднения

Проверим, как вы запомнили правило.

- Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -енок-?

- Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется только после твердых согласных?

- Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок?

- Как закрепить полученные знания?

- Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе урока.

- Чтобы вы смогли сами применить правило на практике, давайте составим алгоритм действий:

(Парная работа. Дети обсуждают друг с другом свои варианты.)

1) Выделяю корень.

Определяю, какой согласный звук перед суффиксом;

2) Если мягкий согласный, кроме [ч'] – пишу -ёнок- (тигрёнок)

Если твёрдый согласный и [ч'] – пишу -онок- (волчонок).

-Сравните свои алгоритмы с алгоритмом в учебнике.

-Нет, т. к. после [ч’] пишется -онок-.

-Нет, т. к. еще и после [ч’].

- Нет, знания надо закрепить.

-Тренироваться.

6).Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1. Применение алгоритма: (с комментирование возле доски)

- осленок

-ежонок

-лягушонок

2. Дифференцированная работа

1 группа – р. т. с 68 упр. № 1

2 группа – р. т. с. 69 упр. №2 (более сильные)

Проверка: по эталону с доски.

3. Дифференцированная работа.

Учебник стр. 121 упр. №1

1 ряд,3 ряд – работа в парах.

1 ряд – выписать слова с суффиксом -онок-;

3 ряд – выписать слова с суффиксом –ёнок-.

2 ряд- работа по вариантам :

1 вариант- выписать слова с суффиксом -онок-;

2 вариант - выписать слова с суффиксом –ёнок-.

Проверка: один ученик читает, остальные проверяют.

Физминутка

Когда вы слышите слова с

-енок- присесть, с -онок- подпрыгнуть

- Лосенок, теленок, галчонок, тигренок, бельчонок.

- Молодцы.

4. Игра «Редактор.»- исправить ошибки в словах.

Собаченок, страусенок,

Медвеженок, зайченок,

Барсучонок, орленок,

Оленонок.

5. Составить словосочетания:

Маленький волк

Глупый тигр

Голодный мышь

- разобрать слова по составу. (по рядам)

-составить предложения с полученными словосочетаниями.

1 группа:

Медвежонок галчонок

Барсучонок зайчонок

Тигренок львенок

Поросенок жеребенок

Козленок

Волчонок

Теленок

Жеребенок

Котенок

-онок-

Стрижонок, бельчонок,грачонок,индюшонок,

мышонок,скворчонок,

лягушонок.

-ёнок-

Цыпленок, слоненок, лисенок,

Рысенок,козленок,ребенок,

Утенок.

- Ученики исправляют ошибки и записывают слова правильно:

Собачонок

Страусенок

Медвежонок

Зайчонок

Барсучонок

Орленок

олененок

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1) Рефлексия

-Какую цель вы перед собой ставили?

- Удалось ли достичь цели?

- Оцените свою работу

1. Я все понял, -!

2. Остались вопросы- ?

3. Ничего не понял - -

Оценивание учителем.

Дети оценивают свою работу на уроке.

2) Домашнее задание Выучить правило, стр. 122,

упр. 2 – по вариантам

1вариант – выписать слова с суффиксом енок.

2 вариант – выписать слова с суффиксом онок.

- Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали.

Спасибо за урок! Урок окончен. Дети записывают и разбирают домашнее задание.

Публикации по теме:

Консультация «Писать красиво может каждый» Давайте зададимся вопросом : что такое письмо? Это способ передавать мысли, а красивое письмо – это еще и искусство, графика. Обучение красивому.

Фотоотчет «Мы учимся трудиться»Фотоотчет «Мы учимся трудиться» Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает.

Лэпбук «Занимательная математика»: стихи про цифры, как писать цифры, состав чисел, посчитай, задания на логику и др.Лэпбук «Занимательная математика»: стихи про цифры, как писать цифры, состав чисел, посчитай, задания на логику и др. Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС, входит в систему.

Методическая разработка. Учимся писать. Развитие мелкой моторики Чтобы ребенок смог легко научится писать, он должен быть определенным образом подготовлен. Необходимо хорошее развитие мелкой моторики:.

Методические рекомендации для учащихся «Как писать сочинение-рассуждение» * Прочитать внимательно (несколько раз) тему и определить ключевое слово, на которое необходимо опираться впоследствии. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПРИ.

Методические рекомендации для учащихся «Как писать сочинительную часть изложения» * Прочитать вопрос и внимательно выделить только одну проблему (разобрать проблемы, отметить для себя ту, над которой можешь порассуждать,.

Конспект урока русского языка по развитию речи с элементами культуры речи во 2 классе «Азбука вежливости. Как писать письмо» Предмет: русский язык Тема учебного занятия: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 2. Место.

Занятие «Учимся аргументировать» Что было бы, если бы. К детям приходит Фея с волшебной палочкой (игрушка) и говорит, что может превратить их в того, в кого они пожелают,.

Учимся любить природуУчимся любить природу Цель: формирование основ экологической культуры детей. Задачи по экологическому воспитанию: 1. Повышение уровня экологической культуры детей;.

Фотоотчет «Зачем писать письмо Деду Морозу?»Фотоотчет «Зачем писать письмо Деду Морозу?» Зачем писать письмо Деду Морозу? Все без исключения малыши с нетерпением ждут наступления того самого зимнего утра, когда каждый из них.

Автор публикации:
Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»
Опубликовано: 22 февраля 2018 в 19:56
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД