Ольга Шатова
Консультация для родителей «Учите ребёнка от года правильно реагировать на слово «нельзя»
▼ Скачать + Заказать документы
Год лучший возраст, чтобы научить ребёнка слову «нельзя». С одной стороны в этом возрасте малыш становится настолько активным и само-стоятельным, что родителям волей-неволей приходится использовать раз-личные запретительные слово, чтобы вносить коррективы в его поведение. С другой стороны, годовалый ребёнок уже способен понять значение этих слов и правильно на них среагировать. Но зачастую родительские ошибки приводят к тому, что ребёнок вообще перестаёт реагировать на словесные запреты, продолжает выполнять неугодное родителям действие. О том, в чем заключаются основные ошибки политики запретов, а также том, как, когда и в каких ситуациях лучше говорить «нельзя» я сегодня и расскажу.
Публикация «Консультация для родителей „Учите ребёнка от года правильно реагировать на слово „нельзя“» размещена в разделах
Ошибка №1 «Слишком много нельзя».
Нельзя драться, кричать, отбирать чужие игрушки, бегать по дому, прикасаться к плите, утюгу, розеткам, ломать вещи и игрушки, лезть в хо-лодильник, шкаф и духовку брать ножи, ножницы, мусорить крошить хлеб…. Это – только малая часть «нельзя» которые среднестатистический родитель говорит своему ребёнку ежедневно. В итоге в головке малыша появляется мысль: «А что же тогда можно?» и начинается бунт…. Тем бо-лее родители делают большинство тех вещей, которые запрещают своему ребёнку.
Обилие запретов - самая частая причина, по которой ребёнок переста-ёт реагировать на слова «нельзя» «нет». А если не перестаёт, то, по мне-нию некоторых психологов, став послушным и удобным для родителей, теряет возможности для полноценного развития, уверенности в себе и сво-ём праве принимать решения. Список запретов можно сократить до мини-мума. И тогда редкое, произносимое только в крайних опасных ситуациях, слово нельзя приобретёт для ребёнка значительный смысл.
Количество запретов, по мнению психологов не должно превышать 4-5.
А дети до года вообще не воспринимают слово нельзя. Детей данного воз-раста лучше отвлекать и переключать внимание.
Ошибка № 2 «Запреты без объяснения причины».
Типичная ситуация: папа строго говорит «нельзя», мама грозит паль-чиком «ай -яй -яй», малыш перестаёт хулиганить, а как только родители отворачиваются или выходят из комнаты, ребёнок спокойно возвращается к выполнению запрещаемого действия. Он понимание, что родителям не нравится то, что он делает, но не понимает, почему он должен перестать это делать. Лучший способ запретить-объяснить и показать, почему «нель-зя» При этом объяснять и показывать нужно начиная с самого юного воз-раста, но на понятном ребёнку языке, используя понятные малышу слова «как, горячо, чужое - и опираясь на его опыт.
Ошибка №3 «Не последовательные запреты».
Пусть поиграет утюгом, пока он холодный, а когда я буду гладить, то скажу нельзя – рассуждает папа. «Ребёнок так плачет, надо ему разре-шить» – жалеет мама. «Пусть родители говорят «нельзя», а бабушки бу-дет можно» - рассуждает добрая бабушка.
Если сегодня – нельзя, а завтра можно, если обычно – нельзя, а когда поплачешь можно, если у мамы с папой – нельзя, а у бабушки – можно, значит можно всегда – примерно так рассуждает маленький ребёнок, встречая непоследовательность действий своих родственников.
Поэтому запрещать всем и всегда и даже в ответ на крик и слёзы ре-бёнка – лучший способ дать понять ребёнку, что нельзя – это значит нель-зя, а не можно если настоять на своём.
Ошибка №4 «Запрет без альтернативы».
Чтобы ребёнок не чувствовал разочарования от того, что ему что-то не разрешили, лучше сразу предложить ему достойную замену. Отвлечь внимание можно новой игрушкой, интересным занятием, просто перехо-дом в другую комнату. А ещё лучше купить или создать для ребёнка дет-ский аналог взрослых вещей, объяснив при этом, что это мамино, это па-пино, а это – Катино.
Ещё выделяем одну ошибку с которой столкнулась наблюдая на про-гулке за поведением некоторых родителей…
Ошибка №5 «Агрессивное поведение родителей» - когда бьют ребёнка по рукам.
Что же происходит, когда родители бьют малыша по рукам? Они вно-сят разрушения в эмоционально – познавательный процесс ребёнка, нарушают основной в этом возрасте интерес исследования. Вполне есте-ственно, что ребёнок злится, ведёт себя агрессивно. Постоянно повторяю-щиеся наказания могут, наконец, достичь своей цели: ребёнок перестанет трогать руками предметы, но нереализованный интерес и вызванная этим злость никуда не денутся. Если запретов слишком много и они жестоки, то гнев уйдёт внутрь и, будет разрушать ребёнку а, скажется на его психиче-ском и физическом здоровье. Либо он проявится в других ситуациях, вро-де бы не располагающих к агрессии: игра, отношения с родителями, дру-гими взрослыми, детьми. Но самое страшное, чего могут добиться родите-ли битьём детей по рукам, - они закрепят боязнь изучения нового, прояв-ления инициативы. И тогда не надо жаловаться, что ребёнок не любозна-тельный.
Что же делать родителям, если они хотят, чтобы дети не трогали их вещи? С вещами всё просто: убирайте их или помогайте ребёнку правиль-но и безопасно изучить их. Это потребует времени и терпения, но интерес малыша по мере удовлетворения переключится на что-то другое, а вам в последующем не потребуется усиленный контроль за тем, чему вы его са-ми обучили. А чтобы ребёнок вас не бил – не бейте его сами и учитесь объяснять ему, почему это делать нельзя. Не надо бояться, что дети ма-ленькие и не поймут взрослых. Ждать, что они вырастут, и тогда им мож-но всё объяснить, - бесполезное занятие.
Что поможет сделать вместо упрямого послушным ребёнка?
1. Продумайте стиль воспитания, постарайтесь ограничить число за-претов до минимума.
2. Старайтесь не ругать там, где можно потерпеть. Покажите приемле-мое поведение, учите отвечать за свои действия и устранять послед-ствия.
3. Если поведение ребёнка становится неуправляемым — единственный способ увести его в уединенное место. Дождаться молча, пока он успокоится и как только малыш успокоится, скажите ровным голо-сом почему так нельзя поступать. Такое объяснение в спокойном со-стоянии воспринимается гораздо доходчивей, чем в состоянии аф-фекта. Удачи Вам в воспитании детей!