Уголок уединения

Олеся Прасолова
Уголок уединения

В нашей группе уголок уединения появился сравнительно недавно, но уже стал любимым местом, где создается легкое и хорошее настроение, где ребенок может оставить негативные эмоции, побыть наедине с самим собой, успокоится и расслабиться. Благодаря уголку уединения, ребята стали добрее и отзывчивее друг к другу, стало меньше конфликтных ситуации. Застенчивые дети, стали более уверенными в себе, активнее идут на контакт с детьми и взрослыми.

В зависимости от возраста воспитанников педагог продумывает интересный дизайн «домика», подбирает необходимые атрибуты и дидактические игры, многие из которых легко сделать своими руками. На их основе детям предлагаются эффективные виды деятельности, которые помогут снять напряжение и поднять настроение.

Воспитатель обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.

Уголок уединения

Цель организации уголка уединения в группе: преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;

- сформировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым;

- организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;

- способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе;

- способствовать комфортной организации режимных моментов;

- обеспечить индивидуальный подход, свободу выбора и волеизъявления, ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ребенка;

- научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением;

- помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, обрести уверенность в себе;

- повысить самооценку тревожных и застенчивых детей, учить ребят бесконфликтному общению друг с другом;

- свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе.

Зона для релаксации и саморегуляции:

В зоне релаксации для создания атмосферы домашнего уюта и комфорта находиться удобное мягкое кресло,

в котором размещены подушки: подушка-плакушка, подушка-звездочка и подушка-мерилка; уставший ребенок может отдохнуть в кресле, поиграть в игры.

«Игрушечный телефон»

Цель: Снижение психоэмоционального напряжения.

Описание: С помощью игрушечного телефона ребенок может совершать воображаемые звонки маме или папе, сказать, что он их очень любит и ждет;

"Настольный водопад", ракушки

Цель:Снижение психоэмоционального напряжения.

Описание:Настольный водопад и шум моря в ракушках подействуют на ребёнка завораживающе и успокоят его.

«Стаканчики эмоций»

Цель: Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Снижение психоэмоционального напряжения, избавление от негативных эмоции.

Описание: Стаканчик секрета, стаканчик грусти и стаканчик для криков: если ребенок проявляет агрессию, или ему хочется просто покричать, он может пойти в уголок, взять стаканчик, и покричать в него, т. е можно сказать, что ребенок в это время выпускает "пар".

«Подушка сердечко для релаксации»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, успокоения нервной системы.

Описание: Если ребенок переживает стрессовую ситуацию, можно предложить подушку для релаксации, перебирая шарики внутри подушки, ребенок быстро успокаивается.

В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:

Демонстрационный материал: «Чувства. Эмоции»

Обучающие карточки: «Эмоции».

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Описание: Ребёнок может самостоятельно рассмотреть карточки, тем самым обогатить свою эмоциональную сферу.

Книги: «Что такое хорошо и что такое плохо»,

Добрые дела», «Вежливые слова» и др. Наши детки ещё не умеют читать, но они берут книги, рассматривают картинки, повторяют устно сказки по иллюстрациям. Все это приносит радость детям. В следствии этого у детей появляется желание читать книги.

Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.

Дидактические игры "Шнуровки" «Собери бусы»

Цель: Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие мелкой моторики.

Описание: Для снятия нервного напряжения и агрессии воспитатель может предложить ребенку собрать бусы в определенном порядке.

Дидактическая игра «Маски настроения»

Цель: Обобщить и расширить представления детей об основных эмоциях и чувствах, закрепить желание искать способы выхода из психотравмирующих ситуаций.

Описание: Ребенок рассматривает маски, повторяет мимикой такие же эмоции как на масках и при плохом настроении может выговаривать свой негатив маске.

«Массажные мячи - «ежики»

Цель: Снять мышечное напряжение и успокоиться.

Описание: Катая мячик в ладошках разными способами, ребенок снимает напряжение, успокаивается, ведь полное расслабление мышц несовместимо с негативными эмоциями и как следствие приводит к спокойному и позитивному эмоциональному состоянию.

«Цветные клубочки»

Цель: Обучение способам саморегуляции, снижение психоэмоционального напряжения.

Описание: Если ребенок расшалился, или испытывает негативные чувства, можно предложить ему сматывать нитки в клубок, это поможет ему успокоится. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.

«Подушка-плакушка»

Цель: Помогает восстановить психическое равновесие (сменить состояние торможения, угнетения на более позитивное) и эмоциональное состояние ребёнка.

Описание: Время от времени поплакать хочется каждому человеку, независимо от пола и возраста – нередко это происходит и с детьми дошкольного возраста, для этого была придумана «подушка-плакушка». На подушке пришита тучка из ткани голубого цвета с капельками. Обняв такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением.

Игровая ситуация: если у ребёнка грустное настроение, и он хочет поделиться этим с другими, рассказать, в чём причина, или просто хочет, чтоб на него обратили внимание и пожалели, он берёт эту подушку, поворачивает к себе стороной где капельки. Тогда совместно с другими детьми мы подходим к ребенку, узнаем причину и пытаемся оказать посильную помощь, чтоб вернуть ребёнку весёлое настроение: говорим ласковые слова и улыбаемся, успокаиваем и смешим, делимся игрушками и т. д.

«Зеркало эмоции»

Цель: Улучшение настроения, закрепление знаний детей об эмоциях.

Описание: Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится. Воспитатель может предложить ребенку игру «Угадай эмоцию», «Изобрази эмоцию».

«Фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями»

Цель: Способствует снятию напряжения, поднятию настроения.

Описание: интересно разглядывать семьи всех воспитанников, фото из жизни группы, фото домашних питомцев.

Пребывание в уголке уединения позволяет ребенку расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику. В уголке уединения ребёнок играет в спокойные игры, занимается творческой деятельностью, или просто отдыхают от шума.

«Материалы для изодеятельности»

(для лепки — тесто или пластилин, магнитно-маркерная доска для рисования).

Описание: «Нарисуй своё настроение», «Нарисуй или слепи из пластилина или теста свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем ребенок может стереть картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).

«Мишень злости»

Цель: Для снятия агрессии

Описание: Помогает выплеснуть накопившийся негатив при помощи метания мешочков с песком в мишень.

«Грустный стульчик»

Цель: Снижение психоэмоционального напряжения, способ саморегуляции.

Описание: Служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т. д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей!

Грустный стульчик

Если мальчик - попрыгунчик,

Расшалился чересчур,

То поможет грустный стульчик -

Для нашкодивших натур.

Чтоб не в угол - по старинке,

И не криком, не ремнём,

А на стульчик, как на льдинку,

Пусть остудится на нём.

Успокоится голубчик,

Поумерит свою прыть,

Для того и грустный стульчик,

Чтоб немного погрустить.

Карен Маркарян 5 сентября 2018

Уголок уединения- это настоящий помощник для воспитателя в группе, педагог может предложить ребёнку пройти в зону уединения, если видит, что он не справляется со своим эмоциональным состоянием (чрезмерная агрессия по отношению к другим детям, затянувшиеся переживания по поводу разлуки с родителями, ярко выраженное нежелание контактировать с другими детьми, сильная застенчивость).

Зона повышения самооценки.

«Волшебные предметы»

Цель: Повышение самооценки тревожных и не уверенных в себе детей. Снятие у ребенка чувства скованности, зажатости.

Описание: С помощью волшебной палочки, ребенок перевоплощается в разных героев, тем самым поднимая настроение себе и другим детям.

Зона коммуникативного развития.

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития находятся игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

Дидактическое пособие: «Рубашка-мирилка»

Цель: Формировать у детей умения, устанавливать и поддерживать контакт с ровесниками и взрослыми на основе уважения и сотрудничества; социальной и нравственной компетентности у детей; атмосферы доверия и принятия.

Описание: При возникновении конфликтных ситуаций, ссор, драк воспитатель надевает на детей рубашку, они берутся за руки и решают свой конфликт по "мирилке":

Мирись-мирись,

Больше не дерись.

Сушки-сушки -

Мы с тобой подружки.

Пряники-пряники -

Мы с тобой племянники.

При использовании пособия в театрализованной деятельности обогащает словарный запас детей, способствует речевому развитию, эмоциональному раскрепощению, взаимопониманию.

«Коврик дружбы»

Цель: Развитие коммуникативных навыков, обучение детей бесконфликтному общению. Развитие навыков сотрудничества.

Описание: Это приятный на ощупь коврик, с злюшками игрушками. Поссорившиеся дети садятся на него и используя игрушки, которые одевают на ручки, мирятся в процессе игры.

Пребывая в стенах ДОУ, ребята получают огромное количество информации и эмоциональных впечатлений, что каждый воспринимает по-разному. Задача воспитателя — помочь детям привести в порядок свои мысли и чувства. И наш уютный уголок уединения помогает детям разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают, обрести уверенность в себе и даёт нашим деткам ощущение безопасности.

Публикации по теме:

«Центр уединения» в группе. Оформление детского сада«Центр уединения» в группе. Оформление детского сада В этом году в нашем детском саду проходил фестиваль "Центров Уединения". Наша группа тоже принимала участие в этом мероприятии. У нас.

Организация центра уединения в детском саду в соответствии с ФГОСОрганизация центра уединения в детском саду в соответствии с ФГОС Разновозрастной группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад Комбинированного вида № 28» Г. Новомосковск. Кузнецова Оксана.

Уголок уединения в средней группеУголок уединения в средней группе Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения.

Оформление зоны уединенияОформление зоны уединения Хочу поделиться изменением в интерьере группы, который произошел благодаря ремонту. Представляю вам зону уединения,которая была создана.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Развитие речи и грамота
  • Цветы
Автор публикации:
Уголок уединения
Опубликовано: 20 октября 2020 в 22:19
+242Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 декабря. Всероссийский день хоккея

Очередной тематический день посвящен одному из самых захватывающих командных состязаний — игре в хоккей. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы заинтересовать детей этим зимним видом спорта.

1 декабря. Всемирный день Антарктиды

Антарктида – самый мирный на свете континент: там нет армий и военных баз, только учёные и исследователи. Это условие прописано в международном договоре об Антарктиде от 1 декабря 1959 года. В память об...

Детский мастер-класс по плоскостной аппликации «Весёлый снеговик»
Наступила зима, для многих ребятишек - она долгожданная: можно покататься с горки на санках и ватрушках, можно походить по заснеженному стадиону на лыжах,...
Мнемокарточки в автоматическом режиме к песни «Русская зима»
Инновационные технологии в ДОУ. Мнемотехника. Любая инновация представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента,...
Фольклорный праздник для подготовительной группы «Были бы казачки-казаки будут! К Дню...
ЦЕЛЬ: воспитание чувства уважения и любви к женщине-матери, приобщение детей к культурным ценностям казачества, сохранение исторической памяти. Задачи:...