ольга мелузова
Укрепление здоровья дошкольников с помощью спортивных игр с мячом
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных задач в дошкольном воспитании – это укрепление и охрана здоровья детей. Укрепление здоровья – это систематическое закаливание организма, формирование и совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание гигиенических навыков, а так же, формирование у детей положительных эмоций, активности и самостоятельности двигательной деятельности.
Данные задачи можно решать с помощью одного из основных средств физического воспитания – подвижных игр.
Публикация «Укрепление здоровья дошкольников с помощью спортивных игр с мячом» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры с мячом для детей
- Мяч, мячик
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Подвижные и спортивные игры – непременные спутники жизни дошкольников. Особое место среди подвижных и спортивных игр занимают игры с мячом. Они развивают глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, развивают быстроту реакции, прыгучесть, силу, ведь ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, находящуюся на значительном расстоянии. Упражнения с мячом вырабатывают умение поймать брошенный предмет, удержать его, бросить партнёру, а так же рассчитать направление, силу броска, формируют соразмерность движений, хорошую пространственную ориентировку.
Игры с мячом активно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Действия с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев кисти, способствуют совершенствованию двигательной реакции дошкольников.
В играх коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых качеств. Такие игры учат детей преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Например, ради интересов команды ребенку приходится, скажем, отказываться от мяча, передавать его партнёру, который имеет более выгодные условия для ведения успешной игры. Общая цель, стремление всех игроков команды достичь результата способствует развитию взаимопонимания, взаимопомощи, умения считаться с другими членами команды. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.
Игры с мячом являются средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект.
Для укрепления здоровья детей через организацию спортивных игр с мячом, первостепенное значение имеют:
• Максимальное исполнение двигательной активности летом;
• Забота об эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии;
• Уважительное отношение к результатам обучения спортивным играм с мячом;
• Обеспечение участия семьи в жизни дошкольного учреждения;
• Подбор оборудования для проведения игр, с учетом зрительного диагноза и общего состояния здоровья;
• Знание содержания игр и степень их влияния на организм ребенка.
Подвижные и спортивные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения. Слабовидящий ребенок любит играть, и совершенно также, как ребенок без зрительной патологии, может играть практически в любую игру. Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям ребенка с нарушением зрительных функций глаза. Так же следует учитывать и специфические отклонения в физическом развитии слабовидящего ребенка. Поэтому педагогам необходимо знать не только содержание каждой игры, но и степень её влияния на функциональное состояние организма детей. Оборудование для игр подбирается с учетом особенностей развития дошкольников с нарушением зрения.
Подбор оборудования для организации спортивных игр с мячом
Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам, которыми они владеют. Выбирая инвентарь для игры, взрослый должен: для слабовидящих детей – подобрать яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, используя красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета). Выбор цвета мяча зависит от освещения. Если во дворе или в помещении не слишком светло, необходимо пользоваться мячом светлых тонов, если же освещение сильное, рекомендуется выбирать более темный мяч. Можно использовать озвученный мяч, который дает возможность слабовидящему ребенку свободно играть с мячом, точно бросать, ловить его. Так же можно использовать мячи разных размеров (диаметром от 4х до 50ти см., массы (от 1,5 гр. до 1 кг., изготовленных из разных материалов (воздушные шарики, целлулоидные мячи, пластмассовые, тряпичные, резиновые и т. д.) все мячи можно разделить на две категории: прыгучие и не прыгучие. К прыгучим мячам относятся надувные, резиновые и баскетбольные мячи. Остальные мячи хорошо использовать для прокатывания, бросания, подбрасывания и т. д. Весть используемый инвентарь должен быть безопасным!
Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проходить игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить ее размеры, установить ограничительные размеры (ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками, полосками яркой ткани, яркими стойками и т. д., поверхность площадки должна быть ровной, однородной.
Меры безопасности дают возможность ребенку легко входить в игру, создают положительный эмоциональный фон.
Проведение совместных подвижных игр слабовидящих детей и детей без патологии представляется на первый взгляд затруднительным. Однако существуют варианты проведения и таких спортивных игр. Например, если игра ведется парами, то детей можно составить так: ребенок без зрительной патологии – слабовидящий, вместо обычного мяча можно использовать обычный мяч и т. д.
Примерный перечень игр, предлагаемый для организации спортивных игр с мячом на прогулке в летний оздоровительный период.
Младший дошкольный возраст.
«игры – упражнения с прокатывание мяча»
Развивают навык отталкивания, остановке и ловле мяча в разнообразных, меняющихся условиях: прокатывание под дугами. Между кубиками, гимнастическими палками, шнурами (скакалками) и т. д. способствует координации движения, развивают внимание, глазомер, а так же подготавливаю к разным сложным движениям и играм спортивного характера : настольному теннису, бадминтон, большому теннису, играм с различными резиновыми мячами, баскетболу и т. д.
• «Прокати мяч»
• «Мяч ко мне»
• «Докати до стены» (см. приложение)
• «Мяч между скакалками»
• «Подбрось еще выше» (см. приложение.)
• «Брось дальше»
• «Какой мяч больше»
• «Не урони мяч» (см. приложение.)
Средний дошкольный возраст.
В среднем дошкольном возрасте используются игры – упражнения с прокатыванием мяча, а так же такие игры, как:
• «Мяч в обруч» (см. приложение.)
• «Мяч по кругу» (см. приложение.)
• «Будь внимателен» (см. приложение.)
• «Догони мяч»
• «Попади в мишень»
Задачи:
Развитие глазомера, меткости, координации движения; координация движения в мелких и крупных мышечных группах, навыков естественных движений, ориентировки в пространстве; воспитание ловкости, инициативы; тренировка зрительных и слуховых анализаторов.
Старший дошкольный возраст.
Задачи:
Развитие внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук; координации и быстроты движений в мелкий и крупных мышечных группах; развитие глазомера, меткости; воспитание ловкости, инициативы; тренировка зрительных и слуховых анализаторов.
• «Мяч водящему»
• «Стой»
• «Ловишка в кругу»
• «Мяч в обруч»
• «Метание мяча»
• «Горячий мяч» (см. приложение)
• «Школа мяча»
• «Ловишки с мячом»
• «Чей дальше» (см. приложение)
• «Сбей кеглю»
• «Вышибалы»
• «Передай мяч» (см. приложение)
Все выше указанные игры рекомендуются при нарушении осанки, заболеваниях органов дыхания, общего ослабления организма ребенка после перенесенных заболеваний, а так же развитие координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, тренировка зрительного и слухового анализаторов, координации зрительного и двигательного анализаторов, ознакомление со свойствами и признаками предметов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Средний дошкольный возраст.
«Будь внимателен»
Цель игры: совершенствование навыка ловли мяча; развивать внимание, скорость реакции.
Пособия: мячи диаметром = 20 см по количеству детей.
Описание игры. Дети становятся в круг, водящий (воспитатель) – в центре. Водящий бросает мяч игрокам (выборочно). Тот, кто не смог поймать мяч, получает штрафное очко. Перед началом игры детям напоминают, как надо принимать мяч (следить за мячом, ловить двумя руками).
«Мяч по кругу»
Цель игры: совершенствование навыка бросания и ловли мяча; развивать внимание, скорость реакции.
Пособия: мяч диаметром = 20 см.
Описание игры. Дети делятся на несколько групп, расстояние между которыми 1,5 – 2 метра. Каждая группа становится в круг. Дети бросают мяч друг другу, никого не пропуская. Выигрывает группа, в которой мяч меньше падал на пол.
«Мяч в обруч»
Цель игры: совершенствование навыка метания, развивать глазомер, формирование правильной осанки.
Пособия: мячи любого диаметра, звуковая мишень (обруч с привязанным к нему колокольчиком, стойки для обруча.
Описание игры. Воспитатель держит обруч на высоте 30 см от земли. Ребенок, стоящий на расстоянии 2 м от обруча, бросает в него мяч. Игра постепенно усложняется (по мере достижения успехов в меткости) : увеличивается расстояние до обруча, мяч направляется в обруч ударом о землю, обруч поднимается повыше от земли.
Старший дошкольный возраст.
«Передай мяч»
Цель игры: Развитие внимания, скорость реакции, меткость.
Пособия: Мяч диаметром =20 – 25 см.
Описание игры: Играющий становиться в круг на расстояние шага друг от друга. Воспитатель дает одному из играющих мяч. По слову воспитателя: «начинай!» - дети передают мяч по кругу, при этом все четко говорят:
Раз, Два, Три – мяч скорей бери!
Четыре, Пять, Шесть – вот он, вот он здесь!
Семь, Восемь, Девять – бросать кто умеет?
Я!
Тот, у кого на слово «я» оказывается мяч выходит на середину круга и говорит: «Раз, Два, Три – беги!».
Дети разбегаются в разные стороны а водящий, не сходя с места, бросает в них мяч. Ребенок, в которого попал мяч, отходит в сторону и одну игру пропускает. Остальные играющие снова становятся в круг, и игра повторяется, при этом мяч передается в другую сторону.
«Горячий мяч»
Цель игры: развитие внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук.
Пособия: мяч диаметром= 20 – 25 см.
Описание игры. Дети встают в круг на расстоянии 50 см. друг от друга. мяч находится в руках одного из игроков.
Список используемой литературы.
1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства. // Дошкольное воспитание. 2004, №1 с. 114.
2. Гаврилова В. В. Занимательная физкультура для детей 4-7 лет. В., 2008
3. Гареева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения. // Дошкольное воспитание. 2002, №6 с. 75
4. Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей. // Дошкольное воспитание. 2004, №1 с. 28
5. «Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии». / под ред. Шапковой Л. В.
6. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. М., 2005
7. Страковская В. Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет». «новая школа». Москва 2004 год.