Умственное развитие дошкольников в процессе решения задач

Валентина Алексеева
Умственное развитие дошкольников в процессе решения задач

Задача – это рассказ, содержащий вопрос, ответ на который можно найти с помощью арифметических действий или логических операций (Е. М. Семенов).

Подготовительная группа:

Задачи на нахождение значения суммы и обратные им.

Задачи на нахождение значения остатка и обратные им.

1 этап. Анализ условия задачи (усвоение содержания задачи или восприятие задачи).

Числа именованные (три грибочка, пять конфет). Моделирование.

2 этап. Поиск путей решения задачи и составление плана решений.

3 этап. Оформление записи решения.

С помощью действий (карточки).

Этапы обучения детей решению задач

1-й этап – Подготовительный.

Цель: организовать систему упражнений по выполнению операций объединения и вычитания множеств. Обучить моделированию различных ситуаций.

Дидактические игры: «Составь вопросы со словом «сколько?» (друг другу, всем детям, кто больше); «Что изменилось?»

2-й этап – Ознакомление с задачей как рассказом, в котором есть условие и вопрос.

Дидактическая игра «Это рассказ или задача?

Задача – драматизация. Задача – иллюстрация

3-й этап – Уяснение процесса работы над задачей:

• Анализ условия;

• Поиск решения;

Решение задачи;

• Ответ задачи.

Пример занятия.

1 этап. Анализ содержания задачи.

- Послушайте рассказ (воспитатель читает задачу, дети слушают).

- Я прочитала задачу. А вы знаете, что такое задача? (ответы детей).

- Хотите, я вас научу? (выбор детей).

- Приготовьте карточки, которые лежат на столах. Я еще раз прочитаю задачу, а вы выкладывайте карточки с цифрами.

Воспитатель медленно читает, дети выкладывают.

- Сколько в вазе лежало яблок?

- Сколько яблок взял Лунтик?

- Есть еще числа?

- Что известно, и что неизвестно? – это условие (воспитатель выкладывает слово «условие»).

2 этап. Поиск путей решения задач.

- А что в задаче неизвестно? (ответы детей).

- То, что в задаче неизвестно – это вопрос (воспитатель выкладывает слово «вопрос»).

- Так из чего же состоит задача? (ответы детей).

- Условие и вопрос есть. Можно ответить на вопрос? Как? (предположения детей).

- Каким действием? (воспитатель выкладывает яблоки на доске).

- Стало больше или меньше? Какое слово помогло узнать? (ответы детей)

3 этап. Оформление записи решения.

Запись решения задачи: моделирование (дети на столах выкладывают 4-1=3

- Это решение задачи.

Запись ответа задачи:

- Что мы хотели узнать?

- Сколько осталось яблок в вазе?

- В вазе осталось три яблока – это ответ задачи. Положите по карточкой счетную палочку.

- Что нужно было сделать, чтобы ответить на вопрос? Мы выполнили решение.

Публикации по теме:

«Круги Луллия». Дидактическое пособие для решения задач«Круги Луллия». Дидактическое пособие для решения задач Здравствуйте,уважаемые коллеги!Сегодня я хочу познакомить вас с моим пособием"Круги Луллия".Наверняка многие знают о них. Я в своей практике.

«Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в рамках решения образовательных задач в ДОУ» Современное формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического.

Дидактические карточки для выкладывания решения задачДидактические карточки для выкладывания решения задач Дидактические карточки для выкладывания решения задач Цель Учить детей выкладывать решение задач на сложение и вычитание в пределах 10.

Доклад к педсовету «Теория решения изобретательских задач» Доклад на тему: Воспитатель МДОАУ д/с «Ёлочка» Ягафарова Наталья Александровна Г. Пыть-Ях 2015г. Методика ТРИЗ была.

Современные инновационные интерактивные решения и их применение в образовательном процессе ДОУ Современное образование невозможно себе представить без информационных ресурсов. В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ –.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Иностранный язык как дополнительное средство решения коммуникативных задач. Кружковая работа в ДОУ Иностранный язык в современном обществе становится средством жизнеобеспечения общества. Изучение иностранного языка способствует формированию.

Консультация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством теории решения изобретательских задач» Дошкольный возраст- это период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение – одно из.

Мастер-класс «Квиллинг как средство решения коррекционных задач у детей с нарушениями речи» План – конспект мастер – класса ТЕМА: КВИЛЛИНГ-как средство решения коррекционных задач у детей с нарушениями речи. ПЕДАГОГ – МАСТЕР: Угрюмова.

Умственное воспитание в процессе обучения детей в ДОУ Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас, как бы случайно.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Логические загадки
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Умственное развитие дошкольников в процессе решения задач
Опубликовано: 19 марта 2016 в 08:57
+78Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс по изготовлению коллажа «Весенний букет для мамочки»
Я для милой мамы, Соберу букет. Пусть её порадует, весны чудесный цвет. Белые подснежники, нежные цветы. Это - символ счастья, Здоровья, доброты. А...
Фотоотчет. Выставка Совместного творчества детей и родителей, посвященная...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию выставку совместного творчества родителей и детей посвященную Международному...
Фотоотчет «А у нас субботник!»
12 апреля 1919 года в Советской России прошёл первый Коммунистический субботник Субботники возникли в период Гражданской войны, они появились после того...
Фотоотчет «Огород на окне»
Вот и пришла весна… Решили мы организовать посадку огорода в группе. Это очень важное дело! Огород в детском саду нужен не только для того, чтобы...
Педагогический проект «Мыльная история»
Введение. Дети задавали вопрос о мыле, когда намыливали руки: Как появилось мыло? История мыла очень интересна. Меня тоже заинтересовал вопрос мыльный....