Ирина Конышева
Универсальная логопедическая игра: «Веселые кирпичики»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель работы логопеда на логопедическом пункте - сочетание работы по формированию произносительной стороны речи и работы по совершенствованию фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка.
Однако достижение этой цели связано с определенными трудностями, являющимися следствием усложнения произносительного дефекта, наслоения фонематических и лексико-грамматических несовершенств, неоднородности проявлений речевой недостаточности, а также низкого уровня активности детей при монотонности процесса автоматизации. Кроме того, усложняет задачу ограниченность во времени, отведенном на занятия на логопедическом пункте, и недостаточность участия и контроля со стороны воспитывающих взрослых.
Публикация «Универсальная логопедическая игра: „Веселые кирпичики“» размещена в разделах
В связи с этим на первый план выступают задачи: поиск наиболее эффективных путей коррекции нарушений произношения; поиск возможностей сочетания решения в коррекционном процессе произносительных и других речевых задач.
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать - играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Таким образом, передо мной встала задача создать такую настольную игру, которая помогла бы ребенку автоматизировать поставленные звуки, а также развивать остальные стороны речи.
В рамках моего проекта «Универсальные логопедические игры» мною было разработана авторская игра «ВЕСЕЛЫЕ КИРПИЧИКИ». Игра «ВЕСЕЛЫЕ КИРПИЧИКИ» состоит из настольной игры и 6 игр- презентаций.
Цель игры «ВЕСЕЛЫЕ КИРПИЧИКИ»: автоматизация звуков «Р», «Рь» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи игры:
- закрепить правильное произношение звуков «Р», «Рь» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;
- учить ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; учить находить слова с определенным слогом.
- развивать фонематическое восприятие, определять местоположение звуков «Р», «Рь» в словах (в начале, середине или конце слова);
- пополнить словарный запас детей;
- формировать лексико-грамматические конструкции.
Варианты игры:
1. СОБЕРИ БАШНЮ.
2. ПОСТРОЙ КРЕПОСТЬ.
3. ПОСТРОЙ ДОМ.
4. ПОСТРОЙ ЗАМОК.
Описание вариантов настольной игры «ВЕСЕЛЫЕ КИРПИЧИКИ»:
1. СОБЕРИ БАШНЮ.
Цель: автоматизация звука «Р», «Рь» в слогах.
Перед ребенком лежат кирпичики со слогами. Ему предлагается построит из кирпичиков башню. После постройки ребенок проговаривает слоги, добиваемся четкого произношения слогов.
Цель: автоматизация звука «Р», «Рь» в словах.
Перед ребенком лежат кирпичики со словами в нужной позиции (в начале берем картинки со звуком «Р» в начале слова, затем в конце слова и в середине слова). Ему предлагается построит из кирпичиков башню. После постройки ребенок проговаривает слова, добиваемся четкого произношения слогов.
Цель: автоматизация звука «Р», «Рь» в словах, учить ребенка делить слова на слоги.
Перед ребенком лежат кирпичики. Ему предлагается построит из кирпичиков разные башенки. Узкая башенка состоит из кирпичиков на которых изображен предмет с одним слогом. Средняя башенка из кирпичиков на которых изображен предмет с двумя слогами. Широкая башенка из кирпичиков на которых изображен предмет с тремя слогами. После постройки ребенок проговаривает слова, добиваемся четкого произношения слов.
2. ПОСТРОЙ КРЕПОСТЬ.
Цель: автоматизация звука «Р», «Рь» в словах, учить ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Перед ребенком лежат кирпичики. Ему предлагается построит из кирпичиков крепость, но левая башня крепости состоит из кирпичиков на которых изображен предмет с одним слогом, правая башня - из кирпичиков на которых изображен предмет с тремя слогами. А центральная стена состоит из кирпичей на которых изображен предмет с двумя слогами. После постройки ребенок проговаривает слова, добиваемся четкого произношения слов.
3. ПОСТРОЙ ДОМ.
Цель: автоматизация звука «Р», «Рь» в словах, дифференцировать звуки «Р», «Рь».
Перед ребенком лежат кирпичики. Ему предлагается построит из кирпичиков два домика. Домик с синей крышей состоит из кирпичиков с твердым звуком «Р», а домик с зеленой крышей состоит из кирпичиков с мягким звуком «Рь». После постройки ребенок проговаривает слова, добиваемся четкого произношения слов.
4. ПОСТРОЙ ЗАМОК.
Цель: развитие фонематического восприятия, учить детей определять местоположение звуков «Р», «Рь» в словах (в начале, середине или конце слова).
Перед ребенком лежат кирпичики. Ему предлагается построит из кирпичиков замок, но левая башня крепости состоит из кирпичиков на которых изображен предмет со звуком «Р» в начале слова, правая башня - из кирпичиков на которых изображен предмет со звуком «Р» в конце слова. А центральная башенка состоит из кирпичей на которых изображен предмет со звуком «Р» в середине слова. После постройки ребенок проговаривает слова, добиваемся четкого произношения слов.
Как дополнение к настольной игре «ВЕСЕЛЫЕ КИРПИЧИКИ» были составлены шесть игр-презентаций «СТРОИМ БАШНЮ», «СТРОИМ КРЕПОСТЬ», «СТРОИМ ЗАМОК», «СТРОИМ ДОМ». Данные игры- презентации позволяют разнообразить логопедические занятия другими формами работы.
Описание игры- презентаций «СТРОИМ КРЕПОСТЬ»
Цель: автоматизация звука «Р» в словах, учить ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
На слайде изображен кирпичик с рисунком. Ребенку предлагается построить из кирпичиков крепость, левая крепость состоит из кирпичиков на которых изображен предмет с одним слогом, правая крепость - из кирпичиков на которых изображен предмет с тремя слогами. А центральная крепость состоит из кирпичей, на которых изображен предмет с двумя слогами. Ребенок щелкает мышкой на нужную крепость. От ребенка требуем четкого произношения слов со звуком «Р» ,«Рь».