Индивидуализация образовательного процесса в работе педагога-психолога ДОУ

Катерина Панкратова
Индивидуализация образовательного процесса в работе педагога-психолога ДОУ

«Индивидуализация образовательного процесса в работе педагога – психолога ДОУ»

Работая по второй годовой задаче детского сада «Индивидуализация образовательного процесса», организую свою работу с детьми с учетом принципов интеграции образовательных областей и использую такие формы работы с детьми (подгрупповые, индивидуальные, игровые занятия, тренинги, методы (наглядные, словесно – логические, практические, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.

В процессе своей деятельности активно использую современные образовательные технологии:

- здоровьесберегающие (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксация, арттерапия, песочная терапия);

- социоигровые («Сказка терапия», «Игротерапия», тренинги на умения договариваться, «Психогимнастика»);

- личностно – ориентированные (игры «Посмотрите, я пришел», «Помоги себе сам»);

- информационно – коммуникационные технологии (интерактивные игры, направленные на коррекцию психических процессов, мультимедийные презентации).

Индивидуализация образовательного процесса, начинается с адаптации ребенка к детскому саду. Работа по адаптации строится исходя из конкретных трудностей детей (эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). В работе используются методы игровой деятельности, тактильный контакт и т. д

Например, для создания положительного эмоционального фона, стабилизации психоэмоционнального состояния, снижения уровня тревожности проводились адаптационные игры «Колючий ежик», «Мыльный пузырь», «Храбрые лягушата».

Для уменьшения тревожности, возбуждения вспышек отрицательных эмоций, проводятся игры с использованием брюшного дыхания «Бегемотики», «Легкое перышко», «Качаю рыбку на воде».

Ведется наблюдение за детьми в группах, на прогулке, во время занятий.

Проводятся консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.

Было проведено анкетирование родителей, заполнены листы адаптации на каждого ребёнка.

Особое внимание обращалось на работу с детьми, выявленные на ПМПК детского сада. Сюда вошли дети имеющие проблемы в интеллектуальной сфере, проблемы поведенческого характера и дети, которым было рекомендовано сопровождение психолога (дети с ОВЗ).

Педагогам и родителям каждой категории детей даются индивидуальные консультации, практические рекомендации по работе, общению с дошкольниками.

С учетом возрастных и индивидуальных особенностей, на каждого ребенка находящегося на адресном сопровождении была разработана программа коррекционных мероприятий.

С детьми имеющие проблемы интеллектуального характера, работа ведется по развитию психических процессов. Используются такие игры, как «Продолжи ряд», «Что сначала, что потом?», «Посмотри и запомни». «Времена года». Игры на развития пространственно-временных отношений «Продолжи ряд», «Понедельник, вторник, …», «Когда это бывает», «Закончи предложение», «Следопыт».

Для повышения мотивации к познавательной деятельности, для развития произвольного внимания используются игры с элементами песочной терапии «Сделай как я», «Геометрические фигуры», «Запомни и нарисуй».

Использование ИКТ в работе со старшими дошкольниками позволяет значительно обогатить коррекционно-развивавший процесс, стимулировать индивидуальную деятельность. Разнообразные мультимедийные презентации, игры направленные на развитие памяти, внимания, мышления «На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», Игры – раскраски.

Для развития пространственные представлений, конструктивного мышления, логики, воображение, сообразительность, использую в своей работе детские Судоку, игра «Танграм»

С детьми с проблемами поведенческого характера использовались игры и упражнения с элементами песочной терапии и арт-терапии, которые направленны на развитие эмоционально-волевой сферы.

В подготовительных группах в начале, и конце учебного года было проведено фронтальное и индивидуальное обследование воспитанников готовности к школе. По результатам диагностики была выстроена работа с использованием программы «Скоро в школу» В. Л. Шарохиной, адаптированной под детей нашего детского сада. Работа была направленна на развитие психических процессов и мелкой моторики рук, развитие произвольного поведения, мотивационной готовности к школе. Также использую игры и упражнения, направленные на развитие эмоций и чувств детей, игры для установления контакта со сверстниками, развития навыков общения.

Для гармоничного развития правой и левой частей мозга, для умственного развития детей и раскрытию их талантов и способностей использовала упражнения с элементами кинезиологии. Перекрестные движения рук вынуждают правое и левое полушарие работать одновременно. Когда они функционируют вместе, то взаимодействие между ними, осуществляемое через мозолистое тело – своеобразный мост между правым и левым полушариями, улучшается.

Таким образом, моя работа как педагога-психолога носит положительный характер и одобрена администрацией образовательного учреждения.

В перспективе: продолжить работу по тем же направлениям.

Более углубленно изучить работу по работе с детьми с ОВЗ.

Познакомить педагогов с технологиями и методиками, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ».

Автор публикации:
Индивидуализация образовательного процесса в работе педагога-психолога ДОУ
Опубликовано: 5 июня 2016 в 18:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 августа. Праздник ложки на МААМ

Ложка – это очень важный предмет в нашей жизни, без которого никто просто не может обойтись. За завтраком, обедом и ужином мы берём в руки ложки, совершенно не задумываясь о том, когда впервые появилась...

5 августа. День глины на МААМ

Горной породе и поделочному материалу с удивительными свойствами посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям о чудесах глины и...


Горячие темочки