Алена Зуева
Упражнения для коррекции и профилактики плоскостопия
▼ Скачать + Заказать документы
- Катание подошвами различных предметов (маленьких шариков, шестигранных карандашей, «бигуди» различной формы и т. д.);
- захват и удержание округлого предмета (кегли, мячика, резиновой игрушки) подошвами;
- сжимание резиновой игрушки подошвами (желательно выбрать игрушки с писком);
- попеременные удары носками и пятками в бубен, расположенный на полу;
- захват и поднимание с пола мелких предметов (можно использовать различные колесики от массажеров, шарики-попрыгунчики, шестигранные карандаши и т. д.);
- собирание пальцами ног ткани (платочка, лежащей на полу;
Публикация «Упражнения для коррекции и профилактики плоскостопия» размещена в разделах
- собирание пальцами ног вытянутой на полу сплетенной тонкой косички, а затем попытаться ее расправить;
- захватить косичку пальцами ног, поднять ее и удерживать некоторое время.
Упражнения для ног
- И. п. : основная стойка, в опущенных руках - флажки (карандаши). Присесть, постучать флажками (карандашами) об пол, встать, помахать флажками (карандашами) над головой.
- И. п. : сидя на полу, в руках - флажок. Согнуть ноги, переложить флажок из одной руки в другую, выпрямить ноги.
- И. п. : сидя на полу, согнув ноги и опираясь руками сзади, флажок лежит перед пальцами ног. Захватить флажок пальцами обеих ног, поднять и стараться удержать его.
- И. п. : то же. Стопы положить на флажок, сгибая ноги и перебирая стопами, подкатить его к себе, а затем от себя.
Профилактика нарушения осанки у детей
Основным средством профилактики нарушения осанки является правильная организация статико динамического режима, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка. По направленности эти воздействия могут иметь как повреждающий характер (например, длительное нахождение в неправильных статических позах, так и лечебный (физическая культура и специальная гимнастика).
Правильный статико динамический режим предполагает соблюдение следующих условий:
1. Постель ребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, с невысокой, лучше ортопедической подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучать ребенка спать на спине или на боку, но, не свернувшись «калачиком».
2. После обеда ребенок обязательно должен лечь и отдохнуть 1-1,5 часа для того, чтобы нормализовать тонус мышц спины и освободить от нагрузки позвоночник. Только при регулярной смене вертикального и горизонтального положений обеспечивается правильный обмен веществ в межпозвоночных дисках.
3. Время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 45 минут.
4. Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной или специальной гимнастикой. Минимальная продолжительность занятий - 20 минут, оптимальная - 40 минут.
5. Необходимо правильно организовать рабочее место (и в домашних условиях это тоже необходимо, освещение должно быть рассеянным и достаточным.
6. Детская мебель должна соответствовать следующим требованиям:
• высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола была около 30 см. Это легко проверить путем простого теста: если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза;
• высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90°;
• желательно иметь опору для шейного и грудного отделов позвоночника, а также опору для стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статическом режиме.
7. Необходимо научить ребенка сидеть в правильной рабочей позе во время письма, чтения под контролем педагогов и родителей. Правильная, симметричная установка различных частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп:
• стопы в опоре на полу или на скамейке;
• колени над стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым или небольшим тупым углом);
• равномерная опора на обе половины таза;
• между грудью и столом - расстояние от 1 до 2 см;
• предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе, плечи симметричны;
• голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см.
8. Нужно постоянно бороться с порочными позами. Так называемое косое положение плечевого пояса при письме - когда левая рука свешена со стола, или косое положение таза - когда ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу, или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене; эти и другие порочные позы приводят к нарушениям осанки.
9. Нужно освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или статичной позой.
10. Ребенок должен получать правильное и сбалансированное питание, обеспечивающее, в соответствии с возрастом, достаточное поступление пластических и энергетических веществ, макро- и микроэлементов. Характер питания во многом определяет состояние костной ткани, связочного аппарата и «мышечного корсета».
Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современных детей, можно сказать, что статико динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, должен сопровождаться постоянным и тотальным «ортопедическим надзором» со стороны родителей и педагогов.