Галина Павлова
Упрямство — что это такое. Их причины. Способы преодоления.
▼ Скачать + Заказать документы
Упрямство – самая распространенная проблема, с которой приходится сталкиваться взрослым. Зачастую, нам не хватает терпения разобраться в причинах такого поведения. Мы отвечаем раздражительностью или подавлением, а иногда просто игнорируем упрямые действия ребенка. Однако, попробуем разобраться в этой проблеме с позиции детских психологов и грамотно выстроенной педагогической работы с так называемыми упрямцами. Детское упрямство – стремление делать все по-своему, наперекор просьбам и требованиям взрослых.
Публикация «Упрямство — что это такое, Их причины, Способы преодоления,» размещена в разделах
Упрямство чаще возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства и одновременно активных и энергичных от природы детей, и у детей избалованных, привыкших к чрезмерному вниманию, излишним уговорам. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Упрямство может проявляться по - разному.
Виды проявления упрямства :
- Пассивный протест (обида, молчание) и активный протест (возмущение) против ущемления чувства собственного достоинства и жизненно важных потребностей.
– Настойчивое желание выразить свое мнение.
– Нервное переутомление с возбудимостью или заторможенностью и неспособностью своевременно отвечать на требование взрослых. Пик «бессмысленного» упрямства приходится на возраст 2,5-3 года жизни. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, требует признания его самостоятельности и права на собственную, пусть и абсурдную (по мнению взрослых) точку зрения.
Детское упрямство – один из способов на пути утверждения себя как личности. Упрямство может стать следствием:
- на постоянные конфликты между родителями;
- на отсутствие единых требований от взрослых;
- на требование бесприкословного послушания;
- на малую эмоциональную близость родителей и ребенка;
- на нежелание учитывать его индивидуальные особенности.
Упрямство ребенка может быть связано с биологическими особенностями функционирования нервной системы: родовые травмы, асфиксии новорожденных, тяжелые инфекции, перенесенные матерью или ребенком. Таким образом, подведем итог: основная и главная причина упрямства заключается во взаимоотношениях между родителями и детьми. Что могут сделать родители для преодоления упрямства? Перечислим самые эффективные способы :
1. Изменить свое отношение к ребенку, отказаться от привычной «авторитарной» позиции.
2. Попробовать договориться с ребенком, иногда пойти на компромисс, но не свысока, а как бы «на равных» с ребенком.
3. Признать за ребенком право на собственное мнение, которое заслуживает уважения. 4. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься».
5. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
6. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
7. Важно дать ребенку понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и несет ответственность за свои удачи и неудачи.
8. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
9. Начинайте сотрудничество с ребенком всегда с похвалы, одобрения.
10. Ребенку будет гораздо интереснее и легче выполнять то, что от него требуют в процессе игры. Предложите вашему малышу есть, одеваться наперегонки с вами. Можно предложить, чтоб он сам показал любимой кукле, мишке, как нужно быстро и правильно умываться и т. д.
11. Установите четкие и понятные ему требования, но их не должно быть слишком много, он перестанет обращать на них внимание.
12. Если вы знаете, что в какой-то ситуации запрет может быть снят, не создавайте его вообще.
13. Чаще хвалите ребенка, озвучивая за какие действия вы его хвалите. Очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
14. Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
15. Не заставляйте ребенка делать что бы то ни было, если он устал или расстроен.
16. Не говорите: «Нет, клубника не желтая», лучше скажите: «Клубника красная».
17. Не оскорбляйте ребенка. Если ругаете его, то говорить надо, что не он плохой, а его поступок плохой.
18. Не применяйте физические наказания, подавайте ему позитивный пример поведения.
19. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми (братиком, сестрой, соседями и т. д.) и его поступки с их поступками.
20. Предложите чтение детской литературы: Сергей Михалков «Упрямый Фома»; Григорий Остер «Вредные советы». Обсудите вместе с ребенком чувства и поступки персонажей прочитанных стихов. Для того чтобы помочь ребенку избавиться от своего упрямства, следует, в первую очередь разобраться в его причинах. А, разобравшись, подобрать способы их устранения, из выше перечисленных, индивидуально к вашему ребенку. Помните: - Упрямство невозможно победить в один день. – Считать упрямство как явление, сопутствующее детству, совершенно неправильно. Это вовсе не их возрастная особенность, а результат неправильного воспитания. – Если не принять меры к его преодолению, то упрямство может стать чертой характера. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. - Если такие проявления, еще в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности. Следует предостеречь родителей и еще от одной распространенной ошибки: нередко упрямство путают с настойчивостью. С внешней стороны их выражение в поведении ребенка одинаково. Но упрямство – отрицательное проявление, и его надо искоренять, а настойчивость – положительное качество, которое, безусловно, требует поддержки. Настойчивость основана на любознательности, упорстве в достижении цели. Такое качество надо развивать в ребенке. Старайтесь не создавать ситуаций, в которых была бы возможность для проявления упрямства ребенка.
Используемая литература:
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М. : Астрель, 2013. – 240с.
2. Захаров а. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М. : Просвещение, 1986. – с. 40-48.
3. Островская Л. Ф. Почему ребенок не слушается. – М. : Просвещение, 1986. -94с. 4. Степанов С. С. Психологический словарь для родителей. М. : Центр – Академия, 1996. -160 с.
5. Добробабенко Е. В. Как воспитывать ребенка от 0 до 16 лет. – М. : АСТ: Олимп, 2007. – с. 117, 93, 91. 6. Мухина Н. Е. Детская психология.