Папки-передвижки

Урок-концерт по музыке для 6–7 классов «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»

Ирина Мальцева
Урок-концерт по музыке для 6–7 классов «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 7»

Предмет «Музыка»

Урок – концерт

Для 6-7 классов

На тему

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне»

Разработал:

Мальцева Ирина Викторовна,

Учитель музыки.

2017г.

г. Южноуральск

Звучит как фанфары начало тр1

Выходит ученик и читает стихотворение «Родина».

Если скажут слово «Родина», сразу в памяти встает

Cтарый дуб, в лесу смородина, толстый тополь у ворот.

Публикация «Урок-концерт по музыке для 6–7 классов „Кто сказал, что надо бросить песни на войне?“» размещена в разделах

У реки березка скромница и ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики, со скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная, золотая целина…

Родина бывает разная, но у всех она одна!

Тр2

Звучит мелодия из к/ф «Военно-полевой роман» (Рио-рита).

(Участники этой сцены: 3 мальчика и 3 девочки- старшеклассники и 4первоклассника) Держа за руку выводят малышей. Малыши начинают играть в куклы, скачут на скакалках, играют с мячом. Выходят юноши и девушки, изображают гулянье, кто-то идет парами, разговаривает, кто-то садится на скамейку.

Звучит фонограмма военной сирены, бомбежки.

Все изображают страх, растерянность, ужас, девочки прячутся за спины мальчиков. К ним жмутся от страха малыши. Все слушают объявление войны. (Звучат слова Левитана).

Под фонограмму поют пеню «До свидания, мальчики»

девочки провожают на фронт мальчиков. Расходятся по разным сторонам сцены. Тишина.

Выходит ведущие.

Учитель: Здравствуйте ребята.

Сегодня мы продолжаем говорить о доблести о славе, о героях и их подвиге, о тех, кто не щадил себя, отдавал свои жизни защищая свою Родину. ….

Немало создано произведений в различных видах искусства прославляющих патриотизм и героизм русских людей.

Давайте вспомним музыкальные произведения, прославляющие наших воинов и их подвиги.

Дети: Д. Шостакович «Симфония №7», М Глинка «опера Иван Сусанин», С. Прокофьев «Кантата Александр Невский»».

Учитель: Молодцы. Мы говорили о музыке и о героическом патриотизме.

И как сказал великий полководец Александр Васильевич Суворов

«Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. .

Музыка удваивает, утраивает армию…»»

- и в канун великого праздника победы поговорим о песнях посвященных

Великой Отечественной войне.

Как вы думаете название темы нашего урока….

Ответы детей.

Тема урока «Кто сказал, что надо бросить песни на войне».

1Ведущая-ученица «Кто сказал, что места нету песне на войне…»

СЛАЙД 3

2 ведущий: Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата.

Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, и победить.

22 июня 1941 года. Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье - все опалил огонь жестокой кровопролитной войны.

Тр 6 В исполнение хора звучит песня «Прощание славянки»

СЛАЙД 4

1 ведущий: «Прощание славянки» Василий Агапкин (музыка) и Владимир Лазарев (стихи).Именно с этой песни мы и начнем знакомство. Премьера состоялась осенью 1912г.

Этот марш был написан композитором Василием Агапкиным не под заказ, а по вдохновению. Дело в том, что главной эмоциональной темой 1912 года была Первая Балканская война. Именно этой войне Василий Иванович посвятил свою маршевую мелодию.

Именно этот марш звучал на параде 7 ноября 1941г. Под звуки марша молодые ребята прямо с парада уходили на страшную Великую Отечественную войну.

Музыка марша подбадривала солдат, и, одновременно, интонациями напоминала о том, что их будут ждать… В первый день войны им было 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

СЛАЙД 5

Тр 7 На фоне песни «Священная война», презентация о войне

2 ведущий : «Священная война» Музыка Александра Александрова; Слова В. Лебедева – Кумача

СЛАЙД 6

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой.»

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война» .

Стихи В. И. Лебедева-Кумача, начинавшиеся этими строками, призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну.

Первое исполнение песни состоялось на Белорусском вокзале 27 июня 1941г.

Вспоминает один из исполнителей: «Мы пели «Священную войну» для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды.

Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках., вдруг встали после первого куплета «Священной войны» и в наступившей тишине, стоя, слушали песню… Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери или жены».

Вскоре «Священную войну» пели по всей стране. Она звучала каждое утро по радио сразу после боя Кремлевских курантов. ее слышали на переднем крае фронта, в тылу, в партизанских отрядах. Песня шла с солдатами в бой, вливая в них новые силы, отвагу и смелость.

СЛАЙД 7

Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков впоследствии назвал «Священную войну» бессмертной песней. Именно ей суждено было стать символом и музыкальной эмблемой сурового времени.

Тр 8 звучит фрагмент песни «Катюша»

СЛАЙД 8

муз. Матвей Блантера и сл. Михаил Исаковского

Ученик читает:

Все мы любим душеньку Катюшу,

Любим слушать как она поет,

Из врага вытряхивает душу,

А друзьям отвагу придает

Если пуля вдруг шальная

Настигнет на дальней стороне

Не грусти тогда, моя родная

Расскажи всю правду

1ведущий: Почти легендарную популярность обрела песня «Катюша». Написанная еще в мирное время, она в годы войны пелась повсюду, на ее мелодию подбирались самые разные стихи. Задорная и лирическая, она несла с собой веру в победу.

В годы войны «Катюша» - это неофициальное название бесствольных систем полевой реактивной артиллерии

2ведущий: (из воспоминаний солдата.)

Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости «Катюшу». Немцы покрутили ее раз, потом поставили второй, потом третий… Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут играть нашу «Катюшу»! Не бывать этому! Надо отобрать у них «Катюшу»! В общем, дело кончилось тем, что группа наших солдат совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате немцы еще и опомниться не успели, как «Катюша» – пластинка с патефоном была доставлена к своим.

Тр 9 все вместе исполняем песню «Катюша»

1 ведущий: «Катюша» стала одной из самых прославленных песен нашего времени. Трудно найти на нашей планете страну, где не знали бы этой песни. Она перестала принадлежать ее авторам, стала народной, более того – интернациональной.

2 Ведущий: После войны «Катюша» стала своего рода паролем дружбы.

1 Ведущий: И действительно… Ее знают во всех странах и поют на разных языках. Когда ее автор композитор М. Блантер приехал в Италию, местные газеты писали, что в страну прибыл синьор «Катюша».

СЛАЙД 9

2 Ведущий: Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война-это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик.

Война-это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Вот она, война!

СЛАЙД 10

ТР 10 Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича

1 Ведущий: Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

Работа над этим произведением началась еще в 1935 году, задумка композитора сочинить вариации в жанре пассакалья. Стоит отметить, что данный жанр представляет собой траурное шествие. Но работа над произведением была отложена.

Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу.

Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушной тревоги. В конце 1941 произведение было закончено полностью.

2. Ведущий: Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

Дети выходят в военной форме, изображают отдых на привале, у костра, кто-то штопает гимнастерку, кто-то чистит оружие, кто-то пишет письмо.

Слайд 11

Девушки под гитару исполняют песню «В землянке»

СЛАЙД 12

1. Ведущий: муз. Константина Листова, сл. Алексея Суркова. Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде».

К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.

2. Ведущий: Так «Землянка» – песня, вошла в народную память как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны.

СЛАЙД 13

1. Ведущий: В редкие и такие драгоценные МИНУТЫ ЗАТИШЬЯ каждый, от солдата до офицера старался написать весточку о себе своим любимым, женам и матерям.

Ученик читает стихотворение

Жди меня,

И я вернусь, только очень жди…

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди…

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера…

ТР 11 Группа юношей исполняет песню «Темная ночь»

2. Ведущий: Одна из самых популярных и всенародно любимой песен военных лет, «Темная ночь», была написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма «Два бойца» весной 1942 года. Фильм рассказывал о фронтовой дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес. Идея «оживить» эпизод в землянке лирической песней возникла спонтанно. Мелодия была написана композитором буквально за один вечер. Но не было текста. В это время в Ташкент, где снимался фильм, приехал с фронта поэт Владимир Агатов. Обратились к нему. Прослушав мелодию, он тут же набросал слова. В таком виде, без всяких изменений песня и вошла в фильм. По свидетельству Константина Симонова весной 1943 года «Темная ночь» «была на устах буквально у каждого фронтовика», потому что «вместила в себя мысли и чувства миллионов людей».

СЛАЙД 14

Ученик изображает солдата, который пишет письмо с фронта.

Мама! Тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую — слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,

Немного лентяя, и вечно не в срок

Бегущего утром с портфелем под мышкой,

Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,

Суровою двойкой дневник «украшал,

Гордилась, когда я под сводами зала

Стихи свои с жаром ребятам читал.

Мы были беспечными, глупыми были,

Мы все, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, лишь тут, на войне:

Пусть так, возвратимся — оценим вдвойне!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры -

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,

Склонившись, мне тихую песню поешь

И вместе со мною к далеким победам

Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,

Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу.

СЛАЙД 15

ТР 12 Инсценировка песни «Баллада о матери»

Ученица читает стихотворение:

Ах, война, ступила на порог

Не росой, а кровью все умыла

Ненавистный кованый сапог

Затоптал нещадно, все, что было.

Ах, война, разлучница - война,

Сколько ты оставила сирот

И разбила столько судеб,

Погрузила мир в могильный холод,

Сколько бед пришло и сколько будет.

СЛАЙД 16

Тр13 фрагмент песни «Смуглянка»

2. Ведущий: музыка Анатолия Новикова, слова - Якова Шведова,

веселая лирическая песня о партизанах.

В 1940 году композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Но смуглянка, входящая в состав одной из 7 песен сюиты не произвела впечатления на руководство. Только в конце 1944 года песня о молдавской девушке-партизанке в числе прочих композиций Новикова была по достоинству оценена руководителем Ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александровым. Так веселая лирическая песня о партизанах Гражданской войны стала любимой как в тылу, так и на фронте.

Тр13 группа детей исполняют танец «Смуглянка»

Ученик:

Война закончилась,

Но песней опаленной

Над каждым домом

До сих пор она кружит,

И не забыли мы,

Что двадцать миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб нам с тобою жить.

2 ученик:

Война закончилась,

И пушки замолчали,

И годы сгладили великую беду.

И мы живем, и мы опять весну встречаем,

Встречаем День Победы-

Лучший день в году.

И вот она долгожданная ПОБЕДА!

СЛАЙД 17

В марте 1975 г. поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с предложением о создании песни, посвящённой Великой Отечественной войне. Страна готовилась к 30-летию Победы.

Тр 15 Хором исполняется песня «День Победы»

1. Ведущий: музыка Давида Тухманова, слова Владимира Харитонова,

песня-поэма о прошлом, которая зовет вперед, в будущее, песня, которая трогает до слез ветеранов и заставляет учащенно биться сердца молодых.

И вот уже более 40лет она звучит и, наверное, многие годы будет неизменно звучать, особенно в день, про который в ней поется.

Этот день мы приближали как могли…

СЛАЙД 18

Тр. 16 Танцевальная композиция под музыку

«Майский вальс»

Список интернет ресурсов:

1.http://eduhm.ru/publ/scenarii_meroprijatij/scenarij_meroprijatija_quot_a_pesni_tozhe_voevali_quot/

2.infourok.ru›scenariy-meropriyatiya-pesni…voynoy.Песни тоже воевали.

Внеклассное мероприятие. Автор Нурлина Л. М.

3.eduhm.ru›…scenarii_meroprijatij/scenarij…pesni Песни тех военных лет, не забываемы. Сценарий концерта. Автор: Чепелева Е. А.

4.infourok.ru›razrabotka-vneklassnogo…pesni…voevali Сценарий мероприятия «А песня с нами воевала»

5.https://nsportal.ru/ Сценарий мероприятия "Песни военных лет".Лебедева Наталья Эдуардов

Публикации по теме:

Концерт для людей старшего поколения «Из песни слово не выкинешь» .

Внеклассное тематическое мероприятие для учащихся начальных классов «Праздник русской песни, или Веселые посиделки» «Праздник русской песни или веселые посиделки» (внеклассное тематическое мероприятие для учащихся начальных классов) Цель: расширить знания.

Библиотечный урок «Знакомство с библиотекой» для учащихся 1 классов Библиотекарь (Б): Здравствуйте, ребята! Вы знаете, куда сегодня пришли? (Ответы детей) Правильно, в библиотеку. А что же такое книга? (ответы.

Фотоотчет по теме недели «Кто как передвигается, кто, чем питается». Драматизации сказки «Кто сказал  «Мяу»Фотоотчет по теме недели «Кто как передвигается, кто, чем питается». Драматизации сказки «Кто сказал  «Мяу» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 города Тюмени С 15 по 28 октября в нашей группе прошла.

Внеклассное мероприятие по музыке для 5 классов «Интересное путешествие»Внеклассное мероприятие по музыке для 5 классов «Интересное путешествие» Обобщение тем, пройденных на уроках музыки. Подготовила учитель музыки Высшей категории : Грипас Елена Михайловна Качарская СШ №1 Тип мероприятия.

Концерт для мам на основе детской песни «Подарили Хрюшке» (средняя группа)Концерт для мам на основе детской песни «Подарили Хрюшке» (средняя группа) Концерт для мам! (на основе детской песни Клоун Плюх «Подарили Хрюшке») Средняя группа Звучит музыка, дети входят в зал, в масках, машут.

Конспект квест-игры по сказке В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?» (средняя группа) Конспект квест-игры по сказке В. Сутеева «Кто сказал: «мяу»?» Средняя группа Автор: воспитатель Ионе Ю. И., г. Заполярный Цель: познакомить.

Конспект занятия «Знакомство с творчеством В. Сутеева. Рассказывание сказки «Кто сказал «Мяу»?» «Знакомство с творчеством Владимира Григорьевича Сутеева. Рассказывание сказки «Кто сказал «Мяу»?» Воспитатель: Субботина Татьяна Михайловна.

Новогодний концерт-представление для 5–6 классов музыка на вход царя и Василисы. Царь везде смотрит - наведен ли порядок. Остается недовольным. Царь. (Василисе) Так, что за бардак?.

Театрализованная игра по сказке В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Цель: создание условий для развития игровой деятельности детей. Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок-концерт по музыке для 6–7 классов «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»
Опубликовано: 8 января 2019 в 20:38
+143Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД