МААМ-картинки

Урок кубановедения в 9 классе «Культура Кубани в годы ВОВ»

Наталья Феодориди
Урок кубановедения в 9 классе «Культура Кубани в годы ВОВ»

Тема: «Культурная жизнь Кубани в годы Великой Отечественной войны».

Цель:

- сформировать у учащихся представление о состоянии образования, науки, литературы, культуры на Кубани в годы Великой Отечественной войны;

- воспитывать у учащихся эстетическое отношение к своему наследию, чувство гордости за свою Родину, за свой народ;

- знать основные события культурной жизни Кубани в годы Великой Отечественной войны, видных деятелей культуры;

Публикация «Урок кубановедения в 9 классе „Культура Кубани в годы ВОВ“» размещена в разделах

- уметь применять изученный материал в учебном процессе – анализировать, обобщать, делать выводы.

Задачи:

-активизировать знания о Великой Отечественной войне;

- воспитывать чувства патриотизма, ответственности за свою Родину;

-воспитать уважение к старшему поколению.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация, сообщения учеников.

План урока.

1. Школа. Просвещение

2. Наука. Здравоохранение.

3. Литература

4. Театрально-концертная жизнь.

5. Изобразительное искусство

Оборудование: презентация к уроку, сообщения учащихся, учебник.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Сообщение учителем темы и целей урока.

Вводное слово учителя.

Историю делают люди. Именно их умом, их руками создаются творения духовной и материальной культуры.

Память поколений бережно хранит имена тех, кто прославил родной край высокими урожаями, научными открытиями, спортивными рекордами и другими достижениями.

Богата талантами земля кубанская. Здесь жили и продолжают жить и трудиться сотни замечательных людей. Они многое сделали для развития нашего края, принесли Кубани мировую славу.

Сегодня мы с вами будем говорить о культурной жизни края в годы ВОВ.

«Какая культура могла быть во время войны?» - спросите вы.

А она была, только направлена была на помощь тем, кто воевал, для Победы.

2. Вопросы ученикам:

1. Когда началась ВОВ(21 июня 1941 г.)

2. Когда немцы вторглись на Кубань(24 июля 1942 г.)

3. Когда Краснодар был освобожден от немцев? А Абинск(12 февраля 1943г. 23 марта 1943 г.)

4. Когда закончилась битва за Кавказ(9 октября 1943 г)

2. Объяснение новой темы.

1. Школа. Образование.

С началом войны важнейшими направлениями деятельности школ стали военная подготовка, помощь фронту.

На Кубани занятия в школах в период оккупации были прерваны. Но сразу же после освобождения занятия возобновлялись, хотя большинство школ были разрушены.

В 1943 в условиях Великой Отечественной войны на Кубани, как и стране в целом, вводилось раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах. Реформа затронула малую часть учащихся, например, для РСФСР число школ с раздельным образованием (мужских и женских школ в общей сложности) не превышало 2 % от их общего количества.

Большую помощь в восстановлении сельского хозяйства и в уборке урожая оказывали школы. Многие учителя отказывались от отпусков и шли на уборку хлеба и сена. Так же поступали и школьники. Они не только трудились на полях, но и оказывали шефскую помощь семьям фронтовиков и инвалидам войны. Учащиеся работали в госпиталях, давали концерты, ухаживали за ранеными, писали за них письма домой и на фронт, дежурили в палатах. За годы войны учителя и школьники края собрали 112 тонн лекарственного сырья для больных и раненых воинов.

В крае уменьшилось число школ, техникумов, вузов. Количество учеников в школах сократилось в два раза. Число музеев уменьшилось в три раза, библиотек - в четыре, а количество книг в них - в 6,5 раза. Через три дня после освобождения в Краснодаре начала работать краевая библиотека имени А. С. Пушкина. Немцы во время оккупации разместили в ее здании банк. Библиотечный инвентарь, каталоги, книжный фонд значительно пострадали. Книг, журналов и газет осталось 40 % от довоенного количества.

Библиотеки восстанавливались за счет поступлений из книжных собраний Москвы и Ленинграда.

Открывались христианские церкви. В сложные для Краснодарского края годы оккупации фашисты, демонстрируя фальшиво-лояльное расположение к православию не препятствовали возрождению духовной жизни. В годы Великой Отечественной войны рост религиозности населения наблюдался по всей стране. Впервые за многие годы богоотступничества, советская власть стала рассматривать Русскую Церковь не как врага, а как союзника.

А вы знаете, как учились во время войны у нас в Абинске? Какая школа была самой первой?

Сообщение учащегося:

Здание СОШ №1 было построено до Великой Отечественной Войны, но занятий в нем не было, в нем разместился госпиталь. Здание было самым высоким в станице Абинской. Во время оккупации немецко-фашистских войск города здесь был немецкий госпиталь, а в парке у школы образовалось кладбище гитлеровской армии. Во время войны здание было разрушено прямым попаданием авиабомбы. Восстановлено в 1948 году и стало функционировать как школа №1.

Сообщение об учителях-фронтовиках:

Болдырев Евгений Григорьевич родился 3 апреля 1922 года в станице Пролетарской Ростовской области в многодетной крестьянской семье. Он старший из четырёх братьев и трёх сестёр.

В 1940 году окончил школу. Всех одноклассников призвали в армию, а он не прошёл, по зрению. Работал учителем, но в армию всё же попал. В 41 его приняли в Ленинградское военно-морское училище им Дзержинского (со зрением 0,7).

Воевал на Севере: Ленинградская область, Карелия, Финляндия, Норвегия. Весной 45 был ранен, отправили в Волгоград. Победу там и встретил.

В 1946 году вместе с семьёй перебрался на Кубань. Сначала остановились в селе Варнавинском, затем в Абинске. Снова устроился учителем.

Учителей не хватало, и он преподавал географию, черчение, рисование, физику, музыку, физкультуру и многое другое. За время преподавания организовал ансамбль струнных инструментов. Играл на мандолине, гитаре, ложках и при том сам никогда этому не обучался. Увлекался фотографией и вместе с ребятами под лестницей оборудовал фотолабораторию, где проявляли фотографии, делали портреты, открытки. И какие!

Евгений Григорьевич всю жизнь рисовал, чему его тоже никто никогда не учил. Рисовал портреты и шаржи родственников и друзей, оформлял школьные наглядные пособия, транспаранты, плакаты, стенды, вырезал шахматные фигурки. Писал стихи. В 60-х годах создал географический кружок.

Сообщение учащегося:

Болдырева (Бойко) Варвара Петровна родилась в селе Штурбино 17 декабря 1927 года. Там же в 1935 пошла в первый класс. По окончании 6-го вместе со всеми сельскими детьми помогала родителям и колхозу выращивать урожай.

Как говорила сама: «Когда на нашу Родину обрушилась война, ушли защищать страну отцы и старшие братья. На наши неокрепшие плечи легли их обязанности и заботы. Чтобы помочь нашей армии победить, нужно было не только оружие, но и хлеб. И мы выращивали и производили. Не хочется вспоминать те страшные годы, что пришлось пережить. Война и оккупация сделали нас старше, чем мы были на самом деле.»

В 1943 году вновь начала работать школа. Для учеников был разработан ускоренный курс обучения. Не было тетрадей и учебников ученики приходили на занятия полуголодные и в «рубищах», но с тягой к знаниям. Выпуск 10-го класса 1946 года состоял из 15 человек.

Потом были Майкопский педагогический институт, Краснодарский университет и направление на работу в Абинский район, где с 1955 по 1985 год Варвара Петровна работала в3 школе, а потом в школе-гимназии №4.

3. Наука.

Деятельность НИИ Кубани в годы войны была тесно связана с потребностями фронта. НИИ масличных культур разработал методику изготовления антипаразитического мыла и наладил его выпуск. Здесь же выпускали хлористый кальций для госпиталей. В НИИ консервной промышленности работали над производством концентрированных супов.

В 1941 году в Кубанском медицинском институте были организованы дополнительные занятия со студентами старших курсов, проведены ускоренные выпуски, что дало возможность в первый год войны дать Родине 847 врачей, подавляющее большинство которых было направлено в действующую армию. Институт дважды эвакуировался. Первый раз в г. Ереван (ноябрь 1941 г. - апрель 1942 г., второй раз, пройдя длинный путь (Сочи, Ереван, Баку, Куйбышев, в г. Тюмень (август 1942 г. - ноябрь 1943 г.). Однако еще в июне 1943 года начались занятия.

Мы с вами говорили, что немцев не было в 3 городах края: в Сочи, Геленджике,Туапсе. Так вот в Сочи трудились профессора медицины, доктора, которые лечили раненых со всей страны, применяя новейшие методы лечения.

В госпитале № 3186 при лечении гнойных ран часто применялся метод фумигации.

Его разработали начальник госпиталя Н. В. Роменский и ведущий хирург Е. Л. Андреева.

При фумигации использовался аппарат, изобретённый ими же. Он состоял из обычной артиллерийской гильзы, резинового шланга с деревянным наконечником, резиновой груши и керосинового примуса. В гильзу загружались свежие сосновые опилки, она ставилась на горящий примус, и струя дыма через шланг направлялась на раны. "Одымление" обычно продолжалось от 3 до 5 минут. И после его применения раны в кратчайшие сроки заживали.

В госпитале № 2095 примерно 20% всех раненых лечились открытым способом, но без применения марлевых повязок. Начальник одного из отделений госпиталя М. Е. Панкратова в течение 3 лет войны применяла открытый метод лечения ран под ацетилцеллюлозной плёнкой.

Во многих госпиталях города вместо гигроскопической ваты использовался самшитовый мох.

На самшитовых деревьях (они произрастают в прибрежной полосе Сочи, нередко покрывая всё дерево, растёт мох. Он обильно омывается дождями, высушивается ветрами.

В. Д. Бантов первым в городе решил использовать этот мох в качестве перевязочного материала. После лабораторных исследований было установлено, что самшитовый мох по своей гигроскопичности не уступает лучшему перевязочному материалу – лигнину.

В госпитале № 2133 впервые в Сочи стали применять этот мох при перевязках, заменяя вату.

В Хосту, в заповедник тисо-самшитовая роща, где мха особенно много, в годы войны почти ежедневно отправлялись десятки жителей города, сотрудников госпиталей, школьников на заготовку мха, и его тоннами направляли в здравницы. Так была решена проблема нехватки ваты.

Особенно остро в зимне-весенние периоды в здравницах ощущалась нехватка витаминов. На базу поступали тысячи раненых и больных воинов, страдавших цингой и авитаминозом. Доктор биологических наук, профессор М. П. Пятницкий, в то время работавший в Сочи, провёл исследования с хвоей молодых побегов ели, сосны, гималайского кедра, с листьями различных деревьев и создал напитки из них, богатые витамином С. Отвары из листьев ежевики, лимона, мандарина также содержали большое количество витамина С и применялись для лечения бойцов во многих здравницах.

В 1942-1943 годах, когда с лекарствами в Сочи было особенно плохо, почти во всех госпиталях стояли баки с настоями из хвои. И эти напитки буквально спасли жизни тысячам фронтовиков. Во всех госпиталях заготавливали хвою с деревьев, растущих в парках. Многие лекарственные растения, произраставшие в лесах, окружающих Сочи, местные жители заготавливали для госпиталей.

Большую помощь медикам в сборе лекарственных растений оказывали сочинские школьники – они заготовили за годы войны многие тонны сырья. Только корня валерианы в 1943 году школьники города собрали около 3 тонн. А учащиеся хостинской средней школы в 1944 году собрали для госпиталей более 50 килограммов шиповника.

И можно с уверенностью сказать, что применение новых методов лечения, использование местных лекарственных ресурсов позволило сочинским медикам спасти жизни многим тысячам раненых и больных воинов. (330 тыс. чел.)

Рассказ ученика.

Отделению скорой медицинской помощи Абинской центральной районной больницы присвоено имя участника Великой Отечественной войны Ивана Федоровича Маркина. Об этом теперь свидетельствует мемориальная доска, установленная в честь 70й годовщины Великой Победы.

В первые дни войны еще мальчишкой Иван Федорович ушел на фронт. Командир части заметил у молодого солдата умение оказывать первую помощь раненым и направил его на учебу в Омское военно-медицинское училище. После его окончания был направлен фельдшером в воинскую часть. В послевоенные годы, когда восстанавливался весь Советский Союз, «поднимать» нужно было не только промышленность, но и многочисленных раненых. Иван Маркин до 1960 года служил военным фельдшером. В общей сложности почти полвека Иван Федорович отдал медицине, стал родоначальником династии медиков семьи Маркиных.

4. Литература.

Большинство писателей и журналистов Кубани ушли на фронт. Но и там, находясь в очень тяжелых условиях, в перерывах между боями они находили время, чтобы писать.

Среди них К. Обойщиков, В. Балакдин, Х. Андрухаев, А. Первенцев и многие другие.

(рассказ учеников о поэтах).

Обойщиков Кронид Александрович

Обойщиков Кронид Александрович русский поэт, родился в станице Тацинская, Ростовской области 10 апреля 1920г., умер 11 сентября 2011 в Краснодаре на 92 году жизни.

Обойщиков К. А. окончил Краснодарское авиационное училище, военный летчик. С первых дней участник Великой Отечественной войны, служил в бомбардировочном полку, охранял конвои союзников. Награжден за боевые заслуги двумя орденами Отечественной войны, орденом Красного знамени.

Герой труда Кубани.

Бакалдин Виталий Борисович

Бакалдин Виталий Борисович, советский, русский, кубанский поэт, родился в семье потомственных казаков в Краснодаре 16 июня 1927г., умер 30 декабря 2009г. Пятнадцатилетним подростком участвовал в освобождении Краснодара от фашистов. Окончил Краснодарский педагогический институт, факультет русского языка и литературы. Работал учителем в Краснодарской школе № 58. Вся жизнь, трудовая и творческая деятельность Виталия Бакалдина связана с Краснодаром. Первый рассказ «Вовка» опубликовал в 1944г. Он почетный гражданин Краснодара, заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный учитель Кубани, лауреат литературных премий: им Н. Островского, им. Е. Степановой, им. К. Россинского, международной литературной премии им. М. Шолохова, лауреат международного фестиваля лирической песни «Эоловы струны», Всероссийской премии «Золотой венец Победы».

Хусен Андрухаев прожил короткую, похожую на вспышку молнии жизнь. Ему исполнился двадцать один год, когда он совершил свой бессмертный подвиг.

Осень 1941 года. Враг, яростно наступая, бросал в бой новые и новые дивизии. Стойко сражались бойцы роты, политруком которой был Хусен Андрухаев. Они обороняли важный рубеж у донецкого села Дьяково. Бой был жестоким. Тяжело ранило командира роты. Командование принял Андрухаев.

Когда гитлеровцы окружили остатки роты, политрук приказал отходить. Всем до одного! Хусен, перебегая из ячейки в ячейку, бил по атакующим цепям из пулемета. Отлетела последняя стреляная гильза. Андрухаев взял противотанковые гранаты и поднялся на бруствер.

“Рус! Сдавайс!” – орали фашисты. В ответ им Хусен крикнул: “Русские не сдаются!” – и, подпустив немцев, разметал их гранатой и сам погиб. Было им уничтожено в тот миг около тридцати фашистов

5. Театрально-концертная жизнь.

Война нанесла огромный ущерб социальной сфере. Были разрушены дома культуры, кинотеатры, многие учреждения образования, здравоохранения и культуры. Наибольшим разрушениям подвергся Краснодар. Было уничтожено 807 домов жилой площадью почти 120 тыс. квадратных метров, среди них - 420 крупных зданий, в том числе 98 общественных, 66 культурно-просветительных и 120 жилых. Разрушены здания четырех высших учебных заведений. Но Краснодаре немцы не стали уничтожать театры, музеи, библиотеки, а использовали их в целях пропаганды. К примеру, в здании театра драмы была организована «фронтовая сцена», на ней сами немцы и русские актеры, владеющие немецким языком, ставили спектакли-варьете, комедии, драмы. Эта деятельность предназначалась для немцев, русские очень тяготились этим.

Во время оккупации Краснодара (август 1942 – февраль 1943 г.) немцы не стали уничтожать театры, музеи, библиотеки, а использовали их в целях пропаганды. К примеру, в здании театра драмы была организована «фронтовая сцена», на ней сами немцы и русские актеры, владеющие немецким языком, ставили спектакли-варьете, комедии, драмы. Эта деятельность предназначалась для немцев, русские очень тяготились этим. В августе 1942 года артисты не смогли эвакуироваться из Краснодара – под станицей Белореченской они были отрезаны наступающими войсками противника и вынуждены вернуться в город. Тогда они объединились в Театр русской драмы и продолжали выступать перед горожанами в клубе «Профинтерн» на улице Красной, 40. При содействии городской управы создан был и еще один театр – украинский. Там ставили классические национальные оперы – «Наталка-полтавка», «Маты наймычка», «Запорожец за Дунаем». Некоторым актерам удалось покинуть оккупированный город. Они продолжали выступать перед ранеными бойцами в госпиталях, в агитпунктах – за 4 военных года они дали 576 спектаклей и концертов.

6. Изобразительное искусство.

Сложнее всего приходилось музеям: их двери не закрывались перед посетителями, а в это время работники срочно организовывали эвакуацию экспонатов. Директор Краснодарского историко-краеведческого музея (теперь – имени Фелицына) перед уходом на фронт передал упакованные ценности на хранение. А директор Художественного музея им. Луначарского (теперь – имени Коваленко) Александра Ксенофонтовна Осипова решила иначе. Уже осенью 1941 года она начала добиваться вывоза основной части коллекции на Урал.

Поезд с 13 ящиками музейных ценностей оказался последним, которому удалось проскочить под бомбежками. Ящики с картинами перезагружали в вагоны, перевозили через Каспийское море на рыбацкой шаланде. В оккупированном городе немцы обыскивали библиотеки, музеи, забирали ценные вещи и отправляли их в Германию. Из тех работ, которые не смогли эвакуировать, были утрачены произведения Бакста, Кульбина, Штеренберга, Куинджи, Клодта, Френца, разбита часть коллекционного восточного, русского и западноевропейского фарфора. После освобождения Краснодара коллекции постепенно возвращались «домой», и к 1944 году музеи работали по расписанию.

Художник тоже напряженно работали в условиях фронта.

В войну художник Виктор Крысин был штурманом тяжелых бомбардировщиков. Несмотря на ранение правой руки, после войны окончил художественный институт. Его работы сейчас есть в экспозициях художественного музея им. Коваленко. Так же как и эскизы другого нашего земляка Александра Глуховцева. Например, «Рукопашная схватка» была сделана на фронте с натуры в 1943 году. Художник был руководителем штаба партизанского отряда. Александр Глуховцев сделал иллюстрации к рассказу М. Шолохова «Судьба человека».

Вопросы:

1. Выберите верный ответ.

1). Деятельность общеобразовательных учреждений Кубани

А) не прекращалась в период оккупации

Б) удалось возобновить только в 1944 г.

В) была возобновлена почти сразу после изгнания оккупантов в 1943 г.

2). Фонды библиотек края

А) не пострадали в оккупационный период

Б) удалось восстановить за счет поступлений из книжных собраний других городов

В) были восстановлены за счет пожертвований из личных библиотек кубанцев.

2. Какие трудности испытывали медики города –госпиталя Сочи и как они их преодолевали?

4. Заключительное слово учителя:

Таким образом, культура Кубани в годы ВОВ была направлена на помощь фронту. Люди различных областей культуры Кубани вносили свой посильный вклад для Победы. Мы не должны забывать о подвиге этих людей. Должны помнить и гордиться ими.

5. Закрепление. Рефлексия:

Я узнал на уроке –

Меня удивило –

Я рад (а, что –

Меня огорчило –

Д\З. : параграф 15. Вопросы.

Публикации по теме:

Открытый урок по чтению в 5 классе для слабослышащих детей «Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень». Цели урока: предметные -изучить басню Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень», -сформировать.

Урок по окружающему миру во 2 классе «Как животные защищаются» Тема урока: «Как животные защищаются» УМК «Перспективная начальная школа» Тип урока: урок открытия нового знания Дидактическая цель: - закрепить.

Урок литературного чтения в 4 классе. Е. Чарушин «Кабан» Тема урока: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Предметные: познакомить с творчеством Е. И. Чарушина. Уметь пересказывать текст от своего лица.

Урок математики в первом классе «Число и цифра 7» Тип урока. Урок изучения нового материала Тема урока. Число и цифра 7. Числовой ряд до 7. Цель. Познакомить учащихся с числом и цифрой.

Урок математики в 8 классе (коррекционная школа неслышащих) на тему «Формулы сокращённого умножения» Министерство по социальной защите и труду ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для неслышащих детей» г.

Урок музыки во втором классе «Незнайка на балете «Щелкунчик» Цели и задачи: - воспитывать у детей устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера - формировать исполнительские.

Урок на тему «Умножение дробей» в 7 классе коррекционной школы-интерната для неслышащих детей Урок проведен в 7 классе школы неслышащих детей: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке математики. Сегодня у нас не.

Урок ОБЖ в 7 классе «Лесные и торфяные пожары» Филиал МОУ СОШ № 2 Крюковская ООШ Урок ОБЖ в 7 классе «Лесные и торфяные пожары». Учитель: И. Д. Закотнова. Тема: «Лесные и торфяные.

Урок в 1 классе «Ты и вещи» Тема: «Ты и вещи». Цели урока: уточнить и обогатить представления первоклассников о различных профессиях и предметах используемых в разных.

Урок чтения в первом классе «Звук и буква З» Урок чтения в 1 классе. Тема. Звук и буква «З». Слоги и слова с ней. Тип урока. Изучение нового материала. Задачи Образовательные: • познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок кубановедения в 9 классе «Культура Кубани в годы ВОВ»
Опубликовано: 31 июля 2016 в 18:18
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД