Елена Гумарова
Урок литературного чтения во второй классе «В. Осеева «Сыновья»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок литературного чтения во 2 классе по теме : В. Осеева «Сыновья»
Цель урока : создание условий для знакомства с произведением «Сыновья».
Задачи: - формировать умение анализировать художественное произведение, видеть позицию автора через образы и поступки героев и выражать свое отношение к происходящему;
- учить определять основную мысль произведения;
Публикация «Урок литературного чтения во второй классе „В, Осеева „Сыновья“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Осеева В.А.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях с мамой, желание всегда ей помогать;
Ход урока
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!
- Ребята, скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока? Каким вы хотите его видеть?
- Я постараюсь исполнить ваше желание, урок сегодняшний будет рабочим, полезным, познавательным. А вот тему урока чуть позже вы попробуйте сформулировать сами. Будьте внимательны.
- Ну, сначала речевая разминка
2. Речевая разминка.
- Для чего нужно читать скороговорки? (Чтобы хорошо и правильно читать, приготовим наш речевой аппарат)
3) Чтение скороговорки : (Слайд 2)
Кукушка кукушонку купила капюшон
Надел кукушонок капюшон
Как в капюшоне он смешон!
(хором медленно по рядам, быстрее, а затем весь класс).
4) Тренировка в постановке логического ударения. Ответы на вопросы, выделяя голосом слово-ответ.
Учитель: - Кто купил кукушонку капюшон? (зачитывают из скороговорки слова)
- Кому кукушка купила капюшон?
- Что кукушка купила кукушонку?
- Как выглядит кукушонок в капюшоне?
3. Определение темы урока. Актуализация знаний.
Создание проблемной ситуации. Цель: подвести учащихся к теме.
1) - О ком идёт речь в скороговорке? (О кукушке и кукушонке, то есть, о маме и сыне)
- Как мама относится к кукушонку? (заботливо)
2) - Ребята я для вас подготовила загадки. - Отгадаете их? (Слайд 3)
1. Она лучше всех на свете, без неё прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети и, конечно, у меня. (мама)
2. Маме на радость, папе в награду,
Он появился наследник – отрада.
Родной, несмышлёный пуговки – глазки,
Ему всё внимание, забота и ласки. (сын)
3. Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
3) Беседа к подведению новой темы
- А что такое семья? (Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, истории и традиции.)
- Почему семья важна каждому человеку?
- Ребята, а чья из вас мама самая лучшая? Почему ваша мама самая лучшая?
- Что должны делать члены семьи, чтобы жизнь в каждой семье была комфортной, интересной и спокойной? (ответы детей)
4) - Кто догадался, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (о семье, о маме и сыновьях)
- дома вы должны были познакомиться с рассказом «Сыновья»
- Какие цели и задачи мы себе поставим на урок? (ответы детей)
(Познакомиться с текстом произведения, понять о ком, о чём оно и выяснить, что хотела донести автор до вас этим произведением)
- А я хотела бы поближе познакомиться с текстом произведения и дать верную оценку поступкам героев произведения. Вы поддерживаете меня в этом?
- Сегодня на уроке вы будете исследователями рассказа «Сыновья»
- Ребята, скажите, а кто написал этот рассказ? – В. Осеева (Слайд 4)
- Дома, во время чтения текста, вам встретились какие-нибудь незнакомые слова? Может быть, вам было что – то непонятно? Или вы не знаете значение некоторых слов?
- Тогда, я хотела бы узнать, как вы понимаете такие выражения: Словарная работа (Слайд 5)
- Ловок да силен, никто с ним не сладит (никто не может его победить); поёт, как соловей (звонко, красиво).
4. Чтение текста уч-ся
- Давайте тогда познакомим наших гостей с текстом и поработаем над его содержанием. Откройте учебники на стр. 79 (дети читают по очереди)
5. Беседа по вопросам
- Заинтересовал ли вас этот рассказ?
- Давайте порассуждаем, а кто герои этого рассказа? (Старичок, 3 женщины-матери, мальчики-«сыновья»)
- Сколько было мальчиков? (3)
- А сколько было сыновей? (1)
- Почему старичок увидел одного сына? (Потому что, настоящим, заботливым сыном можно назвать только третьего мальчика)
- Один мальчик сын, а другие ещё не стали сыновьями. Один показывает акробатические трюки, другой поёт, да всё это хорошо, если они где-то выступают, поют, но не в данной ситуации.
-Как вёл себя первый мальчик? Видим ли мы заботу о маме первого сына? (ответы уч-ся)
- Что первая мама говорила о своём сыне? Найдите и прочитайте в тексте
-Что делал второй мальчик? Заботится ли о маме второй сын? (ответы уч-ся)
- Что говорила о своём сыне вторая мама? Найдите и прочитайте в тексте
-Как поступил третий мальчик? О чём говорит поступок третьего сына? (ответы уч-ся)
- Что она говорила о своём сыне? Найдите и прочитайте в тексте
- Легко ли было нести вёдра с водой? По каким словам догадались? Зачитайте их
- Заметили это сыновья? Как они себя вели?
- Просили их мамы о помощи?
- Нужно ли помогать только по просьбе?
- Какими качествами нужно обладать, чтобы догадаться, что кто-то нуждается в твоей помощи? - (внимательность, понимание, чуткость)
- Почему мамы хвалили своих сыновей?
- У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь. И сколько бы ни было вам лет, мамы всегда вас любят, волнуются, переживают за вас. И вы тоже не должны огорчать своих мам, должны во всем помогать им, заботиться о родителях. Ведь быть хорошим сыном или дочерью – это значит, помогать родителям во всём, делить с ними заботы.)
- А о ком думали 2 первых мальчика?
- Может быть, 3-й мальчик тоже умеет петь, или даже играть на скрипке. Правда?
- Но он просто не показывает это всем. А что он очень сильный – это уже точно, вон какие тяжелые ведра несет и даже не согнулся. Он не только мамин помощник, он вообще очень добрый.
- А что вы ещё можете о нём сказать?
- Да, он скромный, так же как его мама!
- Посмотрите на иллюстрацию. Какому эпизоду рассказа она относится? Найдите и прочитайте тот отрывок из текста, который относиться к рисунку в тексте.
- Чему учит наше произведение? - О чём заставил задуматься наш рассказ?
- Какое правило из этого рассказа нам надо взять?
-Чем вы можете помогать маме?
Физминутка.
Мамам дружно помогаем:
Сами в тазике стираем.
И рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки. (Наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание.)
Через двор растянем ловко
Для одежды три верёвки. (Потягивания — руки в стороны.)
Светит солнышко-ромашка,
Скоро высохнут рубашки. (Потягивания — руки вверх.)
6. - Что такое пословица? Чему она учит? (Произведение фольклора, которое имеет поучительный смысл. Пословица учит, осуждает, одобряет, наставляет)
- Прочитайте пословицу в учебнике на стр. 81. Подходит ли она к нашему рассказу и почему?
7. Работа в парах (Слайд 6)
- Ребята, а давайте попробуем поработать в парах, чтобы ответить на этот вопрос: Какая из предложенных пословиц подойдёт для названия нашего рассказа. Вы внимательно прочитайте все эти пословицы, посовещайтесь и скажите, какой пословицей, на ваш взгляд, можно озаглавить наш рассказ.
Пословицы:
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Там где дружат – живут, не тужат.
Жизнь дана на добрые дела.
С матерью жить - горя не знать.
О любви к маме говорят дела, а не слова.
Всякой матери своё дитя мило.
7. Характеристики героев. (работа в парах или группах) (Слайд 7)
- Ребята, у вас на партах лежат листочки со словами. Вам нужно выбрать и подчеркнуть только те слова, которые подойдут для характеристики наших героев.
- учащиеся 1 ряда из предложенных слов выбирают и подчёркивают только те слова, которые подойдут ко всем мамам (любящая, заботливая, хвастливая, скромная и др.)
- учащиеся 2 ряда из предложенных слов выбирают и подчёркивают только те слова, которые подойдут к 1 и 2 сыну (добрый, бессердечный, внимательный, заботливый, скромный, сильный, ловкий, любящий и т. д.)
- учащиеся 3 ряда из предложенных слов выбирают и подчёркивают только те слова, которые подойдут для 3 сына (талантливый, любимый, внимательный, заботливый, скромный, сильный, ловкий, любящий и др.)
- Зачитайте пожалуйста свои слова. - Проверяем (зачитывают по рядам, остальные дополняют)
- Ребята, каждый человек в своей жизни бывает в любой роли: сына, дочери, внука, внучки. Пообещаем стараться быть настоящими сыновьями и дочерьми. Любить своих маму папу и помогать им.
8. - У вас на столах есть сердечки, (Слайд 8) возьмите каждый сердечко и напишите самые красивые слова своей маме. А придя домой, подарите эти сердечки своим мамам.
- Давайте проверим. Какие красивые слова вы написали? (зачитывают свои слова)
9. Итог урока :
- Ребята, какую мы ставили учебную задачу на уроке? Удалось ее решить? Где будете применять знания?
– Что вы должны делать, чтобы ваши родители гордились вами? (учиться, помогать, не подводить).
- Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?
8. - А сейчас, я хотела бы обратиться ко всем вам, детям, словами известного поэта Расула Гамзатова, послушайте, о чём он вас просит. Внимательно выслушайте его слова, запомните и старайтесь выполнять их. (Видео)
9. Но, а сейчас, в канун праздника 8 марта я обращаюсь к мальчикам словами Яна Райбурга. Не забывайте и эти слова и почаще вспоминайте о них! (Видео ролик)
10. Рефлексия (Слайд 8)
- Мне бы хотелось узнать, как вы оцениваете свою работу на уроке по трем уровням.
- У вас на партах лежат три сердечка разного цвета. На доске для каждого ряда показано изображение сердца.
- Если сегодня на уроке вы были активны, давали правильные полные ответы, то клейте сердце красного цвета.
- Если были активны, но не всегда полно отвечали на вопросы, то клейте сердце желтого цвета, ну а если были не очень активны, клейте сердце зеленого цвета.
11. Отметки (Слайд 9)
12. Дом. задание - стр. 79 – 80, по ролям; пересказ особенно тем ребятам, которые учатся без троек
Пословицы:
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Там где дружат – живут, не тужат.
Жизнь дана на добрые дела.
С матерью жить - горя не знать.
О любви к маме говорят дела, а не слова.
Всякой матери своё дитя мило.
Характеристика – мамы
Добрая Заботливая Злая Обаятельная
Трудолюбивая Добродушная Болтливая Грубая
Работящая Скромная Хвастливая Терпеливая
Характеристика - мальчиков
Добрый Заботливый Бессердечный Неуважительный
Ленивый Непутёвый Трудолюбивый Добродушный
Ласковый Благородный Бездельник Ловкий
Работящий Скромный Хвастливый Самостоятельный