МААМ-картинки

Урок литературного чтения во второй классе «В. Осеева «Сыновья»

Елена Гумарова
Урок литературного чтения во второй классе «В. Осеева «Сыновья»

Урок литературного чтения во 2 классе по теме : В. Осеева «Сыновья»

Цель урока : создание условий для знакомства с произведением «Сыновья».

Задачи: - формировать умение анализировать художественное произведение, видеть позицию автора через образы и поступки героев и выражать свое отношение к происходящему;

- учить определять основную мысль произведения;

Публикация «Урок литературного чтения во второй классе „В, Осеева „Сыновья“» размещена в разделах

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях с мамой, желание всегда ей помогать;

Ход урока

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!

- Ребята, скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока? Каким вы хотите его видеть?

- Я постараюсь исполнить ваше желание, урок сегодняшний будет рабочим, полезным, познавательным. А вот тему урока чуть позже вы попробуйте сформулировать сами. Будьте внимательны.

- Ну, сначала речевая разминка

2. Речевая разминка.

- Для чего нужно читать скороговорки? (Чтобы хорошо и правильно читать, приготовим наш речевой аппарат)

3) Чтение скороговорки : (Слайд 2)

Кукушка кукушонку купила капюшон

Надел кукушонок капюшон

Как в капюшоне он смешон!

(хором медленно по рядам, быстрее, а затем весь класс).

4) Тренировка в постановке логического ударения. Ответы на вопросы, выделяя голосом слово-ответ.

Учитель: - Кто купил кукушонку капюшон? (зачитывают из скороговорки слова)

- Кому кукушка купила капюшон?

- Что кукушка купила кукушонку?

- Как выглядит кукушонок в капюшоне?

3. Определение темы урока. Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации. Цель: подвести учащихся к теме.

1) - О ком идёт речь в скороговорке? (О кукушке и кукушонке, то есть, о маме и сыне)

- Как мама относится к кукушонку? (заботливо)

2) - Ребята я для вас подготовила загадки. - Отгадаете их? (Слайд 3)

1. Она лучше всех на свете, без неё прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети и, конечно, у меня. (мама)

2. Маме на радость, папе в награду,

Он появился наследник – отрада.

Родной, несмышлёный пуговки – глазки,

Ему всё внимание, забота и ласки. (сын)

3. Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. (семья)

3) Беседа к подведению новой темы

- А что такое семья? (Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, истории и традиции.)

- Почему семья важна каждому человеку?

- Ребята, а чья из вас мама самая лучшая? Почему ваша мама самая лучшая?

- Что должны делать члены семьи, чтобы жизнь в каждой семье была комфортной, интересной и спокойной? (ответы детей)

4) - Кто догадался, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (о семье, о маме и сыновьях)

- дома вы должны были познакомиться с рассказом «Сыновья»

- Какие цели и задачи мы себе поставим на урок? (ответы детей)

(Познакомиться с текстом произведения, понять о ком, о чём оно и выяснить, что хотела донести автор до вас этим произведением)

- А я хотела бы поближе познакомиться с текстом произведения и дать верную оценку поступкам героев произведения. Вы поддерживаете меня в этом?

- Сегодня на уроке вы будете исследователями рассказа «Сыновья»

- Ребята, скажите, а кто написал этот рассказ? – В. Осеева (Слайд 4)

- Дома, во время чтения текста, вам встретились какие-нибудь незнакомые слова? Может быть, вам было что – то непонятно? Или вы не знаете значение некоторых слов?

- Тогда, я хотела бы узнать, как вы понимаете такие выражения: Словарная работа (Слайд 5)

- Ловок да силен, никто с ним не сладит (никто не может его победить); поёт, как соловей (звонко, красиво).

4. Чтение текста уч-ся

- Давайте тогда познакомим наших гостей с текстом и поработаем над его содержанием. Откройте учебники на стр. 79 (дети читают по очереди)

5. Беседа по вопросам

- Заинтересовал ли вас этот рассказ?

- Давайте порассуждаем, а кто герои этого рассказа? (Старичок, 3 женщины-матери, мальчики-«сыновья»)

- Сколько было мальчиков? (3)

- А сколько было сыновей? (1)

- Почему старичок увидел одного сына? (Потому что, настоящим, заботливым сыном можно назвать только третьего мальчика)

- Один мальчик сын, а другие ещё не стали сыновьями. Один показывает акробатические трюки, другой поёт, да всё это хорошо, если они где-то выступают, поют, но не в данной ситуации.

-Как вёл себя первый мальчик? Видим ли мы заботу о маме первого сына? (ответы уч-ся)

- Что первая мама говорила о своём сыне? Найдите и прочитайте в тексте

-Что делал второй мальчик? Заботится ли о маме второй сын? (ответы уч-ся)

- Что говорила о своём сыне вторая мама? Найдите и прочитайте в тексте

-Как поступил третий мальчик? О чём говорит поступок третьего сына? (ответы уч-ся)

- Что она говорила о своём сыне? Найдите и прочитайте в тексте

- Легко ли было нести вёдра с водой? По каким словам догадались? Зачитайте их

- Заметили это сыновья? Как они себя вели?

- Просили их мамы о помощи?

- Нужно ли помогать только по просьбе?

- Какими качествами нужно обладать, чтобы догадаться, что кто-то нуждается в твоей помощи? - (внимательность, понимание, чуткость)

- Почему мамы хвалили своих сыновей?

- У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь. И сколько бы ни было вам лет, мамы всегда вас любят, волнуются, переживают за вас. И вы тоже не должны огорчать своих мам, должны во всем помогать им, заботиться о родителях. Ведь быть хорошим сыном или дочерью – это значит, помогать родителям во всём, делить с ними заботы.)

- А о ком думали 2 первых мальчика?

- Может быть, 3-й мальчик тоже умеет петь, или даже играть на скрипке. Правда?

- Но он просто не показывает это всем. А что он очень сильный – это уже точно, вон какие тяжелые ведра несет и даже не согнулся. Он не только мамин помощник, он вообще очень добрый.

- А что вы ещё можете о нём сказать?

- Да, он скромный, так же как его мама!

- Посмотрите на иллюстрацию. Какому эпизоду рассказа она относится? Найдите и прочитайте тот отрывок из текста, который относиться к рисунку в тексте.

- Чему учит наше произведение? - О чём заставил задуматься наш рассказ?

- Какое правило из этого рассказа нам надо взять?

-Чем вы можете помогать маме?

Физминутка.

Мамам дружно помогаем:

Сами в тазике стираем.

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки. (Наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание.)

Через двор растянем ловко

Для одежды три верёвки. (Потягивания — руки в стороны.)

Светит солнышко-ромашка,

Скоро высохнут рубашки. (Потягивания — руки вверх.)

6. - Что такое пословица? Чему она учит? (Произведение фольклора, которое имеет поучительный смысл. Пословица учит, осуждает, одобряет, наставляет)

- Прочитайте пословицу в учебнике на стр. 81. Подходит ли она к нашему рассказу и почему?

7. Работа в парах (Слайд 6)

- Ребята, а давайте попробуем поработать в парах, чтобы ответить на этот вопрос: Какая из предложенных пословиц подойдёт для названия нашего рассказа. Вы внимательно прочитайте все эти пословицы, посовещайтесь и скажите, какой пословицей, на ваш взгляд, можно озаглавить наш рассказ.

Пословицы:

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Там где дружат – живут, не тужат.

Жизнь дана на добрые дела.

С матерью жить - горя не знать.

О любви к маме говорят дела, а не слова.

Всякой матери своё дитя мило.

7. Характеристики героев. (работа в парах или группах) (Слайд 7)

- Ребята, у вас на партах лежат листочки со словами. Вам нужно выбрать и подчеркнуть только те слова, которые подойдут для характеристики наших героев.

- учащиеся 1 ряда из предложенных слов выбирают и подчёркивают только те слова, которые подойдут ко всем мамам (любящая, заботливая, хвастливая, скромная и др.)

- учащиеся 2 ряда из предложенных слов выбирают и подчёркивают только те слова, которые подойдут к 1 и 2 сыну (добрый, бессердечный, внимательный, заботливый, скромный, сильный, ловкий, любящий и т. д.)

- учащиеся 3 ряда из предложенных слов выбирают и подчёркивают только те слова, которые подойдут для 3 сына (талантливый, любимый, внимательный, заботливый, скромный, сильный, ловкий, любящий и др.)

- Зачитайте пожалуйста свои слова. - Проверяем (зачитывают по рядам, остальные дополняют)

- Ребята, каждый человек в своей жизни бывает в любой роли: сына, дочери, внука, внучки. Пообещаем стараться быть настоящими сыновьями и дочерьми. Любить своих маму папу и помогать им.

8. - У вас на столах есть сердечки, (Слайд 8) возьмите каждый сердечко и напишите самые красивые слова своей маме. А придя домой, подарите эти сердечки своим мамам.

- Давайте проверим. Какие красивые слова вы написали? (зачитывают свои слова)

9. Итог урока :

- Ребята, какую мы ставили учебную задачу на уроке? Удалось ее решить? Где будете применять знания?

– Что вы должны делать, чтобы ваши родители гордились вами? (учиться, помогать, не подводить).

- Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

8. - А сейчас, я хотела бы обратиться ко всем вам, детям, словами известного поэта Расула Гамзатова, послушайте, о чём он вас просит. Внимательно выслушайте его слова, запомните и старайтесь выполнять их. (Видео)

9. Но, а сейчас, в канун праздника 8 марта я обращаюсь к мальчикам словами Яна Райбурга. Не забывайте и эти слова и почаще вспоминайте о них! (Видео ролик)

10. Рефлексия (Слайд 8)

- Мне бы хотелось узнать, как вы оцениваете свою работу на уроке по трем уровням.

- У вас на партах лежат три сердечка разного цвета. На доске для каждого ряда показано изображение сердца.

- Если сегодня на уроке вы были активны, давали правильные полные ответы, то клейте сердце красного цвета.

- Если были активны, но не всегда полно отвечали на вопросы, то клейте сердце желтого цвета, ну а если были не очень активны, клейте сердце зеленого цвета.

11. Отметки (Слайд 9)

12. Дом. задание - стр. 79 – 80, по ролям; пересказ особенно тем ребятам, которые учатся без троек

Пословицы:

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Там где дружат – живут, не тужат.

Жизнь дана на добрые дела.

С матерью жить - горя не знать.

О любви к маме говорят дела, а не слова.

Всякой матери своё дитя мило.

Характеристика – мамы

Добрая Заботливая Злая Обаятельная

Трудолюбивая Добродушная Болтливая Грубая

Работящая Скромная Хвастливая Терпеливая

Характеристика - мальчиков

Добрый Заботливый Бессердечный Неуважительный

Ленивый Непутёвый Трудолюбивый Добродушный

Ласковый Благородный Бездельник Ловкий

Работящий Скромный Хвастливый Самостоятельный

Прикреплённые файлы:

v-oseva-synovja_8pom7.ppt | 4363,5 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие навыков осознанного чтения глухими детьми в классе ЗПР на начальном этапе обучения Произошедшие за последние годы изменения в отечественной системе специального образования, связанные с ее модернизацией, привели к расширению.

Урок чтения в 3 классе по произведению К. Д. Ушинского «Наше Отечество» УРОК ЧТЕНИЯ “ НАШЕ ОТЕЧЕСТВО ” Цель: развитие техники чтения, выразительности, осмысленного прочтения текста. Задачи: 1. Развивать чтение,.

Урок чтения в подготовительной группе Путешествие по сказкам!Задачи образовательные Учить детей понимать красоту и силу русского языка Закреплять знания о сказках и о сказочных.

Урок литературного чтения в 4 классе. Е. Чарушин «Кабан» Тема урока: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Предметные: познакомить с творчеством Е. И. Чарушина. Уметь пересказывать текст от своего лица.

Урок литературного чтения на тему «В. В. Набоков «Первая любовь» Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Владимир Владимирович Набоков. «Первая любовь» Цели: Познакомить обучающихся с творчеством.

Урок математики во 2 классе, по теме «Переместительное свойство сложения» Урок по математике во 2 классе. Тип урока: обобщающий урок. Тема урока: переместительное свойство сложения. Цель урока: закрепить знания.

Урок ОБЖ в 7 классе «Лесные и торфяные пожары» Филиал МОУ СОШ № 2 Крюковская ООШ Урок ОБЖ в 7 классе «Лесные и торфяные пожары». Учитель: И. Д. Закотнова. Тема: «Лесные и торфяные.

Урок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в написании большой буквы в именах людей» Фамилия: Голубцова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ ЕСШ №9 г. Елизова Камчатского края Урок русского языка во 2 классе.

Урок в 1 классе «Ты и вещи» Тема: «Ты и вещи». Цели урока: уточнить и обогатить представления первоклассников о различных профессиях и предметах используемых в разных.

Урок чтения в первом классе «Звук и буква З» Урок чтения в 1 классе. Тема. Звук и буква «З». Слоги и слова с ней. Тип урока. Изучение нового материала. Задачи Образовательные: • познакомить.

Автор публикации:
Урок литературного чтения во второй классе «В. Осеева «Сыновья»
Опубликовано: 18 августа 2016 в 18:53
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД