Лучший педагог года

Урок математики в 1 классе. Изучение геометрических фигур «Шар, куб, параллелепипед»

Фризен Светлана Васильевна
Урок математики в 1 классе. Изучение геометрических фигур «Шар, куб, параллелепипед»

Конспект занятия по математике

Тема занятия:

«Геометрические фигуры :

шар, куб, параллелепипед».

Программное содержание: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.

Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Публикация «Урок математики в 1 классе, Изучение геометрических фигур „Шар, куб, параллелепипед“» размещена в разделах

Оборудование: Карточки с цифрами 1-10, модели объемных фигур (куб, шар, параллелепипед, числовой отрезок, плоские фигуры.

Раздаточный материал : рабочая тетрадь Л. Г. Петерсон «Раз ступенька» линейка, карточки с цифрами от 1-10, модели объемных и плоских фигур, числовые отрезки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Цель: Знакомство детей с термином «объемные геометрические фигуры».

Задачи:

- Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, пирамиды и использовать их названия в речи.

- Развивать память и внимание.

- Воспитывать желание помогать друг другу.

- Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбку. А теперь подарите свою улыбку мне. Отлично! Сейчас у нас начнется занятие – математика.

Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Мотивационная технология.

Ребята, чтобы узнать, тему нашего занятия, мы немного поиграем. Кто хочет поиграть?

«Разминка»

Игра: «Вопрос – ответ». Вопросы:

- порядковый счёт до 10;

- обратный счёт от 10;

- счёт через 1 до 10;

- счёт от 4 до 9, от 7 до 2, от 9 до 3;

- назовите соседей чисел 5, 3, 6, 8;

- назовите предыдущее число чисел 8, 2, 6;

- назовите последующее число чисел 3, 5, 7.

«Графическая».

Здесь мы с вами выполним математический диктант.

От точки вправо 2 клеточки, Вверх 1 клеточка, Вправо 1 клеточка, Вверх 1 клеточка, Вправо 1 клеточка, Вниз 4 клеточки, Вправо 3 клеточки, Вверх 1 клеточка, Вправо 1 клеточка, Вниз 5 клеточек, Влево 2 клеточки, Вверх 1 клеточка, Влево 2 клеточки, Вниз 1 клеточка, Влево 2 клеточки, Вверх 4 клеточки, Влево 2 клеточки, Вверх 2 клеточки.

- Что у нас с вами получилось? (Собака).

- Ребята, отгадайте загадки и разложите отгадки на листе бумаги:

(Дети садятся за столы и располагают ответы, на загадки располагая их на листке в заданном воспитателем порядке).

1.

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины. (Квадрат).

Воспитатель: - Положите квадрат посередине листа.

2.

Нет углов у меня

И похож на блюдо я. (Круг).

Воспитатель: - Положите круг в правый верхний угол.

3.

Четыре угла и четыре стороны,

Мои стороны разной длины:

Две длинные, и две короткие. (Прямоугольник).

Воспитатель: - Положите прямоугольник в левый нижний угол.

.Игра «Узнай меня»

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

Нет углов у меня,

А похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня (круг)

Воспитатель: Молодцы, все фигуры назвали правильно. Давайте еще раз перечислим, с какими геометрическими фигурами мы будем работать (отвечают несколько детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что геометрические фигуры можно нарисовать, начертить в тетради, вырезать из цветной бумаги. А еще их можно выложить из счетных палочек. И не одну, а сразу несколько. Давайте попробуем.

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.

- отсчитайте четыре палочки и сделайте квадрат.

- отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат

- какая фигура у вас получилась? (прямоугольник)

- сколько четырехугольников получилось? (три)

- а сколько многоугольников получилось? (три)

- назовите их (два квадрата и один многоугольник)

- отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат.

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

Составить 3 равных квадрата из 10 палочек

- сколько палочек вы отсчитали?

- какие фигуры у вас получились?

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Коммуникативная технология.

Игра «Волшебный мешочек» (дети стоят полукругом).

Предлагаю детям на ощупь определить форму предмета в мешочке и назвать ее (в мешочке предметы формы шара, куба, пирамиды, круга, квадрата, треугольника). Показываю детям фигуры, форму, которых они определяли на ощупь. Дети называют их.

- Возьмите квадрат и куб.

- Что это? (фигуры)

- Что в них общего?

- Рассмотрим плоские фигуры на доске (квадрат, круг, прямоугольник)

Все фигуры, о которых мы сегодня вспомнили, называются ПЛОСКИМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.

Рассказать детям, что плоские фигуры можно расположить на плоскости., а объемные - нет, объемные фигуры располагаются в пространстве

А есть ещё ОБЪЁМНЫЕ ФИГУРЫ. Они называются ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ТЕЛАМИ. А объемные - нет, объемные фигуры располагаются в пространстве.

• Сегодня мы познакомимся с некоторыми геометрическими телами.

Он и мячик, и клубок,

И Луна, и колобок.

(Шар).

Задачи: Учить детей практически выделять модели шара из других предметов. Формировать сенсорно - перцептивную способность — узнавать форму зрительно, на ощупь. Учить совершать игровые действия с шаром. Раздаточный:

Пластилин, лист бумаги и карандаш. Такие колобки, сейчас называют шары (шарики). Интересно, а могут они катиться так же, как колобок из сказки или нет? (Дети показывают).

- Скажите, а как вы думаете, почему ваш шар может катиться (потому что круглый). Правильно, а у него есть углы, как у куба? Ему что-нибудь мешает катиться или нет? Значит, шар не имеет чего? Как вы думаете какой он?

- Чем ваши шары отличаются друг от друга? (Маленькие и большие.) Молодцы, правильно ответили.

- Посмотрите на шар сверху и скажите. Как вы думаете, на какую геометрическую фигуру он похож? (круг).

- У вас на подносах разные геометрические фигуры, посмотрите. Найдите ту фигуру и покажите, на какую геометрическую фигуру похож шар.

Дети подходят к другому столу, на котором лежат мяч, яблоко, апельсин,, книга, стакан, кубик, коробка из-под конфет. Воспитатель предлагает найти предметы шарообразной формы и показать их.

- Сколько мячей? (Один.)

- Сколько фруктов? (Два.)

- Какие еще предметы окружающей обстановки имеют форму шара?

Дидактическое упражнение «Возьми шар — кати шар»

Педагог достает из коробки шар и произносит: «Вот шар. Это шар». «Вот какой шар. Шар круглый». Педагог кладет шар на стол, легонько подталкивает и ловит его другой рукой: «Покатился. Шар катится. Вот как катится». «Шар катится»; «Все шары катятся»

Игра «Чудесный мешочек»

Педагог предлагает достать из мешочка только шары и назвать их.

Шесть квадратов подружились

И в него навек сложились.

(Куб)2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Коммуникативная технология.

Игра «Волшебный мешочек» (дети стоят полукругом).

Предлагаю детям на ощупь определить форму предмета в мешочке и назвать ее (в мешочке предметы формы шара, куба, круга, квадрата). Показываю детям фигуры, форму, которых они определяли на ощупь. Дети называют их.

- Возьмите квадрат и куб.

- Что это? (фигуры)

- Что в них общего?

Задачи: Учить детей практически выделять модели куба из других предметов. Продолжать учить обследовать объект осязательно-двигательным способом. Учить распознавать куб среди других объектов, совершать игровые действия.

Оборудование: Кубы одинакового цвета и размера по количеству детей.

1. Сюрпризный момент

Педагог достает мешочек, потряхивает им. Затем вместе с детьми смотрит, что в мешочке.

2. Дидактическое упражнение «Найди кубик»

Педагог достает из мешочка кубик, показывает его детям: «Это кубик», кладет на поднос. Затем предлагает: «Найдите такой же кубик». «Это кубики».

3. Дидактическое упражнение «Не катится»

Педагог берет в руки кубик и предлагает детям покатить его по столу. Все убеждаются, что предмет не катится. Взрослый показывает детям, как можно обследовать кубик руками.

Вместе с детьми убеждается, что у кубика есть уголки. Каждый ребенок по просьбе надавливает пальцами на уголки своего кубика.

4. Дидактическая игра «Вот какая башня!»

Педагог предлагает поиграть: «Кубики можно ставить один на другой. Кубик на кубик». Дети вместе совзрослым ставят кубик на кубик. «Получилась башня. Вот какая башня!»

5. Игра «Волшебный мешочек»

Каждый малыш на ощупь среди других предметов находит кубик, достает его, называет.

Вот кирпич, учебник новый,

Пастила, журналов тюк.

Назови их форму словом

Из четырнадцати букв (Параллелепипед)

Задачи: Учить детей практически выделять модели параллелепипеда из других предметов. Продолжать учить обследовать объект осязательно-двигательным способом. Учить распознавать параллелепипед среди других, совершать игровые действия.

Педагог знакомит детей с объёмными геометрическими фигурами. Вызывает детей подойти потрогать фигуры.

• Что это?

• Как называется?

• Что с ним можно делать? (Катать, строить)

• Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дидактическая задача — выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать.

3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы)

Проблемно – поисковая технология.

Как вы думаете, они одинаковые?

4.«Открытие» нового знания (способа действия)

Чем отличаются друг от друга?

Исследовательская деятельность.

Для того, чтобы узнать одинаковые ли эти фигуры, расположите эти фигуры на листе бумаги. Посмотрите внимательно и скажите, целиком ли фигуры уместились на плоскости листа?

Противоречие.

( Если все дети отвечают:«Нет»).

- Что интересного вы заметили?

(квадрат полностью поместился на листе, а куб – нет).

- Какой возникает вопрос?

(почему куб не поместился на бумаге).

Столкновение мнений.

- Все согласны? ( Одни дети говорят:«Да», другие – «Нет»).

- Сколько мнений в группе? (2).

- Какой вопрос возникает? (кто прав)

- Давайте разберемся.

Квадрат лежит на плоскости листа, а теперь обведите его карандашом. Какой след остался – квадрат, а теперь обведите куб и посмотрите, какой остался след? – тоже квадрат.

- Полностью ли куб лежит на плоскости листа? (нет).

- Да, на бумаге лежит только одна грань, а остальные расположены выше листа бумаги. Поэтому квадрат – это плоскостная фигура, а куб – объемная фигура.

Также сравнить круг и шар, прямоугольник и параллелепипед.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений

Игровая технология.

Игра «Найди и расскажи» (пройтись по группе и найти нужные предметы).

Дети находят в окружающей обстановке предметы формы шара, куба и параллелепипеда.

Назовите предметы, имеющие форму куба.

Назовите предметы, имеющие форму шара.

Назовите предметы, имеющие формупараллепипеда.

Я буду называть предмет, а вы указываете его форму:

• мяч (шар);

• коробка (параллелепипед);

• книга (параллелепипед);

• Поменяемся ролями. Я называю форму, а вы предмет, который имеет эту форму:

• шар (апельсин, яблоко);

параллелепипед (пенал, аквариум).

• Мы с вами сопоставляли предметы и их форму, а теперь попробуем сравнить предметы различной формы. Возьмите в руки куб и параллелепипед. Опишите, что общего у данных фигур (У них все части плоские, не искривленные.)

• А чем они отличаются? (У куба все части одинаковые, а у параллелепипеда они отличаются.)

Учитель показывает объемные фигуры.

• Посмотрите на фигуры правой группы. Чем круг отличается от остальных фигур? (Нет углов, плавные края.)

• А чем квадрат отличается от прямоугольника? (Прямоугольник удлиненный, а у квадрата стороны одинаковые.)

• Как одним словом назвать предметы левой и правой группы? (Фигуры.)

- Сейчас мы приступим к заданию № 1 на странице 54 (Рассмотрим объемные фигуры и соединим объемные фигуры с предметами) - Рассмотрим плоские фигуры на доске (квадрат, круг, прямоугольник) чем отличаются от объемных?

-Закрепление моделей объемных фигур.

-Ребята, кто любит фотографироваться? Вот в задании №2 на стр., 54, фигуры куб, шар и параллелепипед решили сфотографироваться, давайте разберемся?

-Физкультминутка «Зарядка»

Закрепление счетных умений в пределах 10.

- Буратино любит решать задачки. Давайте решим одну из них. У Буратино 7 яблок пришла Мальвина и принесла еще 3 яблока. Сколько у них стало яблок?

6. Осмысление

(итог, рефлексия)Рефлексивная технология.

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня поработали!

Ребята, какое понятие мы сегодня с вами закрепили? Что нового узнали?Понравилось ли занятие?

- Ну и пришло время прощаться.

Прикреплённые файлы:

shar-kub_e077h.pptx | 3325,34 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП «Закрепление понятий «шар» и «куб» во второй младшей группе Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП «Закрепление понятий «шар» и «куб» во второй младшей группе Наталья Григорьева.

Конспект занятия по ФЭМП «Шар и куб» во второй младшей группе Конспект занятия по ФЭМП «Шар и куб» во второй младшей группе. Задачи: образовательные: формировать навыки: - отличать кубики и шарики.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счет до «3» и изучение геометрических фигур» Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений,.

Урок математики во 2 классе для детей, обучающихся по Аооп уо (интеллектуальными нарушениями) Урок математики (2 класс) для детей, обучающихся по АООП У/О (интеллектуальными нарушениями) Учитель: Шеховцова Н. Г. 2 класс Учебник:.

Урок математики в 3 классе «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз» Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» Урок математики в 3-м классе Тема «Решение задач на уменьшение.

Урок математики во 2 классе по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова «Закрепление вычислительных навыков в концентре «Тысяча» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2 им. А. С. Пушкина» Конспект урока математики во 2 "б" классе.

Урок математики «Решение примеров и задач в пределах 9» в 1 классе для детей с легкой умственной отсталостьюУрок математики «Решение примеров и задач в пределах 9» в 1 классе для детей с легкой умственной отсталостью Тема: Решение примеров и задач в пределах 9. Тип урока: Урок-сказка «Теремок» Цель: Обобщение и систематизирование знаний учащихся при решении.

Урок математики в 1 классе «Сложение и вычитание 1–20. Закрепление» Урок математики в 1-м классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление" Формирование УУД ПознавательныеУУД: • общеучебные:.

Урок математики в 1 классе «Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление» Формирование УУД ПознавательныеУУД: • общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;.

Урок математики в 4 классе. Итоговая тематическая проектная задача «Я — экономист» Урок математики. 4 классИтоговая тематическая проектная задача «Я – экономист»Раздел: «Нумерация многозначных чисел» Тема: «Нумерация многозначных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок математики в 1 классе. Изучение геометрических фигур «Шар, куб, параллелепипед»
Опубликовано: 9 октября 2018 в 14:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД