МААМ-картинки

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе программа «Школа России»

Елена Прокопенко
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе программа «Школа России»

Урок обучения грамоте (чтение и письмо)

Темы уроков : Строчная и заглавная буквы Л, л. Письмо соединений, слогов, слов и предложений. (с. 23-24)

Согласные звуки [л], [ л ‘], буквы Л, л. К. И. Чуковский «Сказки». (с. 58-61)

Тип урока : комбинированный урок открытия нового знания

Публикация «Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе программа „Школа России“» размещена в разделах

Предметные результаты: учащийся познакомится со звуками [л] и [л,] и отражением их на письме с помощью буквы л, с позиционным чтением слогов, местом буквы л на «ленте букв»; научится характеризовать звуки [л], [л,] по данной в учебнике схеме, находить эти звуки в слого-звуковых схемах, читать слоги с буквой л и буквами, обозначающими гласные звуки, а также слова со знакомыми буквами, а также слова со знакомыми буквами, писать строчную л и заглавную Л по образцу в прописях, писать слоги и слова со знакомыми буквами; совершенствует устную речь в ходе дискуссии по теме урока, подбора слов и пересказа сказки.

Метапредметные результаты: учащийся работает с учебной задачей урока по ранее разработанной схеме, продолжает освоение базовых предметных понятий о согласных звуках; осваивает логические УУД анализа, подведения под понятие при объяснении позиционного чтения слогов; работает со знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, «лентой букв»); продолжает осваивать регулятивные УУД планирования и коррекции по составлении рассказов, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: овладевают правилами поведения в гостях, речевым этикетом: приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой.

Оборудование: аудиоаппаратура, компьютер, мультимедийный проектор с экраном, DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке».

Ход урока

I.Оргмомент.

1. Прозвенел для нас звонок

Начинается урок

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

-Поприветствуем друг друга кивком головы, поприветствуем наших гостей. Сегодня 16 октября, вторник, урок обучения грамоте. Проверьте готовность к уроку, у вас на столах должны лежать: Азбука, пропись, пенал, карандаши. Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.

2. Установка на урок :

-Ребята, сегодня урок обучение грамоты у нас не совсем обычный. Мы с вами отправляемся в путешествие по осеннему лесу. Путешественники — это очень наблюдательные люди, они собирают всё самое необычное и интересное. Вот и мы с вами будем собирать сегодня осенние листочки, а все наши находки складывать вот в такую корзинку «Знаний». Итак, собираемся в путь. Начнё м с установки:

Я умею думать,

Я умею слушать,

Я умею рассуждать,

Всё, что нужно для учёбы,

Всё я буду выполнять.

-Молодцы. Посмотрите вокруг, кто видит первый листочек. А вот и первая находка, листочек с заданием. Что изображено? (Рот) Что же нужно сделать? (Речевую разминку)

На -но –ну -ни – руки в воду окуни.

Ти – ты – ту – та - вот лисица у куста.

Си – сы – су – са – на носу сидит оса.

II Основная часть

-Итак, мы подготовили речевой аппарат к работе. Теперь можно отправляться дальше путь. Закройте глаза, представьте, что мы подходим к лесу. Куда ни глянешь, кругом деревья. Деревья стоят то красные, то жёлтые. Лес, точно терем расписной лиловый, золотой багряный. Вдруг подул небольшой ветер, он сдувает с деревьев последние листочки, откройте глаза, посмотрите на доску, вот и у нас ветер стёр части букв, помогите починить буквы. (Н, С, Т, К)

- Ребята, сегодня мы будем оценивать работу с помощью листочков. У вас на партах лежат листочки, если вы согласны с ответом поднимайте зелёный листик, а если не согласны красный.

-Кто сможет починить первую букву, выходите к доске.

-Покажите согласны вы или нет. Вспомним стишок про букву Н.

На букве н я как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

- Вызывай следующего к доске.

-Какая буква получилась? Буква С.

Полумесяц в небе тёмном,

Буквой С повис над домом.

-Вызывай следующего к доске. какая получилась буква. Буква Т.

Молоток стучит «тук-тук»,

Букве Т я старый друг.

-Кого вызовем к доске. Какая буква получилась? Буква К.

Сигнальщик держит два флажка,

С флажками он как буква К.

-Теперь, когда все буквы у нас починились, хотелось бы, чтобы кто-то прочитал все эти буквы, назвал их имена громко и чётко.

-Ребята, проверяйте выполнение задания.

-Сколько работ могут выполнять эти буквы? (Две, обозначают твёрдые и мягкие звуки)

-Кто согласен, покажите своё отношение?

-Молодцы. Справились с заданием, собираем этот листочек в корзинку. Двигаемся дальше.

-Кто нашёл третий листочек? У нас новая находка.

Целеполагание.

-Следующий листочек. (Учебник Азбуки)

-Ребята, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? Откройте Азбуку, определите страницы урока, и скажите, какая будет тема нашего урока?

-Какие задачи поставим на урок? (Узнать, как называется новая буква, какие звуки она обозначает, гласные или согласные, научиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой, узнать место в ленте букв)

-На какую букву похожа наша новая буква Л? (А)

-Изобразите букву Л с помощью пальчиков.

- Встаньте, изобразите букву Л в паре.

-А кто знает, как она называется?

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

-Найдите букву в алфавите на доске. Почему их две?

-Когда нам нужна заглавная буква? А строчная?

Чтение:

Звуко -буквенный анализ слов: руль, стул.

-Посмотрите в Азбуку, на предметную картинку под буквой «эль» и схему.

- Соотнесите слово и схему? (стул)

-Сколько слогов в слове стул? (1)

-Где место нашему новому звуку в схеме? Выделите звук?

- Произнесите звук.

- Он согласный или гласный? (Звук согласный, так как при произношении встречают во рту преграду, не поётся.)

- Твёрдый или мягкий? (твёрдый)

- Глухой или звонкий? (Дети кладут руку на горло и определяют, «включился» ли моторчик.)

- Дрожит ли ваше горлышко или нет? (Да).

- Значит звук [л] звонкий или глухой? (звук [л] – звонкий).

- Давайте произнесем этот звук. (Л)

- Воздух задерживается – звук согласный, он не поется встречает преграду зубы, губы и язык, но он произносится голосом значит он звонкий.

-Соотнесите картинку и схему следующего слова. Сколько слогов?

-Сколько слогов в слове руль? (1)

-Где место нашему новому звуку в схеме? Выделите звук?

- Произнесите звук.

- Он согласный или гласный? (Звук согласный, так как при произношении встречают во рту преграду, не поётся.)

- Твёрдый или мягкий? (мягкий) Почему? (Губки растягиваются в улыбку)

- Глухой или звонкий? (дети кладут руку на горло и определяют, «включился» ли моторчик).

- Дрожит ли ваше горлышко или нет? (Да).

- Значит звук [л,] звонкий или глухой? (звук [л,] – звонкий).

Делают вывод:

- Звуки [л] и [л. ] – согласные, звонкие, одни из самых звонких.

- Ребята, вы – молодцы, отлично справились с заданием, и мы продолжаем путешествие. Где же спрятался следующий листик?

-А вот и новый листочек. (Карандаши и буква Л)

-Какую работу нужно выполнить? Кто догадался?

-Звуки [л], [л,] могут быть как твердыми, так и мягкими. Каким цветом закрашен твердый звук в схеме? А мягкий?

-Откройте Прописи на с. 23. Раскрасьте букву Л, половину зеленым, половину синим цветом.

- А теперь самое время немного отдохнуть и размяться.

Физминутка

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Закружились, полетели

И за парту тихо сели.

-Поищите глазками следующий листочек. Итак, вот он, что написано на листочке? (Сказка)

-Итак, послушайте, Сказка о том, как буква Л нашла себе новых друзей

Букве Л давно нравилась песенка буквы А — громкая, протяжная, плавная, но сама она петь не умела. Однажды буква А, напевая свою песенку, прогуливалась по лесу, встретилась с буквой Л и заметила, что она чем-то опечалена.

- Почему ты такая грустная? — спросила буква А.

- Я обозначаю звонкий согласный звук и совсем не умею петь. — ответила буква Л.

- Я могу спеть вместе с тобой. Вдруг и у тебя получится? Ты согласна? — предложила А.

- Конечно, я согласна! — воскликнула Л. Может быть, поэтому их и назвали «согласными»?

Первой встала буква Л, а буква А пристроилась справа от нее, и они запели:

- ЛА-А-А.

- Так звучит самая простая песенка без слов: ЛА-ЛА-ЛА.

- Тут присоединились буквы О, И, У, и Ы. А с нами с поешь?

-«Конечно спою!» -сказала буква Л.

- И запела ЛО-О-О, ЛИ-И-И, ЛУ-У-У, ЛЫ-Ы-Ы.

-Вот такая сказка.

-Где же следующий листик. Что на нём изображено? (Слоги и слова, предложения)

- Какое задание нужно выполнить? Давайте прочитаем слоги с буквой Л на экране

ЛА ЛО ЛИ ЛУ ЛЫ

-Назовите слог, в котором звук [л,] – мягкий. Докажите. Ли, потому что буква “и” указывает на мягкость впереди стоящего согласного звука.

-Прочитаем слоги справа

АЛ ОЛ ИЛ УЛ ЫЛ

-Чем отличаются слоги?

-Теперь, когда мы прочитали слоги с буквой л, нам не составит труда прочитать и слова с новой буквой и текст.

Чтение слов и предложений с. 59

Читающие дети готовят чтение текста, остальные читаем слова вместе.

-первый ряд – 1 столбик, второй ряд – 2 столбик, третий ряд – 3 столбик, 4 столбик – вместе.

-Объясните, когда употребляют в речи эти слова? Кукла, куклы, катала, катал, уснули, уснул.

Работа над текстом.

-Прочитаем первое предложение. Второе. Третье.

У Оли куклы.

Она катала кукол.

Куклы уснули.

-Сколько раз повторяется буква Л в предложениях. (6 раз)

-Озаглавьте текст.

- Проанализируем предложения. Что есть у Оли?

- Почему имя девочки написано с заглавной буквы?

- Что катала Оля?

- Что сделали куклы?

- Распространите предложение «Куклы уснули» до шести слов. В каждое новое предложение добавляйте по одному слову. (Куклы быстро уснули. Красивые куклы быстро уснули. Красивые куклы быстро уснули в коляске.)

Письмо

-Следующий листочек. (Пропись, ручка)

-Что будем делать?

-Какую страницу нужно открыть? Работа в Прописи (стр. 23).

-Какую работу нужно выполнить? Чему научиться? (Писать строчную букву л)

-Какие правила нужно вспомнить для письма? (правильно держать ручку, наклон тетради, правила письма: безотрывность, аккуратность, высота, наклон, расстояние)

-Из скольких элементов состоит буква л? Назовите первый, второй? (наклонная с закруглением внизу вправо, прямая наклонная с закруглением внизу вправо)

-Посмотрите написание буквы на доске. Ставлю точку выше нижней линейке рабочей строки, пишу закругление вправо, поднимаюсь до верхней линейки рабочей строки, пишу вниз наклонную прямую линию с закругление внизу вправо, касаясь нижней линейки рабочей строки.

- Посмотрим на экран, безотрывное письмо, пропишите в воздухе ручкой, носиком, ножкой.

-Обведите элементы буквы л, пропишите первую строку, вторую.

-Помните, что каков мастер, такова и работа. Оцените свою работу, нарисуйте шкалу.

-Какие трудности возникли при письме? Как можно исправить? Закройте прописи, уберите ручки.

-Найдите следующий листочек. (Портрет писателя)

-Где нам можно познакомиться с творчеством писателя?

-Откройте Азбуку на с. 58. Прочитайте фамилию писателя. Краткая биография писателя, видеоролик.

- Из какой сказки взят сюжет для иллюстрации? («Краденое солнце» К. И. Чуковского).

-Рассмотрите рисунок. В названии каких животных и предметов встречается буква л? (слон, слониха, ослик, луна, шляпа).

-Хорошо читающие дети читают вслух отрывок из сказки, кто не умеет читать находят изученную букву л в тексте и выделяют простым карандашом.

-Почему автор называет слониху щеголихой? (Щеголиха - Человек, любящий наряжаться)

-Что означает слово «кубарем»? (Кубарем - Стремительно вниз, в сочетании со словом. катиться, покатиться вниз и т. д. Скатиться кубарем с лестницы).

-Найдите и прочитайте слова буквой л.

- Молодцы. Посмотрите на выставку книг К. И. Чуковского, на перемене вы сможете взять и почитать эти книги.

III Заключительная часть

Итог урока. Рефлексия.

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Посмотрите в корзинку, сколько листочков нам удалось собрать.

-Что вам особенно запомнилось во время путешествия?

-Что понравилось?

-Какие трудности пришлось испытать?

-Кого бы вы похвалили за работу, кто много отвечал и помогал нам? Поаплодируйте этим ребятам.

-Какие задачи мы успели решить на уроке?

- Какие звуки мы изучили?

- Какая буква отражает эти звуки на письме?

- С произведениями какого автора познакомились?

-С какими новыми словами познакомились?

-А на полянке нас встречает дерево настроения. На нём пока нет ни одного листочка. Давайте поможем дереву распуститься. Если вам понравился урок, выберите зелёный листочек, а если вам было неинтересно, то красный листочек, выходите к доске и прикрепите его к дереву.

-Я вижу, что все листочки у нас яркие, значит вам урок понравился. Спасибо за сотрудничество, с вами очень интересно путешествовать, т. к. вы очень много знаете и умеете.

Публикации по теме:

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Изучаем букву Г, г» Конспект урока обучение грамоте (чтение) - 1 класс Учитель: Соболева Светлана Николаевна Тема урока Звуки [г], [г']. Буквы «Г, г» № п/п.

Конспект урока по музыке в 1 классе на тему «Баба-яга» по УМК «Школа России» КОНСПЕКТА УРОКА Тема: «Баба-яга». Класс: 1В УМК: «Школа России» Дата: 29.03.19 Цель: создание условий для ознакомления учащихся с отрицательными.

Конспект урока по окружающему миру «Откуда берутся снег и лёд?» в 1 классе по программе «Школа России»Конспект урока по окружающему миру «Откуда берутся снег и лёд?» в 1 классе по программе «Школа России» Конспект урока по окружающему миру «Откуда берутся снег и лёд?» 1 класс. Учитель начальных классов Акритова Ирина Алексеевна Творческое.

Конспект урока по русскому языку «Наречие» в 4 классе по УМК «Школа России» Тема: «Наречие». Цели: обобщение и систематизация знаний о наречии как части речи. Задачи: Образовательные: • научить находить наречие.

Конспект урока по русскому языку «Все падежи» в 3 классе УМК «Школа России» 1. Орг. момент. 2. Самоопределение к деятельности. Минутка чистописания на доске слоги де жи па Ребята, какое слово можно составить из записанных.

Конспект урока литературного чтения по УМК школа России в 3 классе на тему «Борис Степанович Житков «Про обезьянку» Проект учебного занятия Предмет: Литературное чтение Учитель: Маслова Алина Ринатовна Класс: 3 «Б» Продолжительность: 45 минут Тема урока:.

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Письмо буквы П» Тема: Письмо буквы ПЦель: 1. Формировать умение писать прописную П, каллиграфический навык. 2. Развивать орфографическую зоркость, внимание.

Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе «И. А. Бунин. Листопад» УМК Школа России Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий. Цель урока: освоение новых знаний и способов действий при изучении стихотворения.

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Звук [К]. Буква «К» МОУ ИРМО Мамоновская СОШ Урок обучения грамоте 1 класс «Звуки [к],[к,]. Буква Кк.» Тема урока: «Звуки.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Звуки [т] [т, ]. Буквы Т т» МОУ Сергиевская СОШ учитель начальных классов Хэкало Алла Викторовна Урок обучения грамоте в 1 классе Тема: звуки [т] [т,]. Буквы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе программа «Школа России»
Опубликовано: 29 сентября 2019 в 07:31
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД