Лучший педагог года

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Страницы истории 1920–1930-х годов»

Светлана Соболева
Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Страницы истории 1920–1930-х годов»

Тема: Страницы истории 1920-1930-х годов

Цель: сформировать представления о жизни страны в 1920-30-е гг.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром.

Публикация «Конспект урока окружающего мира в 4 классе „Страницы истории 1920–1930-х годов“» размещена в разделах

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, карта.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Индивидуальное задание на карточке

Карточка 1

Что вы знаете о последнем русском царе?

Карточка 2

Кто такие большевики?

Карточка 3

Какие события произошли в Петрограде в октябре 1917 г. ?

Карточка 4

Что такое гражданская война?

2. Блицопрос

• Последний русский царь. (Николай П.)

' Когда отмечалось 300 лет со дня избрания Романовых на царство? (В феврале 1913 г.)

• Как назывались группы единомышленников, которые выдвигали свои программы по преобразованию общества? (Партии.)

• Как называли себя сторонники В. И. Ленина? (Большевики.)

• К чему призывала партия большевиков? (К революции.)

• Когда началась Первая мировая война? (В 1914 г.)

• Когда к власти пришли большевики? (7ноября 1917г.)

• Кто участвовал в Гражданской войне? (Белые и красные.) ' Как называли сторонников большевиков? (Красные.)

3. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3, 5 на с. 46—47 рабочей тетради. Чьи рассказы понравились?

— Кто хочет зачитать свой рассказ вслух?

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Страницы истории 1920—1930-х годов».)

— Предположите, о чем пойдет речь на уроке. (Высказывания детей.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать, что происходило в этот период.)

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, по карте, выполнять задания в тетради, работать в группах, парах, высказывать свое мнение, аргументировать свой ответ и т. д.)

IV. Открытие нового знания

1. Рассказ учителя

В 1922 г. на карте появилось новое государство — Союз Советских Социалистических Республик. Государство существовало до 1991 г. С начала 20-х гг. и особенно после смерти В. И. Ленина в руководстве страны развернулась острая борьба за власть. Утвердились авторитарные методы руководства, использовавшиеся И. В. Сталиным. С середины 20-х гг. началось сворачивание новой экономической политики (НЭП, а затем - проведение форсированной индустриализации и насильственной коллективизации. Коммунистическая партия полностью подчинила государственные структуры. В стране была создана строго централизованная и милитаризованная общественная система, целью которой была быстрая модернизация страны и поддержка революционного дви-жения в других странах. Массовые репрессии, особенно после 1934 г., затронули все слои общества. К концу 30-х гг. в стране была создана развитая промышленность, ориентированная на нужды обороны. В конце 30-х гг. произошли резкие изменения во внешней политике страны (отказ от курса на коллективную безопасность).

2. Работа с учебником С. 136-137

— Прочитайте текст. Почему новую власть стали называть советской? (Основным звеном в управлении государством стали Советы.)

3. Работа с картой

(Ученики работают по карте в учебнике (задание на с. 137) и у доски.)

4. Рассказ учителя

— Что же происходило в Советском Союзе в 1930-е гг. ?

1926-1928 гг. историки считают начальным этапом индустриализации. За это время более чем вдвое увеличились капиталовложения в промышленность и техническое переоснащение фабрик и заводов. Постепенно разворачивалось и новое строительство. В 1929-1937 гг. создаются угольно-металлургическая база на востоке страны, нефтяная база в Башкирии, проводятся новые линии железных дорог. Стали возникать коллективные хозяйства (колхозы). В 1928 г. был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустройства», предоставляющий колхозам льготы при получении в пользование земли. Ограничивалась аренда земли зажиточными хозяевами — кулаками.

Начавшееся в феврале-марте 1930 г. массовое раскулачивание вызвало крестьянские выступления, в которых принимали участие более 700 тыс. человек. Начинаются отход крестьянских семей в город, массовый убой скота, восстания. После создания колхозов у крестьян стали отбирать весь хлеб и другие продукты. Разразился страшный голод, который унес жизни многих сельских жителей. Мужчины бросали свои разоренные хозяйства, забивали избы и отправлялись на Урал.

Перенося все невзгоды, выполняя непосильную работу, люди верили, что делают все во имя завтрашнего дня. Они верили в светлое будущее, и это придавало им сил.

5. Работа по учебнику С. 138-139

— Прочитайте текст учебника. Что нового узнали из текста? (Высказывания детей.)

V. Физкультминутка

VI. Включение нового знания в систему знаний

1. Работа в тетради

(Самостоятельное выполнение задания 1 на с. 48.)

— Работая в группах, выполните задание 2. (Коллективная проверка. За каждый правильный ответ —

1 балл.)

— Сколько баллов набрала ваша группа?

2. Викторина

1. Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 г.? (Большевики.)

2. Как их стали называть позднее? (Коммунисты.)

3. Почему новую власть назвали советской? (Советы были основным звеном в управлении государством.)

4. Когда появилось новое государство - СССР? (В 1922 г.)

5. Сколько республик входило в состав СССР? (15.)

6. Почему Москва стала столицей СССР? (В 1918г. из Петрограда туда переехало правительство.)

7. Какие изменения произошли в государстве? (В стране больше не было царя, помещиков и фабрикантов. Началась борьба с неграмотностью.)

8. Что напоминал СССР в 1930-е гг.? (Огромную стройку.)

9. Что было построено в то время? (Новые города, заводы, электростанции, московское метро.)

10. Какие изменения произошли в деревне? (Крестьяне получили землю и объединились в колхозы.)

11. Легкой ли была жизнь в то время? (И в городе, и в деревне люди бедствовали. Жизнь была очень тяжелой.)

3. Работа с CD (Просмотр презентации.)

VII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока? Достигли поставленной цели?

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

VIII. Рефлексия

Дополните предложение: «Теперь я знаю, что.»

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 136—139 учебника.

2. Выполнить задание 3 на с. 49 рабочей тетради.

Публикации по теме:

Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Как животные воспринимают мир» Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс Тема: «Как животные воспринимают мир» Составила: Забоева Ирина Геннадьевна.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Зона арктических пустынь» Тема: Зона арктических пустынь Цели: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; учить находить и показывать ее на карте полушарий; ознакомить.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Наши ближайшие соседи» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 02. 04. 2014 г. Класс: 3в Тема. Наши.

Конспект урока истории в 10 классе по теме «Царствование Павла I» Конспект урока в 10 классе. Тема: «Царствование Павла I» Тип урока : получение новых знаний Цели: пробуждение интереса к историческому деятелю.

План-конспект урока окружающего мира «Откуда приходит в наш дом вода и куда она уходит?» Цель урока: формировать представления о том, как в наш дом приходит вода и куда она уходит. Задачи: - с помощью опытов показать процесс.

Технологическая карта открытого интегрированного урока окружающего мира и английского языка во 2 классе Интегрированный урок окружающего мира и английского языка, проведенного в 2 «Ж» классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф. Виноградовой,.

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое деньги?» в 3 классе Технологическая карта урока окружающего мира Предмет Окружающий мир Класс 3 класс Программа Школа России Ресурсы 1. Учебник «Мир вокруг.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Как путешествует письмо?» Урок по окружающему миру 1 класс учитель Елисеева С. А. Тема: «Как путешествует письмо?» Цели деятельности учителя образовательные:.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Моря, озера и реки России» Урок окружающего мира 4 класс УМК «Школа Росси» Тема: Моря, озера и реки России Тип урока: усвоение новых знаний Цели: сформировать у учащихся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Страницы истории 1920–1930-х годов»
Опубликовано: 6 апреля 2019 в 13:47
+123Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД