Ольга Королева
Урок по окружающему миру во 2 классе «Лесные опасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока
Предмет:
УМК «Школа России», учитель: Окружающий мир. 2 класс.
Королева Ольга Владимировна
Место занятия в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану.
Тема урока по учебно-тематическому плану:
Номер урока : 22
Форма урока : Урок - путешествие.
Цель:
Задачи:
Публикация «Урок по окружающему миру во 2 классе „Лесные опасности“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
1. Выяснить, какие опасности подстерегают нас в лесу.
1. Закрепить понятия съедобные и несъедобные ягоды и грибы.
2. Научить детей правилам поведения, если рядом летают жалящие насекомые.
3. Придумать предупреждающие знаки по теме «Лесные опасности».
4. Осуществлять работу в группах.
Этапы урока с временной раскладкой: 1. Актуализация знаний -2 мин
2. Самоопределение к деятельности-21 мин.
3. Физминутка -2 мин.
4. Работа по теме урока -14 мин.
5. Рефлексия -4 мин.
6. Домашнее задание -2 мин
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки, наглядность, А А Плешаков «От земли до неба» атлас – определитель, клей, конверты с пазлами, аудиозапись, магнитофон.
I Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие, а чтобы узнать куда, нужно отгадать загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.
(Лес.)
Правильно, лес. Приглашаю вас в путешествие.
II Изучение нового материала.
1 кадр презентации.
Звучит мелодия голосов птиц.
Давайте представим, что сейчас лето, светит солнышко, мы отправляемся на прогулку в лес на несколько часов. Как же нам подготовиться к такому путешествию?
Класс делится на две группы.
Задание для 1 группы.
Из представленных медикаментов выбрать те, которые понадобятся на сегодняшней прогулке, и соединить их стрелочками с аптечкой. После подготовки заслушиваем ответы детей, дополняем, исправляем.
( Вывод: из медикаментов нужно взять вату, бинт, перекись водорода, йод или зелёнку, бактерицидный пластырь. Необходимые таблетки взрослые возьмут сами. Также можно взять чистую воду в пластмассовой бутылке, иголку или булавку, чистый носовой платок.)
Что не взяли с собой?
Почему не взяли?
Задание для 2 группы.
Собрать рюкзак. Соединить стрелочкой продукты питания, которые можно взять с собой.
( Вывод: мы идем в лес на несколько часов, поэтому не будем разводить костер и готовить еду. Значит нужно взять небольшое количество продуктов, которые за это время не испортятся. Это хлеб, сыр, вареные яйца, вареный картофель, мытые свежие овощи и фрукты, чай в термосе или сок в пластмассовой бутылке.)
Что не взяли с собой?
Почему не взяли?
Задание для 1 и 2 группы.
Рассмотреть картинки, составить по ним рассказ.
Работа в группах. После обсуждения один представитель отвечает.
( Вывод: одеться надо удобно. Например, хлопчатобумажная футболка с длинным рукавом и спортивные брюки. На ноги носки, сапоги или удобную спортивную обувь, на голову – обязательно головной убор.)
Над какой темой мы работали на прошлых уроках?
(Опасные места.)
Где нас могут подстерегать опасности?
(Дома, на улице, на дороге, в лесу.)
Как вы думаете, с какой целью мы отправляемся в лес?
2 кадр презентации.
Какие опасности нас могут подстерегать в лесу?
3 кадр презентации.
Я предлагаю сегодня вам превратиться в специалистов. Каждой группе выдаю план, по которому нужно определить группы растений и грибов.
Если возникнут трудности, пользуйтесь атласом – определителем.
Задание для 1 группы.
Дети получают слова, с которыми работают по плану.
Задание для 2 группы.
Дети получают слова с названиями ягод.
4 кадр презентации.
Выступление 1 группы.
Разделили на группы: съедобные и несъедобные. Какой самый опасный гриб?
(Бледная поганка.)
Подготовленные ученики рассказывают о бледной поганке, мухоморе, желчном грибе.
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА
Самый опасный гриб наших лесов – бледная поганка. В ней содержится самый сильный из всех грибных ядов! Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. Первые признаки отравления – головная боль, головокружение, ухудшение зрения появляются через 10 – 12 часов. За это время яд успевает сильно отравить организм человека.
Она сильно отличается от съедобных грибов. Ножка у неё будто вылезает из горшочка, Цвет шляпки белый, бледно-зелёный, жёлто-зелёный. В верхней части ножки есть плёнчатое кольцо.
МУХОМОР
Мухомор красный самый распространённый из мухоморов. Его ярко-красную шляпку с белыми хлопьями знает каждый с детских лет. Его ядовитость намного меньше, чем у бледной поганки.
Исследования учёных подтвердили, что в мухоморе содержится яд, опасный для насекомых. Но считается, что мухомор употребляют в пищу лоси.
ЖЕЛЧНЫЙ ГРИБ
По внешнему виду желчный гриб похож на молодой белый гриб или подберёзовик. Шляпка выпуклая, коричневая, с серым оттенком. Несъедобен, но не ядовит. Имеет очень горький вкус, который не исчезает даже после длительного отваривания. От белого отличается тем, что шляпка снизу розовая, мякоть на разрезе розовеет, на ножке рисунок в виде тёмной сеточки.
Вывод: нельзя брать неизвестные и несъедобные грибы.
Заслушивается выступление 2 группы.
5 кадр презентации.
Подготовленные ученики рассказывают о волчьем лыке, вороньем глазе, ландыше.
ВОЛЧЬЕ ЛЫКО
Волчье лыко – красивое, но очень опасное растение. У этого растения ядовито всё : кора, цветки и ягоды. Как только коснёшься коры, обломишь ветку, кожа воспалится, и появятся волдыри. Если сок от растения капнет на кожу или глаза, появится сильнейшее раздражение. Если человек съест ягоды, то яд вызовет рвоту, судороги, повышение температуры. Восемь ягод смертельная доза для человека. Но птицы наших лесов ими охотно питаются.
ВОРОНИЙ ГЛАЗ
Чёрные ягоды вороньего глаза похожи на бусинки. Кажется, будто кто-то нарочно положил их на блюдечко из листьев. Это растение отличается тем, что у него всего одна ягода и четыре листа. Растение очень ядовито, особенно много яда в ягоде, поэтому животные никогда его не едят. А вот птицы им питаются с большой охотой.
ЛАНДЫШ
Ландыш не только целебное, но и ядовитое растение. Его ягоды ни в коем случае нельзя брать в рот. Впрочем, это относится ко всему растению. Ядовита даже вода, в которой стоял букет ландышей. При отравлении появляется тошнота, кружится голова, начинаются судороги.
6 кадр презентации
Назовите эти два растения. В чем их отличия?
(Вороний глаз, черника. Ответы детей.)
Вывод: не срывай и не бери в рот незнакомые растения.
III Физминутка.
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножко все устали!
На какие группы можно разделить животных?
(Насекомые, звери, птицы)
Каких насекомых мы можем встретить на лесной полянке?
(Оса, шмель)
7 кадр презентации.
Назовите животных. Какие из них представляют опасность?
Кто самый опасный?
(Гадюка)
Подготовленный ученик рассказывает о гадюке.
ГАДЮКА
Гадюка обыкновенная в длину около метра. Она живёт в лесах, болотах, по берегам рек, озёр, но может встретиться и на лугу. Гадюка – ядовитая змея, но она миролюбива, человека кусает только в том случае, если он наступит на неё или схватит рукой. Укус гадюки опасен, но очень редко бывает смертельным. Увидев гадюку, не спешите её убивать, она даёт очень ценное сырьё для медицины – змеиный яд.
Чем отличается гадюка и уж. Рассмотрим.
Некоторые насекомые называются жалящие. Почему?
(У них есть жало.)
8 кадр презентации.
Картинка осы и медоносной пчелы.
ЖАЛО
ЖАЛИТЬ
ЖАЛЯЩИЕ
(Справка для учителя. Природа подарила пчеле специальный оборонительный аппарат, состоящий из ядовитых желез и резервуара для накопления яда. Пчелиное жало снабжено маленькими зазубринками и потому не может выйти наружу, а остается в коже. Жало продолжает нагнетать яд в тело врага, пока пузырь с ядом полностью не опорожнится. Искалеченная пчела вскорости погибает (от 8 часов и меньше). Если одна пчела ужалит врага, то распространяющийся по ветру летучий эфир, входящий в состав яда, служит своеобразным сигналом к атаке, по которому в атаку могут броситься от 50 до 5 тыс. пчел.
Как и пчелы, осы охраняют свои гнезда от врагов – сторожа в случае опасности поднимают тревогу особым жужжанием. Жало у ос гладкое, в отличие от пчелиного, без зазубрин, и им оса может пользоваться много раз и при этом не погибнуть, как пчела.
Яд ос, особенно шершня, - сильный аллерген. Если оса ужалит в язык (а это может случиться, если вы едите варенье и не заметив съедите осу, он распухнет настолько, что трудно будет дышать.
Яд шершней по многим показателям похож на яд медоносных пчел и змей. Его применяют в медицине.
Подсчитано, чтобы приготовить 100 граммов меда, пчела-сборщица должна взять нектар примерно у миллиона цветков. И доставить 15.000 нош этого напитка. Если медоносы находятся в 1,5 км от улья, то их путь туда и обратно составит 45.000 км. Больше длины экватора.)
Обычно эти насекомые просто так не нападают на человека. Они жалят для самозащиты.
Как защитить себя от укуса насекомых?
(Ответы детей.)
А если всё таки вас укусили, что нужно сделать?
(Удалить жало, промыть рану перекисью водорода, приложить холод, чтобы уменьшить боль и замедлить всасывание яда.)
А если вас укусила гадюка?
(Нужно много пить, человека лучше оставить лежащего и немедленно обратиться к врачу.)
А если вы нечаянно поранились, оцарапали руку?
(Промыть рану перекисью водорода, обработать зелёнкой или йодом, забинтовать.)
IV Рефлексия.
9 кадр презентации.
Назовите растения, которые вы видите. На какие группы их разделим? Покажите опасные.
Подводя итог, нужно создать предупреждающие знаки, чтобы люди знали о лесных опасностях и умели их избежать.
10 кадр презентации.
Схема.
1, 2 группе и гостям раздаются конверты с пазлами. Они должны собрать и наклеить картинку в запрещающий сигнальный круг.
(Мухомор, волчье лыко и оса.)
V Итог урока.
Что нам говорят знаки?
(Ответы детей.)
Какие два правила мы придумали про любые подстерегающие нас опасности?
(Опасность предвидеть и избежать ее.)
Настало время попрощаться с лесом.
11 кадр презентации.
Подготовленный ученик читает стихотворение на фоне музыки.
Лес – не только для нашей забавы,
Он богатство нашей страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько грибов тут и ягод!
Их, пожалуй, считать – не сочтёшь!
Будьте верными лесу, ребята,
Ведь красивее мест не найдёшь!
Всем, кто приготовил доклады за урок «5».
VI Домашнее задание.
Я вам приготовила необычное домашнее задание – кроссворд. Попробуйте его разгадать.
Используемая литература:
1. В. А. Тычинин, В. М. Марков, С. К. Куликова «Съедобные и ядовитые грибы», Ижевск, «Удмуртия», 1994 г.
2. Д. П. Зуев «Дары русского леса», Москва, Изд-во «Лесная промышленность», 1988 г.
3. О. Короткова «Что есть что. Ядовитые растения», Москва, «Слово», 2002 г.
4. А. А. Плешаков «Атлас – определитель», Москва, «Просвещение», 2003 г.
5. Т. А. Кудрявцева «Бабочка над заливом», Санкт-Петербург, «Первый класс», 2008 г.
6. О. В. Казакова, Н. А. Сбоева «Поурочные разработки по курсу Мир вокруг нас 2 класс», Москва, «Вако», 2003 г.
7. О. Короткова «Что есть что. Пчелы, шмели, осы.», Москва, «Слово», 2002 г.
8. Газета «ПедСовет» №8 – 2007 г.
9. И. Акимушкин «Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные». Москва «Мысль», 1990г.