Лучший педагог года

Урок по Орксэ в 4 классе «Милосердие и сострадание»

Соловьёва Татьяна
Урок по Орксэ в 4 классе «Милосердие и сострадание»

Ф. И. О. Соловьёва Татьяна Борисовна

Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры

Класс : 4

Тип урока :

Урок «открытия» новых знаний

Тема урока Милосердие и сострадание.

Публикация «Урок по Орксэ в 4 классе „Милосердие и сострадание“» размещена в разделах

Цель урока Формировать представление о милосердии и сострадании; умение поставить себя на место нуждающихся в помощи людей первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого богатства милосердия.

Задачи урока 1. Создать условия для осмысления понятий «милосердие», «сострадание», «милостыня». Способствовать формированию у учащихся милосердного и сострадательного отношения к людям.

2. Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; способствовать развитию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение нравственности, веры в жизни человека и общества.

3. Содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.

УУД - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

Планируемые результаты урока

Предметные: осознание ценности понятий: «милосердие», «сострадание», «ближний», «милостыня»;

Метапредметные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир.

Основные понятия Долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.

Технологии, методы 1. по виду источника информации:

-словесные (объяснение, беседа с учащимися);

-наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

-практические (работа с карточками).

2. по виду учебной деятельности:

-проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Формы обучения

Индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Средства обучения Учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры», рабочая тетрадь А. В. Кураева, мультимедийная презентация, карточки.

Ресурсы:

Основная Книга для учителя

Дополнительная Энциклопедии, словари, справочники

Интернет-ресурсы https://www.orkсe.ru/ https://www.prosv.ru/umk/ork ; https://www.pravoslavie.by

ЭОРы электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева "Основы православной культуры" 4 – 5 класс,

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД

1. Мотивация и самоопределение к деятельности

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Я желаю всем нам хорошей работы на уроке. Мы спокойны и добры, приветливы, радостны.

- Тихо сядьте.

Включение в диалог

Ученики стоят у парт, слушают речь учителя.

Дети тихо садятся.

Регулятивные действия.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2. Актуализация знаний учащихся

- О чём мы беседовали на прошлом уроке?

- Какие заповеди даны людям?

- Каким предложением можно обобщить содержание всех заповедей?

- о заповедях

- не лги

- не кради

Не завидуй

почитай отца твоего и матерь твою.

-Заповеди говорили об отношении человека с Богом и отношении людей между собой. Заповеди говорят о хороших, о добрых отношениях между людьми.

Коммуникативные: регулирование поведением партнера, умение высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценка качества и уровня усвоения.

3. Постановка учебной проблемы

Составление плана урока

Послушайте пятую из девяти заповедей блаженства.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Как вы думаете, о ком здесь говорится?

- Вы правы, Господь называет их милостивых блаженными, показывая, что никто не может заслужить милость Божию, если сам не будет милостивым.

– Жизнь нуждается в милосердии

Милосердием мы бедны…

Сформулируйте тему урока. А зачем нам это знать?

-Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Милосердия и сострадания.

Познакомимся с новыми понятиями: сострадание, милосердие и узнаем, как христьяне должны относиться к людям.

- Откроем учебник на стр. 61

Посмотрите на план урока.

Добро пожаловать в страну. Откроем тетради, запишем число и тему урока. В этой стране живут удивительные люди, которые помогут нам понять истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.

мы отправимся по нашей стране в двух вагонах

1 - " Милосердие"

2. " Сострадание"

- О людях, которые милостливы к другим.

- господь их называет блаженными.

- помогает другим.

Назовите те слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слова милосердие, милость, милостыня, сострадание.

- Будем говорить о милосердии.

- Чтобы быть добрее по отношению к другим. Как люди должны относиться к другим.

План.

• Чем милосердие отличается от дружбы

• кого называют ближним.

• Как христианин должен относиться к людям.

- Ребята делятся на две группы.

Проводники (капитаны групп)

Регулятивные: определять средства решения проблемы;

планировать свою учебную деятельность.

Коммуникативные:

оформляют свои мысли в устной форме.

4. Построение выхода из проблемной ситуации

Знакомство с по-нятием «милосердие»

Совместное

открытие знаний

Просмотр видеоро-лика №1

фрагмент

Чтение притчи

Первая станция Словарная

- Одно из названных вами слов — это слово «милосердие» и "сострадание"

Задание: найти и прочитать толкование данных слов в толковом словаре С. И. Ожегова. Что объединяет эти понятия?

- Обратимся к тексту учебника с. 61. Прочтите фрагмент и подумайте: Что лежит в основе милосердия и сострадания?

- Как вы думаете, легко ли любить человека и сострадать, которого совсем не знаешь?

- Любви надо учиться.

Вторая станция "Цветик-семицветик"

-Ребята, а кто это там, на скамеечке сидят?

Беседа по сценке.

-Хорошо ли поступила Женя?

-Что можно сказать о девочке?

-Почему вы решили, что девочка добрая?

-Подберите вместо слова добрая другое слово.

Третья станция-"Исследовательская"

Ребята, сейчас мы встретимся с добрым самарянином. Прочитаем Притчу о добром самарянине стр. 62.

В тексте встретятся незнакомые слова и выражения. Прочтите их на листочках, которые лежат у вас на столе.

- У кого есть вопросы по словарю,

- Читаем вслух притчу.

Беседа по прочитанному

Понравился вам самарянин?

- Чем он вам понравился?

Почему самарянин не прошел мимо, как сделали это другие?

Чему учит притча? Какова ее главная мысль?

- Назовите главную заповедь Христа.

- Кто такой ближний?

- А если человек виноват перед тобой, нужно ли человеку помогать в трудную минуту?

- Зачитайте в тексте принцип по которому нельзя поступать (Как ты ко мне, так и я к тебе). С. 63

- Как будут жить люди на Земле, если будут придерживаться этого принципа.

- Что стоит выше ПРОЩЕНИЕ или ВОЗМЕЗДИЕ?

Группы работают со словарём.

Милосердие-способность миловать, любить, жалеть всем сердцем.

Сострадание - способность переживать боль другого человека.

Вывод: В основе милосердия и сострадания лежит Любовь.

- Да

- Добрая, щедрая.

-Она не пожалела последний лепесток ради здоровья Вити.

- Милосердная.

Группы работают со словами.

Притча-рассказ с нравоучением.

Самаряне-жители одной местности в Палестине.

Заповедь-правило жизни.

Жить достойно - жить по заповедям Христа.

Возмездие-оплата за преступление, зло.

Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи.

Покаялся-признал свою вину.

Падший- нравственно разложившийся.

Душа- внутренний мир человека, его сознание.

Прощение- простить кого-либо.

- Да

-Он добрый, помог ближнему.

Пострадавший нуждался в помощи, он был полуживым. Самарянин увидел в страдающем просто человека, которому нужна помощь. Самарянин оказался добрее, милосерднее.

Возлюби ближнего своего как самого себя", даже если это человек незнакомый, чужой.

-Люби ближнего, как самого себя.

-Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи.

Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

-Начнутся войны, ссоры и горе.

-Прощение стоит выше, чем возмездие. Регулятивные: определять средства решения проблемы;

планировать свою учебную деятельность.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: понимание и сопереживание чувствам других людей.

Познавательные:

Развитие умения извлекать информацию из разных источников.

Коммуникативные:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других.

Работа с понятием дружба

Физкультминутка - Что значит дружба?

-Чем милосердие отличается от дружбы?

Если дети затрудняются ответить,можно предложить найти эту информацию дома.

Следующая станция - Отдыхайка.

-Милосердие - желание помочь каждому, кто нуждается в этом, но при этом человек не обязан дальше продолжать с тобой общение.

-А вот дружба, это когда ты готов и помочь и не кинуть в беде. Просто быть всегда рядом.

Дети повторяют движения

Повторяют движение

5. Первичное закрепление

Творческое задание для групп

- Кто из вас проявлял милосердие и в чём? (природа, животные).

- Скажите, ребята, как вы думаете, милосердию можно научиться?

Станция – город Добрянск

Мы прибыли в город Добрянск

Нас встречает милосердный правитель (подготовленный ученик играет роль правителя.)

Зачитывают законы милосердия по группам. Составляют общий закон :

-Человек может научиться милосердию.

- Совершать добрые дела (например, ухаживать за больными или животными, и т. д.).

- Помогите мне принять законы милосердия. Работают в группах.

1. Раз в неделю каждый богатый человек в этой стране должен пригласить к себе в гости бедного, накормить его вкусным обедом и подарить подарок. 2. В течение зимы каждый должен сделать две кормушки для птиц. 3. Бездомных животных приносить в гостиницу, где их осмотрит врач и окажет им помощь. 4. Каждый житель города раз в год должен высаживать саженцы в парке " Добра" и. т. д. Регулятивные: умение планировать и организовывать свою работу.

Коммуникативные: умение управлять поведением партнера.

Познавательные: выделение качеств милосердной личности.

Личностные: соотнесение поступков других людей со своими.

6. Включение в систему знаний

работа по учебнику

Знакомство с понятием «милостыня»

Станция " Солнце человечности"

нас встречают женщины. Кто эти женщины? Как их называют?

СТР. 63

5. Понятие «сестра милосердия»

- Существует такое словосочетание – “сестра милосердия”. Это женщины, которые помогают больным и нуждающимся.

В наше время тоже создаются благотворительные фонды:

фонд " Подари жизнь" актрисы Чулпан Хаматовой (помощь детям страдающих раком)" Обнажённые сердца" Натальи Водяновой (поддержка семьи для детей с нарушениями развития)

Благотворительные акции со словом " Добро" на телевидении и др.

Одно из дел милосердия – милостыня. Работа с толковым словарём.

А как вы себе представляете, что такое милостыня?

- А вы сами когда-нибудь подавали милостыню?

- Какие чувства вы испытывали при этом?

- Да ребята, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку.

- Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай».

- А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”.

- Но вы можете сказать, что у детей ещё денег нет.

Как вы думаете, что можете сделать вы?

Медсестры

Выступление учащейся с сообщением:

-Орден сестер милосердия в России основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров. Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся.

Подаяние (милостыня) — добровольная раздача (пожертвование) своих денег, пищевых продуктов, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным)

- Да

- Радость

- Навестить больного товарища.

- Помочь бабушке, маме, сестрёнке… Личностные результаты:

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям и

выражать свои эмоции;

оценивать поступки в соответствии с

определённой ситуацией;

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: рассказывать о прочитанном и прослушанном

Регулятивные:

Учиться коллективно решать проблемные вопросы.

Познавательные:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

6. Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

- Вот и подходит к концу наше путешествие по стране " "Сострадание и милосердия"

На этой станции мы составим синквейн со словами : сострадание и милосердие (2 группы)

-О чём мы сегодня с вами говорили?

- Какую цель ставили на уроке? Достигли ли мы этой цели?

- Над чем заставил задуматься этот урок?

Возможны варианты учащихся:

1. Сострадание.

2. любящий, отзывчивый.

3. Сочувствовать, переживать, помогать.

4. Люди должны проявлять сострадание.

5. Необходимо.

1. Милосердие.

2. Добрый, ближний

3. Проявлять, поддерживать, любить

4. Помогать нуждающимся бескорыстно.

5. Забота.

- Говорили о добре, сострадании и милосердии.

Учиться милосердию и состраданию.

Да.

- Нужно делать как можно больше хороших дел по отношению к окружающим, и неважно кто этот человек; проявлять заботу о других, приходить на помощь, если это в твоих силах, делать всё это бескорыстно, сочувствовать людям.

Регулятивные:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.

Личностные: самооценка.

Познавательные: контроль процесса и результата деятельности.

8. Домашнее задание Игра " Волшебная игра". Обведите на листе свою руку и напишите на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.

-Я искренне надеюсь, что сегодняшнее путешествие оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее.

- Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны в своих делах.

Публикации по теме:

Конспект и презентация урока по Орксэ в 4 классе «Свобода и ответственность» Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 4г. Маркса Саратовской области Урок по предмету: ОСНОВЫ.

Урок МХК в 10 классе «Музыка эпохи Возрождения» Тема урока: «Музыка эпохи Возрождения» Тип урока: Урок сообщения новых знаний Форма урока: лекция Технология урока. Проблемное обучение.

Урок риторики «Подготовленная речь» в 3 классе Подготовленная речь. Приемы подготовки.. 1 четверть Федеральное государственное образовательное учреждение «Прогимназия «Снегири» Управления.

Стихотворение для детей о домашних питомцах «Сострадание»Стихотворение для детей о домашних питомцах «Сострадание» У нас дома живет эта красавица-кошечка Муся. Она обласкана и любима. А это стихотворение о котенке, которого не пожалели люди. Но его.

Урок математики в 1 классе «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель урока: -формирование знаний о числе и цифре8 через создание проблемной ситуации. Задачи:.

Урок Добра в 1 классеУрок Добра в 1 классе Цель урока: - сформировать в сознании детей понятие «доброта», - пробудить в детях чувство добра, милосердия, взаимопомощи, проявлять заботу.

Урок кубановедения в 1 классе Из истории кубанских фамилий. Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением. Задачи: П - развивать интерес к истории.

Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!»Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!» Урок музыки 2 класс «Знакомьтесь, Баба Яга!» Цель : Познакомить детей с образом Бабы Яги. Выяснить положительным или отрицательным персонажем.

Урок музыки в 1 классе «Музыка осени» МУЗЫКА ОСЕНИ Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с.

Фотоотчет «Классный час «Урок милосердия» в 3 классе»Фотоотчет «Классный час «Урок милосердия» в 3 классе» "Ты поверь, совсем не трудно человеком добрым стать"» 7 сентября в нашей школе состоялся Единый день милосердия. Во всех классах прошли.

Автор публикации:
Урок по Орксэ в 4 классе «Милосердие и сострадание»
Опубликовано: 24 июня 2020 в 12:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД