Людмила Курамшина
Урок русского языка в III классе «Изменение имён прилагательных по родам»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: формирование представления об основных грамматических признаках имён прилагательных.
ЗАДАЧИ:
образовательные
• уточнить знания детей о существенных признаках имени прилагательного;
• формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имён прилагательных (роде и числе); о том, что род имени прилагательного совпадает с родом имени существительного, к которому оно относится;
• добиться усвоения детьми знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в форме единственного числа;
Публикация «Урок русского языка в III классе „Изменение имён прилагательных по родам“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
• формировать умение определять род имён прилагательных; разбирать прилагательные по составу;
коррекционно-развивающие
• развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
• обогащать словарь детей;
• способствовать развитию словесно-логического мышления, познавательных способностей детей;
• развивать мелкую моторику кисти и пальцев рук;
• прививать навыки грамотного письма и речи;
воспитательные
• воспитывать мотивацию к учению;
• воспитывать интерес к урокам русского языка.
ОБОРУДОВАНИЕ:
• карточки с прилагательными;
• картина «Смешанный лес»;
• опорные карточки по теме «Имя прилагательное»;
• карточки с предложениями;
• стереограммы «Цветы»;
• предметные картинки с изображением животных;
• предметные картинки «Грибы»;
• пособие «Части слова»;
• раздаточный материал для игры «Соединялка»;
• магнитофон.
Ход УРОКА:
I. Орг. момент.
1. Создание эмоционального настроя.
- Какое сейчас время года?
- Весна - прекрасная пора. Это время, когда вся природа оживает, радуется каждому дню. Сегодня прекрасная погода: ярко светит солнышко и будто улыбается нам, и вокруг становится всё светлым, добрым. Давайте и мы с вами передадим это настроение нашим гостям и друг другу. Поприветствуйте гостей и улыбнитесь им. Теперь улыбнитесь друг другу. Вы поделились со всеми своим теплом, добротой, бодростью, весенним радостным настроением. И на сегодняшнем уроке это поможет вам достичь ещё больших успехов в работе.
2. Упражнение на развитие распределяемости зрительного внимания.
На доске - карточки с именами прилагательными.
- Сядет тот, кто подберёт подходящие по смыслу существительные к данным прилагательным.
Колючий…
Проворная…
Высокая…
Спелая…
Узкая…
Сладкая…
Косолапый…
Еловая…
Шустрый…
Рыжая…
Крепкий…
Бледная…
3. Сообщение цели урока.
- Где всё это можно встретить?
- Сегодня мы отправимся с вами в лес и узнаем, как могут изменяться имена прилагательные. Но сначала вспомним, что же такое лес (природное сообщество царства растений, царства животных и царства грибов).
II. Основная часть.
1. Запись даты и классной работы.
- Чтобы зайти в лес, запишите в тетрадях дату и классную работу.
2. Минутка чистописания.
Работа по картине «Смешанный лес».
- Перед нами представитель царства растений. Как называется это дерево?
- Как в народе называют ель?
- Назовите первые буквы в словах «ель», «ёлка». Дайте им характеристику: какие это буквы, что делают с согласными, почему их называют хитрыми, в каких случаях они обозначают 2 звука.
- Продолжите узоры в тетрадях по образцу.
3. Словарная работа.
- Назовите словарное слово, обозначающее дерево, в котором встречаются эти буквы. Запишите.
- Какой сок можно получить из берёзы?
Запись слова «берёзовый».
- Как ласково назвать берёзу?
Запись.
- Что общего в этих словах?
- Выделите корень, обозначьте орфограммы.
- Будем ли ставить ударение в словах? Почему?
4. Актуализация знаний учащихся об именах прилагательных.
- Берё зка приготовила вам вопрос: какое слово лишнее и почему?
- Что вы знаете об именах прилагательных : что это такое; что обозначает; на какие вопросы отвечает; с какой частью речи связано?
5. Работа над новым материалом.
- Ещё одно задание от берё зки: подберите прилагательные.
- Веник из берёзы - значит какой?
- Роща, где растут только берёзы, - какая?
- Бревно, которое получается при распиле берёзы, - какое?
- Запишите прилагательные. Что изменилось? Выделите окончания.
- Вспомните и запишите существительные к этим прилагательным.
Берёзовый веник
Берёзовая роща
Берёзовое бревно
- Почему изменились окончания? От чего это зависит?
- Значит как изменяются имена прилагательные?
- Обратите внимание: у существительных род постоянный, а прилагательные изменяются по родам. Род имени прилагательного можно определить по роду имени существительного, с которым оно связано.
- Определите род имён прилагательных.
- Измените имена существительные по числам, согласуйте с данными прилагательными.
- Одинаковые или разные окончания получились у прилагательных? Какой вывод можно сделать?
6. Физминутка.
- Отгадайте, кто запрыгнул на берё зовое бревно:
Маленькая пружинка,
Зелёненькая спинка. (Кузнечик)
- Скакал кузнечик по траве, собирал друзей себе.
Много, много, много нас,
Танцуют все, все, все сейчас.
- Я буду показывать движения танца, а вы повторяйте за мной.
Выполняются движения под песню «В траве сидел кузнечик».
7. Игра «Размотай паутину». Слуховой диктант. Работа с предложением.
- Пока мы прыгали, кузнечик попал в паутину и запутался. Давайте поможем ему - размотаем паутину. Для этого разделите предложение на слова:
втравесиделкузнечик
- Распространите предложение, добавив прилагательное, отвечающее на вопрос «какой».
- Вспомните правила оформления предложения на письме.
Запись предложения на слух.
- Подчеркните главные члены предложения, определите род прилагательного.
8. Зрительная гимнастика.
- Кузнечик освободился от паутины и отправился дальше:
С бревна - на тропинку,
С травки - на былинку,
Прыгнул на листочек,
Забрался на цветочек.
- И мы с вами оказались на цветочной поляне.
Работа со стереограммами.
- Рассмотрите свой цветок. Вспомните название. Подберите прилагательное, обозначающее цвет. Определите род. Покажите всем учащимся и выполните задание.
9. Игра «Эхо». Зрительный диктант.
- Цветы очень тихо разговаривают между собою, и их слова эхом передаются по лесу. Попробуем и мы услышать этот разговор. Для этого первый ученик ряда должен прочитать и запомнить предложение. Затем это предложение передать по цепочке всем ученикам своего ряда. Говорить нужно на ухо шёпотом, но чётко. Как только последний ученик услышит предложение, встаёт и говорит, что услышал.
На поляне рос нежный колокольчик.
Качался лёгкий вьюнок.
Зацвела красивая роза.
- Теперь посмотрите на предложение, запишите, как запомнили. Найдите прилагательное в предложении, определите род.
10. Игра «Составь слово». Разбор имён прилагательных по составу.
- Посмотрите, кто спрятался под елью.
- Что собирают ежи в лесу?
- Ежи собирали грибы, но им помешали другие животные, и грибы рассыпались. Поможем собрать ежам грибы и узнаем, кто же им помешал. Расположите грибочки на колючках у ежей так, чтобы получились слова.
прехитрая трусливый зубастый
- Угадайте животных, которые помешали ежам. Запишите получившиеся словосочетания. Определите род прилагательных. Разберите слова по составу.
Проверка с использованием карточек «Части слова».
III. Заключительная часть.
1. Итог урока.
- Все животные отправились по своим домам, и нам с вами пора возвращаться. Давайте вспомним, что повторили на уроке, что узнали нового, что запомнили.
- Как изменяются имена прилагательные?
- От чего зависит число и род имени прилагательного? Как определить род прилагательных по какой части речи?
- В форме какого числа имена прилагательные не изменяются по родам?
2. Игра «Соединялка».
- Чтобы вернуться назад, нарисуйте дорожки, соединяющие имена существительные с подходящими именами прилагательными. Определите род прилагательных.
ягода (тропинка, полянка) лесной
дерево (растение, животное) лесная
цветок (зверь, житель) лесное
- Вложите карточки в тетради. Наведите порядок на парте.
3. Оценивание ответов учащихся с комментированием.
- Сегодня все работали хорошо. Молодцы! А оценки я вам поставлю после проверки самостоятельной работы.
- Всем обитателям леса тоже понравилась ваша работа на уроке, и за это лес преподносит вам свои дары.