Османова Алия
Конспект урока русского языка во второй классе «Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)
Проблема:
1. Какие слова называются родственными?
2. Что такое корень слова?
3. Какие слова называются однокоренными?
Новые знания:
1. Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
2. Корень – общая часть родственных слов.
3. Родственные слова иначе называются однокоренными.
Публикация «Конспект урока русского языка во второй классе „Родственные слова, Корень слова, Однокоренные слова“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова, подбирать однокоренные слова.
Задачи:
1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
3. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
4. Обогащать словарный запас учеников.
5. Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки.
Оборудование: опорные слова, карточки для дифференцированной работы,», домики с однокоренными словами, деревья для групповой работы,листочки с родственными словами.
Ход урок
1. Организационный момент.
Прозвенел у нас звонок,
Начинается урок.
В школу мы пришли учиться, не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, работаем старательно.
2. Минутка чистописания.
Запись на экране.
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-ДАВАЙТЕ ОТКРОЕМ ТЕТРАДИ, ЗАПИШЕМ ЧИСЛО И КЛАССНАЯ РАБОТА.
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.
3. Создание проблемной ситуации.
а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
- На какую тему все эти слова?
- И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.
- А теперь внимание, задание:
Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.
- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. Пишем с большой через запятую. (Дети делают запись).
б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова).
- А вот некоторые ребята выписали все слова (или можно было выписать все слова?) .
- Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.
в) Беседа о родственниках.
- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа …)
- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими
между собой. Их называют родственниками.
г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.
- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).
- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).
д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
- Назовите эту общую часть. (зим-).
- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).
- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать,какие слова называются родственными. (ответы детей)
Родственными называют слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).
- С родственными словами мы разобрались.
- Ребята. А что такое корень слова?
- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». Корень- общая часть родственных слов.
Корень обозначается –дугой.
г) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»
- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)
Корень :
1) подземная часть растения;
2) часть волоса, зуба, ногтя;
3) начало, источник чего-либо;
4) часть слова.
- Наше слово «корень» имеет несколько значений. А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные).
- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).
- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова»?
(Общая часть родственных слов)
Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем).
4. Понятие об однокоренных словах.
- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать,что наши родственные слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.
- Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем? (однокоренные слова)
- Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.
-родственные слова,
-корень слова,
-однокоренные слова
-А теперь посмотрим правило в учебнике на с 61, как там сформулированы эти понятия.
- Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.
5. Физминутка.
Хомка,хомка,хомячок
Полосатенький бочок
Хомка рано встает
Щечки моет, шейку трет
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку
Раз,два,три,четыре,пять
Хомка сильным хочет стать.
- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.
6. Упражнения в распознавании однокоренных слов.
а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра называется «Засели домики».
- Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете) Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам.
1 ряд - - лис-
Лиса, лист, лисонька, лисий.
2 ряд - - мор-
Морской, моряк, море, мороз.
3 ряд - - вод –
Вода, водичка, водный, водитель.
- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики, и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень. (Работа учащихся)
- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.
(проверяем работу 2 и 3 рядов)
-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
б) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.
- Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение «___» из учебника на странице.
в) Групповая работа.
-А вот и мудрая Сова появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовил для вас лесные загадки. Если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой-«родственные слова»,надо будет устранить лишнее слово, которое не будет родственным.
1 задание
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь лесной-…. (медведь).
Медведь, медленно, медвежата, медвежий.
2 задание
На овчарку он похож,
Что ни зуб- то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
Волк, волчий, волокно, волчица.
3задание
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее…
Лиса, лисенок, листик, лисий
7. Релаксация.
- Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
9. Домашнее задание.
-Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание (упр. ___ стр___)
-Я уверена, что с этим заданием дома вы справитесь легко.
10. Итог урока.
-Ребята, наш урок подходит к концу.
Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?
-Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.
6. Рефлексия.
- Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями справился и остался не очень доволен своей работой.
- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.
.