Людмила Матвиенко
Урок «Великая Отечественная война»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход урока
1. Организация класса. Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Про историю страны все узнать.
2. Проверка домашнего задания.
-Ребята, урок у нас необычный. Мы разделись на три группы, а для чего, вы поймете чуть позже.
- А для начала вспомним материал прошлого урока.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке (страницы истории 20-30-х годов)
- А какой это век? (20 век)
Вопросы д/з (слайд №)
1. Какое новое государство появилось и когда (СССР в 1922 году)
Публикация «Урок „Великая Отечественная война“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Школьные уроки и сценарии к 9 мая
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Сколько республик входило в состав СССР? (15 стран)
3. Какой город стал столицей Советского Союза (Москва)
4. Почему нашу страну называли гигантской стройкой? (Появ. нов. города, заводы, электростанции)
5. Как изменилась жизнь в деревне?
6. Какие изменения произошли в государстве к концу 30-х годов (выпус. самолеты, трактора, автомобили)
7. Лёгкой ли была жизнь в то время?
3. Актуализация темы урока
- И сегодня на уроке мы продолжим узнавать историю нашей Родины.
-Прежде чем назвать тему сегодняшнего урока, послушайте стихотворение и запись песни и подумайте, чему будет посвящен урок.
стихотворение на фоне песни «Священная война» .
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
- Как же звучит тема нашего урока?
- Да, тема нашего урока «Великая война. Великая победа».
Рассказ учителя
-Война принесла нам много слез, бед и огорчений. Наше поколение уже не знает что это за горе и ужас. Трудно найти семью, которой бы не коснулась война. Теперь уже далеко в историю уходят те трагические события, когда воевали наши деды, прадеды, прабабушки. И стар, и млад, встали к станкам, вышли в поле, чтобы обеспечить наших защитников оружием, одеждой, продовольствием. Не жалея сил трудились люди для той Великой Победы. И у нас в классе у Ани близкие были на войне.
(Сообщение + презентация)
- А кто знает, когда началась Великая Отечественная война(21 июня 1941 года)
- Когда закончилась? (9 мая 1945 г.)
- Сколько лет длилась война? (4 года)
-Учитель: Это была самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек. Эта война была за свободу и независимость, освободительная война советского народа против фашистской Германии)
-Как вы думаете, почему эту войну называют великой войной?
Учитель: Великой она называется из-за своего масштаба. Это война на уничтожение нашего народа. В случае поражения, такой страны больше не было.
-Почему отечественная война?
Учитель: Потому что весь советский народ участвовал в этой войне : на линии фронта, в тылу на заводах работали женщины и подростки, даже дети)
-Но что, же предшествовало этой войне?
(сообщение)
Фашистская Германия под командованием Адольфа Гитлера совершила свои вероломные нападения гораздо раньше. Это случилось 1 сентября 1939 года. Германия захватила Польшу, а затем покорились Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия. Всего 12 европейских стран. Итак: началась Вторая мировая война.
И 22 июня1941 года Германская армия обрушила свой удар на Советский Союз. Враг рассчитывал на быструю победу. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Во всех уголках нашей большой страны появились плакаты «Родина- мать зовет».
Учитель: - Прослушайте, самое страшное для людей того времени сообщение Юрия Левитана о начале войны.
(Звучит архивная аудиозапись сообщения о начале войны)
- На протяжении ВОВ Левитан сообщал сводки военных действий.
-И сегодня мы пролистаем героическую летопись Великой Отечественной войны.
- Вначале урока мы разделились на группы, для того, чтобы осветить переломные события в ходе военных действий во время ВОВ.
- Каждой группе было дано задание нарисовать или найти рисунок о городе-герое.
- Вы должны назвать город.
(показ рисунков и отгадка)
- Раньше Санкт-Петербург назывался Ленинградом.
1 группа нам будет рассказывать о Блокаде Ленинграда.
2 группа – о Битве за Москву.
3 группа – Сталинград.
- А как сейчас называется этот город? (Волгоград)
- В ходе работы, ребята в группах, прослушав сообщения, должны будут составить и задать по два вопроса.
Выступление детей.
1. Сообщение «Блокада Ленинграда» по окончанию видео.
2.- И так следующее направление - Москва (сообщение по окончанию видео).
3. Но фашистские войска начали новое наступление в направлении Сталинграда. (сообщение по окончанию видео).
- Вы прослушали сообщения, теперь зададим вопросы
Вопросы групп:
1. Когда фашистские войска начали наступление в направлении Сталинграда? (Летом 1942 года)
2. Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 дней)
3. Когда фашисты вплотную подошли к Москве? (осенью 1941года)
4. Кто командовал советскими войсками в битве за Москву? (прославленный полководец Георгий Константинович Жуков)
5. Назовите озеро, по которому вывозили из города людей на большую землю? (Ладожское озеро)
6. Когда Ленинграду было присвоено звание город-герой? (1 мая 1945 года)
Физминутка
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой – раз, правой – раз!
Посмотрите вы на нас!
Приседаем быстро, ловко.
Морякам нужна сноровка
Чтобы мышцы укреплять
И по палубе шагать!
- Учитель: Но враг не хотел сдаваться и начал новое наступление в Курском направлении давайте об этом прочитаем в учебнике стр. 144-145 (самостоятельное чтние)
4. Работа с учебником стр. 144-145
Вопросы после чтения
- Назовите дату сражения под Курском? (лето 1943)
- Когда начался штурм Берлина (апрель 1945 года)
- Кто руководил войсками во время штурма Берлина? (Георгий Константинович Жуков)
- Учитель: Много фильмов снято о ВОВ.
- Какие из них вам особенно запомнились?
- Давайте просмотрим видеоролики из фильмов.
(просмотр ролика о фильмах ВОВ)
- Самыми известными стали «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину»,
«Летят журавли», «А зори здесь тихие»
-Повольнова Ангелина подготовила выставку книг о ВОВ.
Закрепление изученного материала (если будет время)
Тест «Проверь себя» письменно (слайд)
5. Итог урока.
Сколько лет продолжалась ВО война?
Когда мы празднуем День Победы?
6. Рефлексия: Что вам запомнилось на уроке?
Чьё сообщение вам запомнилось?
Какое д/з вы хотели бы получить?
Оценки
- Как вы оцениваете работу класса?
Д/з стр. 140-146