МААМ-картинки

Условия для развития творческой деятельности педагогического коллектива ДОУ

Елена Дроздова
Условия для развития творческой деятельности педагогического коллектива ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческих способностей личности – актуальная и наиболее интригующая проблема психолого-педагогической науки.

Творчество – высший компонент в структуре личности и одна из наиболее содержательных форм психической активности человека. Ученые рассматривают творчество как наиболее содержательную форму психической активности, как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.

Публикация «Условия для развития творческой деятельности педагогического коллектива ДОУ» размещена в разделах

Творческая активность педагога - это стремление к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности. Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности, охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.

Каковы же источники и условия творчества педагога?

Источниками творчества могут быть :

• анализ учебно-воспитательного процесса, выявление проблем;

• изучение опыта коллег;

• чтение научной литературы;

• картотека интересных фактов, высказываний;

• вопросы детей, которые педагог записывает и анализирует;

• общение с коллегами, друзьями, воспитанниками;

• система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются;

Условиями творчества могут быть :

• нравственно - психологический климат коллектива (атмосфера доброжелательности, уважение к личному мнению, творческому поиску каждого педагога);

• стимулирование к нестандартным решениям. Например: организация конкурсов творческих работ, проведение дней и недель творчества в ДОУ, организация методических выставок и др. ;

• обогащение общей культуры, кругозора педагогов, повышение уровня информированности (новинки в методической и научной литературе, статьи в педагогических источниках);

• наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа;

• материальная обеспеченность, материальная база;

• свобода критики, проведение творческих дискуссий;

• использование потребности педагога в самовыражении и самоутверждении;

• влияние личности руководителя учреждения;

• изучение и внедрение учебно-воспитательных программ, направленных на повышение проф. мастерства педагогов и уровня развития воспитанников.

Каждый из педагогов нашего детского сада работает по своему направлению и имеет свои интересные наработки, свою творческую лабораторию. Порой, одна проблема объединяет несколько человек, тогда есть место творческому объединению, в котором каждый педагог может проявить свои способности.

Опыт творческой педагогической деятельности - возникновение замысла, его переработка и преобразование в идею, обнаружение способа воплощения замысла и идеи - приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т. п.) и является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.

Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество (как отмечает А. К. Маркова, автор книги "Психология труда учителя") - это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач, либо для себя и для других (создание новых оригинальных подходов, отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).

В последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики".

Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности.

К качествам такого педагога относятся :

• нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности);

педагогический такт;

• способность к сочувствию, сопереживанию;

• артистизм;

развитое чувство юмора;

• умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы;

• создание проблемных ситуаций;

• умение побуждать вопросы детей;

• поощрение воспитателем детского воображения;

• знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.

Итак, что же такое, педагогическое творчество? Это процесс, начинающийся от усвоения того, что было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта, к изменению, преобразованию существующего опыта. "Путь от приспособления и педагогической ситуации до ее преобразования и составляет динамику творчества педагога" (А. К. Маркова).

Ступеньками к творчеству служат такие способности человека как:

• умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть, соединять точный расчет с фантазией и догадкой;

• научная интуиция;

• гибкость и нестандартность мышления;

• готовность памяти выдать в нужную минуту необходимую информацию;

• видеть проблемы и противоречия;

• легкость генерирования идей.

В нашем ДОУ уделяется особое внимание работе с педагогическими кадрами. Работая непосредственно с педагогическим коллективом, мне, как старшему воспитателю, необходимо знать профессиональные и личностные качества каждого педагога, грамотно определять его место в образовательном процессе, включать в круг организационно-педагогических отношений и оптимально использовать все его таланты, знания, профессиональные умения и личностные качества в достижении общей цели дошкольного образовательного учреждения.

Методическая работа, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам.

Методическая служба содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

Цель методической службы: повышение профессионального мастерства педагогов, изучение и распространение передового педагогического опыта, повышение эффективности процессуальной деятельности педагогов ДОУ.

Задача методической службы: создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.

Непременным условием реализации творческого потенциала является самообразование педагогов, повышение уровня их информированности через изучение новинок методической и научной литературы, периодических изданий, курсы повышения квалификации, дни открытых дверей, взаимопосещения, подбор детской художественной литературы, комплекс методических пособий, наглядно и содержательно обеспечивающий воспитательно-образовательный процесс в детском учреждении.

Одним из наиболее важных для педагогической деятельности принципов в нашем детском саду является принцип сотворчества. Именно в процессе взаимодействия между всеми специалистами ДОУ последовательно реализуются практически все этапы, механизмы творческой деятельности. Можно считать, что все лучшее, созданное в культуре детского сада, есть результат не только индивидуального творчества, но и сотворчества. Оно происходит в творческих «дуэтах» и «трио», более многочисленных инициативных и творческих группах. При этом реализуется ценность творчества индивидуальной личности.

При формировании образовательной среды педагоги исходят из необходимости создания условий, помогающих каждому ребенку познать себя, раскрыться, почувствовать себя одаренным, осознать свою оригинальность и исключительность.

Системообразующим фактором является творческая деятельность детей и взрослых, которая обеспечивает развитие творческих способностей и используется для освоения детьми.

Хочется отметить прямую зависимость: уровень педагогического мастерства зависит от личной заинтересованности и воли педагога, степени его участия в творческом процессе. Творческая деятельность способствует развитию личности педагога, его самопознанию, творческой реализации. У каждого педагога в нашем ДОУ есть реальная возможность для общего развития и профессионального роста.

С каждым годом растет количество педагогов, использующих на практике современные технологии и методики, в том числе и компьютерные. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. В нашем дошкольном учреждении информационно-компьютерные технологии используются не только в работе административно-управленческого аппарата, но и в работе с педагогами, родителями и детьми, при оформлении наглядного материала для педагогов и родителей, при проведении педсоветов, круглых столов, семинаров и т. д. При помощи информационно-компьютерных технологий педагоги имеют возможность проявлять свое творчество, создавая презентации к проводимым занятиям, беседам и другим мероприятиям, заменяя обычный наглядный материал его компьютерным проецированием на экран.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Данный вид деятельности способствует лучшему восприятию программного материала, активизирует познавательную деятельность дошкольников, повышает заинтересованность детей к изучаемому, усиливает усвоение материала. Я считаю, что для развития творческой деятельности педагогов ДОУ на современном этапе применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо.

В ДОУ разработаны занятия с применением компьютерных технологий по разным направлениям, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также рекомендациями программы «Детство».

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей детей». Цель работы психолога в ДОУ содействовать созданию условий для полноценного психического развития детей, их личности. Наиболее ярко индивидуально.

Развитие творческих способностей дошкольников Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия для развития творческой деятельности педагогического коллектива ДОУ
Опубликовано: 22 января 2014 в 18:00
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия для развития творческой деятельности педагогического коллектива ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дроздова (УИ 25838) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД