МААМ-картинки

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста

Ирма Бринева
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста

Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача дошкольного воспитания.

Публикация «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связанно с усложнением детской деятельности и общения с окружающими людьми.

Проводив детей в школу, стала задумываться, можно ли научить детей 3 лет хорошо овладеть родным языком, развитием речи?

И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики.

Одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта.

Проанализировав свою работу с детьми старшего возраста, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные, нетрадиционные методы обучения детей развитию речи. Эта работа должна быть непрерывной и задействовать всех взрослых, оказывающих влияние на речь детей, и в первую очередь родителей. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка – фольклор, благодаря которому дети в доступной форме научаться общаться. Поэтому поставила перед собой цель: развивать речь детей, используя устное народное творчество и, определила для себя тему по самообразованию – «Устное народное творчество, как средство развития речи детей», поставив перед собой задачи научить их:

- пересказывать хорошо знакомые сказки и рассказы, петь колыбельные, частушки, потешки;

-рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине);

- в индивидуальном общении рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные и праздничные дни);

- через проведение праздников, досугов, сказочных представлений составлять высказывания повествовательного типа;

-играя развивать мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Для решения поставленных задач разработала перспективный план, обогатила предметно – развивающую среду, продолжила подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок и т. д. Решила собрать книжку «Игровые занятия и упражнения для развития мелкой моторики». Организовать в группе: уголок ряженья для переодевания детей, для самовыражения пения, плясок;

место для игр, (коробочки с палочками, бусами, пуговицами, бумагой, прищепками, шнурками).

Начала заинтересовывать родителей, провела родительское собрание на тему: «Фольклор в жизни ребенка», подготовила консультации, оформила папку-передвижку «Помогите ребенку овладеть родным языком». Привлекла родителей к праздникам, разучиванию песен, стихов, частушек. Предложила родителям составить свой сборник колыбельных песен, которые они поют своим детям. Раздала памятки с упражнениями для развития мелкой моторики.

Я думаю, пальчиковые игры стали популярны в наши дни. Развитый мозг и не развитая рука – вполне закономерное явление при современном образе жизни, но слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, знают об окружающем мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно».

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследовании детей была выявлена следующая закономерность: если движения пальцев рук соответствуют возрасту, речевое развитие находится в пределах нормы, если движения пальцев рук плохо развиты, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Вот поэтому нас, педагогов, да и родителей, волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Руке посвящали стихи. Писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: а ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает? В пословицах: отбиться от рук; все дело в его руках; дать волю рукам; глаза боятся, а руки делают. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры. Что и активизирует речь. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека:

- большой палец отвечает за голову;

- указательный – за желудок;

- средний – за печень;

-безымянный – за почки;

- мизинец – за сердце.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов», - Дж. Бруно.

Педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а чем сложнее движения этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. Поэтому нужно усиленно, систематически заниматься с детьми, сопровождая речь движениями, играя, разучивая:

- пальчиковые игры со стихами и скороговорками;

- частушки – топотушки;

- потешки – прихлопушки;

- игры – хороводы;

- колыбельные – убаюкивание кукол.

Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Сначала воспитатель берет в руки игрушку или предмет и говорит текст, показывая движения с игрушкой, затем дети проговаривают его хором вместе с игрушкой. После этого можно приступить к индивидуальному проговариванию с каждым ребенком.

. Конспекты занятий с фольклорным содержанием

Тема «Маша и медведь»

Рассказывание русской народной сказки

Программное содержание

-Учить детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действий, понимать содержание.

-Учить отвечать на вопросы по тексту.

-Развивать мышление, память, выразительность речи.

-Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

-Индивидуальная работа.

Ход занятия

В-ль. Дети, отгадайте загадку.

Зверь лохматый косолапый

Он сосет в берлоге лапу (медведь)

А вот и он! (достает игрушку). Где живет медведь? – в лесу. Вот из леса он к нам и пришел. А что с ним приключилось, я расскажу вам сказку «Маша и медведь» (рассказывает неторопливо, выразительно).

- Понравилась вам сказка? Как сказка называется?

- Как Маша в лес попала? Что случилось с Машей?

- Как она звала подружек?

Дети говорят ау, ау. Она их аукала, но тони не отзывались, Маша заблудилась.

- Куда она пришла? Кто жил в избушке? Что делала Маша у медведя?

- Что придумала Маша, чтобы от медведя сбежать?

(помогает детям составить рассказ по наводящим вопросам, объясняет слово «короб»).

- Как медведь шел по лесу и что хотел сделать? Что он говорил?

- Как отвечала ему Маша?

- Что случилось в деревне?

- Где нашли Машу бабушка и дедушка?

(воспитатель рассказывает сказку еще раз) Вот как хорошо все закончилось!

В - ль (прикладывает мишку к уху) Дети, мишка сказал, что хочет с вами поиграть. Вы будете все маленькими медвежатами. Одевает всем шапочки. (дети двигаются, как медвежата со словами,

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет,

Вот упала шишка мишке прямо в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ!

Медведь: «Какие хорошие у меня медвежата, косолапые такие, как я!»

В – ль достает куклу. А вот и Маша пришла! Она тоже хочет с вами и мишкой поиграть. (Ставит диван, усаживает Машу). Мишка будет прятаться, а мы будем с Машей его искать. (Прячет мишку за диван, слева, справа. Дети проговаривают слова с предлогами).

В – ль. Молодцы! Посмотрим, как Маша разговаривала с медведем в лесу.

(Драматизация сцены. В–ль назначает детей на роли, одевает Маше платочек, а мишке – шапочку. Меняет детей, играют 2 пары. В –ль оценивает выразительность исполнения ролей).

Формы работы с детьми по теме

«Устное народное творчество как средство развития речи детей»

1) Разучивание колыбельных песен

2) Чтение и разбор русских народных сказок – использование потешек и прибауток

3) Разучивание пословиц, поговорок – придумывание и отгадывание загадок

4) Занятия по развитию речи – артикуляционная гимнастика

5) Речевые досуги – игры (драматизации, подвижные, словесные)

6) Спортивные досуги – пальчиковая гимнастика

Публикации по теме:

Использование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилинаИспользование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилина Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным.

Художественная литература как первоисточник в интеллектуальном и речевом развитии дошкольника В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы в контексте дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 12:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирма Бринева (УИ 155595) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД