Ольга Новоселова
Устойчивое развитие цивилизации и экологического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Устойчивое развитие цивилизации и экологического образования дошкольников"
Что означает понятие «Устойчивое развитие» и какое отношение оно имеет к отечественному дошкольному образованию? С какими глобальными проблемами цивилизации оно связано? Вот об этом мы сегодня будем с вами говорить.
-Устойчивое развитие – это действительно новое понятие, возникшее в последней четверти прошлого столетия.
Публикация «Устойчивое развитие цивилизации и экологического образования дошкольников» размещена в разделах
Его смысл в том, что жизнь, человеческая цивилизация не может развиваться по тем же законам и по тем же нормам и путям, которые она уже прошла в своей истории! Люди привыкли удовлетворять свои потребности, повышают комфортность своей жизни за счет определенных изъятий из природы и за счет того, что существующая технология заставляет что-то в эту природу выбрасывать как ненужный продукт, сопутствующий получению нужного.
На заре зарождения человечества, когда людей на земле было мало, природе это было безразлично, незаметно, потому что живое вещество природы, живые организмы все перерабатывали, возвращая в цикле на круги своя. Но с увеличением количества людей на Земле, сейчас 6 млрд. 700 миллионов человек, с развитием цивилизации начались процессы, представляющие опасность для существования всего живого на Земле и в первую очередь ведущие к уменьшению комфортности. Каждый год площадь пахотной земли уменьшается на несколько миллионов гектаров. Каждый год на десятки миллионов гектаров сокращаются леса, главный производитель кислорода. Из-за выброса диоксида углерода – углекислого газа, резко меняется климат, так что это заметно каждому человеку.
Мы знаем, что, если озоновый слой не прекратит своего сокращения – это грозит гибелью всему живому на Земле. Правда, последние данные говорят о том, что вроде процесс остановился.
Все эти факты заставили людей задуматься, есть ли другой путь развития цивилизации.
Основная идея устойчивого развития – это гармоничное развитие общества и окружающей среды, когда при решении экономических, социальных проблем учитываются и законы природы.
50-е – 60-е годы прошлого века считаются периодом экономического роста, процветания большинства западных стран. В те годы многие думали, что так будет вечно, а человечество ждет исключительно светлое будущее, но экономический рост породил комплекс энергетических, экологических, продовольственных и демографических проблем.
Можно ли считать богатым человека, у которого есть замечательный дом, автомобиль и все другие признаки достатка, если этот человек не имеет возможности дышать свежим воздухом, пить чистую воду, наслаждаться природой? Поэтому уже в 70-е годы прошлого столетия появились люди, которые осознавали важность проблем охраны окружающей среды. В начале 70х годов зародилось широкое экологическое движение «Гринпис». В 1968 году произошло важное событие: впервые в мире промышленники и ученые объединились, чтобы сформулировать проблемы и искать их решения. Так родилась известная общественная организация «Римский клуб». Уже в то время пришло понимание того, что истощение ресурсов, деградация окружающей среды связаны с устаревшей системой образования и неграмотностью : «Проблема в самом человеке, а не вне его, поэтому и возможное решение связано с ним». Так говорил Аурелио Печчеи — итальянский ученый, предприниматель и общественный деятель, основатель и президент «Римского клуба». Главное в этом документе: право человека на жизнь в гармонии с природой: «Человек имеет основное право на свободу, равенство и адекватные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет жить в достоинстве и благополучии» - говорится в одном из первых документов, связанных с устойчивым развитием.
В 1992 году в Рио-де-Жанейро, Конференция по проблемам окружающей среды и развитию начиналась так : «Все люди – взрослые и дети – имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой». Именно эта конференция определила основные направления для осуществления идей устойчивого образования во всем мире. Для их реализации нужны усилия всех стран, всех слоев населения. Ведь речь идет об изменении нашего отношения к потреблению ресурсов. Съесть всю нефть, уничтожить газ, испортить воду, создать климат, к которому непривычны ни животные, ни растения – все это возможно.
Недавно ушедший от нас писатель Владимир Солоухин в «Камушках на ладонях» сказал, что, если бы какая-то внеземная цивилизация хотела завоевать Землю и послала бы сюда своих коммандос, ничего лучшего, чем портить систему жизнеобеспечения, эти коммандос придумать бы не могли. То есть портили бы воду, воздух, снижали фотосинтез. Но именно этим и занимается сейчас человек в реальной жизни.
Вот поэтому мы сейчас говорим о необходимости общих усилий по сохранению природы, вырабатываем совместные с другими странами документы, участвуем в международных акциях. Дело в том, что идеи устойчивого развития могут быть осуществлены только тогда, когда все люди станут «мыслить глобально, а действовать локально» и понимать, что на земном шаре все взаимосвязано.
Длительное время считалось, что можно наносить окружающей среде локальный ущерб: где-то вырубить лес, где-то сбросить сточные воды в реку и т. д. Однако со временем опасные удобрения, внесенные на поля Северного полушария, стали обнаруживать в антарктических морях. Пришло понимание того, что в природе все взаимосвязано.
В Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2000 году, уважение к природе возведено в ранг наиболее важных фундаментальных ценностей, признанных определить облик и суть XXI века: «В основу охраны природы и рационального использования всех живых организмов и природных ресурсов должна быть положена осмотрительность в соответствии с постулатами устойчивого развития. Только таким образом можно сохранить для наших потомков те огромные богатства, которые дарованы нам природой».
Значительным событием для всех стран стал всемирный саммит «Рио+10» (Поханнесбург, 2002г., на котором было отмечено, что за последние десять лет было много сделано в области устойчивого развития, но в целом эта идея пока еще не стала реализуемой философией выживания. Исправить ситуацию должно помочь и десятилетие образования для устойчивого развития.
Десятилетие образования для устойчивого развития – это период, в течение которого самые разные организации и учреждения, общественные объединения, правительство, частный сектор, местные сообщества во всем мире смогут внести свой вклад в образование для устойчивого развития. План международной декады (десятилетия) предполагает взаимодействие правительств, обучающих и обучаемых в стремлении объединить свои усилия на всех уровнях. ЮНЕСКО работает с общественными организациями, частным сектором, средствами массовой информации, чтобы донести важность проблемы до как можно большего числа людей. С этой точки зрения детский сад может рассматриваться как своеобразный центр, который сотрудничает с самыми разными учреждениями и организациями – библиотеками, музеями, школами, вузами и т. п.
Обязанность нашего поколения – подготовить экологически грамотным следующее поколение. Мы живем за счет природы, она создает нам систему жизнеобеспечения на Земле. Наука экология дает нам повод для оптимизма, потому что к настоящему времени, когда мы столкнулись с огромным количеством экологических катастроф, человечество уже обладает системой знаний, позволяющих понять, как нужно строить свои взаимоотношения с природой. Для того чтобы настроить природу на такое состояние, которое было бы для человечества нужным, выгодным и привело не только к сохранению человеческого общества, но и к новому витку процветания, нужна согласованная деятельность множества людей на планете. Для этого мы с самого раннего возраста обязаны давать детям представления о самых основных экологических законах.
Современная экология – наука бездонная конечно, полностью дать экологическое воспитание детям мы не можем. Наша задача не только изучить природу и рассказать о ней, а постараться, чтобы это вошло в сознание, в плоть и в кровь следующего поколения. Чтобы у ребенка сложилось мировоззрение, которое будет определять его поведение в дальнейшем. Наш предмет – основы экологического воспитания. Соблюдение экологических законов имеет отношение ко всему. Тут и отношение человека к другому человеку, и отношение человека к живому существу в любых формах, к воде, к воздуху, к дереву. Нам нужно подготовить экологически грамотным подрастающее поколение - в этом наша главная обязанность сейчас.
Чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных и нашим государством, и отдельными странами, учеными, общественными деятелями предпринимаются гигантские усилия.
С тем, что здоровье и окружающая среда тесно связаны, не спорит никто. Все соглашаются с тем, окружающая среда становится для людей все более опасной, все менее пригодной для проживания. Но почему тогда практически ничего не меняется. Достаточно выйти в ближайший парк или сквер, не говоря уже о лесах и лугах – везде обнаруживаются следы деятельности людей. Видимо, труднее всего изменить систему ценностей людей, их поведение и стремления.
Наша задача уже в дошкольном возрасте сформулировать у ребенка определенную систему ценностей, которая во многом определит его поступки и действия в будущем. И к этой работе мы должны обязательно привлекать родителей. Экологическое воспитание, образование и формирование экологической культуры нужно проводить и с детьми и со взрослыми. Это необходимость нашего времени. Живущие среди асфальта и высотных зданий, занятые постоянной заботой о своем жизнеобеспечении, и материальном благополучии, люди в прямом смысле уходят от природы, прерывают корневую связь с ней. Поэтому, детям и взрослым надо раскрывать законы природы, ее гармонизацию и красоту, возможность ее самоорганизации и самовосстановления лишь при ограниченном вмешательстве человека, развивать трепетное отношение к уникальности и многообразию форм жизни на Земле. Ведь суть формирования экологической культуры заключается в правильном отношении к природе ближайшего окружения, т. е. к природе, входящей в пространство их жизнедеятельности. И тут уж без семьи не обойтись. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, к своей школе. Эта любовь постепенно расширяется, переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и будущему, а затем ко всему человечеству, к природе. Поэтому в экологическом воспитании детей важна тесная связь с семьей.
Ведь это с родителями дети отдыхают на природе, это с родителями они ходят в лес на шашлыки. И часто из рассказов детей мы видим, как потребительски взрослые относятся к природе.
Наша задача, не только как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему, вот тогда у детей будет правильное представление о назначении Красной книги.