Папки-передвижки

Усвоение детьми дошкольного возраста моральных норм и нравственных ценностей

Тамара Гросс
Усвоение детьми дошкольного возраста моральных норм и нравственных ценностей

Тема «Усвоение детьми дошкольного возраста моральных норм и нравственных ценностей «»

Статья для педагогов общеобразовательных организаций, детсадов, а также для родителей

Автор-составитель

Гросс Тамара Петровна

воспитатель

разновозрастной

группе

Михайловский детсад

«Колосок»

Урюпинского района,

Ст. Михайловская 2016

Публикация «Усвоение детьми дошкольного возраста моральных норм и нравственных ценностей» размещена в разделах

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. Первый опыт общения ребенок приобретает еще до того, как научится говорить. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Человек развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. В процессе взаимодействия с другими людьми ребенок получает определенный социальный опыт, который, будучи индивидуально усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

Во все времена нравственная воспитанность считалась огромной ценностью. В современной России, на фоне социально-экономических изменений, мы видим, что нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Некоторые социологи упорно говорят о неизбежности приближающегося духовного кризиса человечества. Это очень опасно, потому что человек усваивает нормы и ценности, принятые в обществе. А что усвоит ребенок, которого часто окружает цинизм, стремление к наживе, насилие и безжалостность к окружающим? Как избежать этого? Известно, что основные понятия о добре и зле, сострадании и милосердии, любви и жертвенности, патриотизма закладываются у каждого человека с раннего детства. Ещё В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он писал: «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло».

Наше общество очень нуждается в высоконравственных людях. От них зависит будущее России. Воспитание нравственных качеств подрастающего поколения – главная задача не только семьи, но и образовательных учреждений. Только совместными усилиями всего общества можно воспитать человека с высокими нравственными устоями.

Данная тема нашла развитие не только в трудах выдающихся педагогов, таких как К. Д. Ушинский В. А. Сухомлинский, великого русского писателя Л. Н. Толстого. И в работах современных педагогов и исследователей (Денисовой Е. А, Севостьяновой Е. О и др.) продолжает уделяться большое внимание вопросам социализации и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Слово мораль с латинского означает нормы, принципы, правила поведения людей в обществе. В переводе с французского понятие «мораль» означает то же, что и «нравственность».

В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности.

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. мы видим: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Социализация – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает. Осуществляется социализация, главным образом, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребенок начинается общаться и испытывать в нём потребность – это мама, то семья выступает первым и главным «институтом социализации».

Социализация детей дошкольного возраста – процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир –неоднозначный и незнакомый. В зависимости о успешности адаптационного процесса ребёнок постепенно принимает на себя какую –либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями. Эти особенности в педагогике называют факторами социализации. Внешние факторы определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся вышеупомянутая семья, детский коллектив во дворе, центры раннего развития, кружки по интересам, детские дошкольные учреждения, а также культура и религия социальной группы.

Внутренние факторы -это индивидуальные особенности ребёнка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.

В современном мире ребенок живет и развивается, окруженный разнообразием источников воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Эти источники ежедневно обрушиваются на несформированный интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.

В Требованиях ФГОС в п. 2.4. образовательная Программа направлена на: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлении подрастающего поколения России: наблюдается слабая мотивация к нравственному самосовершенствованию; низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы личности. В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная,волевая и духовная незрелость.

Ситуация в сфере духовно-нравственного здоровья и культуры общества представляют серьёзную угрозу национальной безопасности и будущему России. Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения «Из всех наук, которые человек может и должен знать, - писал Л. Н. Толстой, главнейшая есть наука, о том, как жить, делая как можно меньше зла и больше добра; и из всех искусств – главнейшее есть искусство уметь избегать зла и творить добро».

Дети дошкольного возраста должны иметь возможность практически осваивать и закреплять нравственно-этические нормы, ведущие к овладению механизмами социальных и нравственно-гражданских отношений между людьми через активное взаимодействие семьи с дошкольным образовательным учреждением.

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребёнка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

В отечественной дошкольной педагогике различные аспекты формирования нравственного сознания дошкольников рассматривались в той или иной мере в контексте изучения следующих традиционных направлений: роли знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании детей (С. А. Козлова, А. В. Запорожец, и др.); роли гуманных чувств в формировании морального облика ребёнка (Т. А. Владимирова, А. В. Запорожец, И. А. Княжева, Л. П. Стрелкова и др.); возможностей разных видов деятельности в формировании нравственных качеств, отношений (Р. С Буре, Л. В. Крайнева, Н. Давидович и др.)

Образовательные учреждения – основное звено в системе воспитания подрастающего поколения. Перед учреждениями образования и воспитания ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

В общих положениях ФГОС дошкольного образования (в п. 1.6. под. 5.) говорится, что Стандарт направлен и на решение такой задачи как, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

Духовно-нравственное воспитание в детском возрасте является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

При отсутствии целенаправленного нравственного воспитания, когда окружающие заботятся лишь об удовлетворении всех потребностей маленького ребенка, не приучая его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, к соблюдению простейших нравственных норм, неизбежно возникает наивный детский эгоизм, неоднократно описанный в литературе по детской психологии и грозящий превратиться впоследствии в значительно менее наивный и гораздо более опасный эгоизм взрослого. Но эгоизм ребёнка не является неизбежной особенностью возраста, а представляет собой в значительной мере результат недостатков воспитания, следствие бедности и ограниченности социально-нравственного опыта ребёнка.

Обогащение этого опыта возможно путём организации коллективной жизни и деятельности маленького ребенка, побуждающей его сотрудничать с другими детьми и взрослыми, считаться не только со своими, узколичными интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих. Это приведет к тому, что эмоции и стремления дошкольника, сохраняя свою специфически детскую наивность и непосредственность, приобретут новый смысл, перерастут в сочувствие к другим людям, в переживание чужих радостей и печалей как своих собственных, что составит необходимую основу для формирующихся позднее боле сложных нравственных отношений.

Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребёнка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения, необходимо научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.

Развитие морального сознания ребёнка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и от педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребёнка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим формируются мотивы, принятия и нравственный выбор ребёнком собственных поступков. Направленность воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому. Воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Вооружение нравственными знаниями важно, потому что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают и представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Чтобы мотивы реализовывались в поступки, нужно овладеть и соответствующими правильными способами и формами поведения. Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы,выражающие отношение ребёнка к другим людям.

Среди нравственных мотивов поведения большое место занимают общественные мотивы – желание сделать что-то для других людей,принести им пользу. В сложившийся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброго внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции негативных проявлений детей,как грубость, эмоциональная глухота,враждебность и др.

Необходимость детального и углубленного и изучения проблемы диктуется также сложившийся практикой работы ОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Проект Стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ОУ, выдвигает ряд требований к результатам освоения Программы представленными в п. 4.1. в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В п. 4.6. к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребё нка:

Целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте :

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

К целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования относится следующее: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты, способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии ребё нка выступает следующее: для детей до года самое важное – общение внутри семьи. Именно через призму семейных отношений ценностей им воспринимается и усваивается базовая информация о внешнем мире, формируются шаблоны поведения ; после года и примерно до 3 лет у детей появляется потребность в общении в детском коллективе. Именно поэтому, важно создать условия для возможности полноценных межличностных коммуникаций – то есть водить ребёнка в группы раннего развития, на детские площадки, в сад. Там дети учатся общаться себе подобными, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что нужно дружить, делиться, сопереживать;

Чтобы способствовать социальному развитию ребёнка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Дело в том, что до7 лет игра остаётся ведущей деятельностью,а общение же составляющая часть её. В процессе игры развитие ребё нка движется быстрыми темпами : социальное,психическое,эмоциональное … Как играют наши дети: чаще они в игровой форме воспроизводят быт взрослых –играют в магазин,в доктора,в детский сад, в семью.

При создании воображаемой ситуации в игре ребёнок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликта,выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга –то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Также формирование личности в значительной мере происходит под влиянием семьи и зависит как от особенностей взаимоотношений в семье,так и от стиля общения. Особенности взаимоотношений и общения между членами семьи создают психологическую атмосферу,которая определяет воспитательные возможности семьи,влияют на ребёнка наряду с факторами целенаправленного воспитания. Тип семейного воспитания определяется типом сложившихся в семье отношений между её членами.

Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, к безрезультативности воспитания. И поэтому, педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнёры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

И каждый воспитатель, педагог в силу имеющихся у него профессиональных знаний и педагогического опыта обязан оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей их интеграции и социокультурной адаптации.

Итак, процесс усвоения ребенком-дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе имеет важнейшее значение для формирования его личности. Здесь огромная роль отводится духовно-нравственному воспитанию. В современной науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения социально-общественные качества, уважения к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для неё задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Литература.

1. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 17 октября 2013 года. № 1555 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».

2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.

3. Денисова Н. А. Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций/ Методическая разработка// [Электронный ресурс] : https://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2497.html

4. Лавриненко В. Н. Философия: учебник. М. : Юристъ, 2001. – 520 с.

5. Методы личностного развития дошкольников/ Методические рекомендации// [Электронный ресурс] : https://10detsadik.ru/metodiki.html

6. Психологический словарь, под ред. Зинченко. В. П., Мещерякова Б. Г., 2 изд., изд. «Астрель» 2004г. – 169 с.

7. Севостьянова Е. О. Этическое развитие детей как путь усвоения моральных норм//[Электронный ресурс] : Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. Web – сайт: https://www.jurnal.org/articles/2011/psih6.html

8. Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения/ Выпускная (квалификационная) дипломная работа//[Электронный ресурс] : https://xreferat.ru/71/6780-1-socializaciya-lichnosti-rebenka-doshkol-nika-na-osnove-vzaimodeiystviya-sem-i-i-doshkol-nogo-obrazovatel-nogo-uchrezhdeniya.html

9. Социализация детей дошкольного возраста// [Электронный ресурс] : Журнал WomanAdvice – советы на все случаи жизни. Web – сайт: https://womanadvice.ru/socializaciya-detey-doshkolnogo-vozrasta#ixzz2w6QwJ3w3

Публикации по теме:

Формирование нравственных ценностей у детей через взаимодействие ДОУ и семьи посредством театрализованной деятельности БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302» Хименко Светлана Викторовна – воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка.

Формирование нравственных ценностей у детей посредством приобщения семьи к истокам русской народной культуры Маслова Н. В. – воспитатель Кулагина Е. В. – воспитатель БДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 356» Формирование нравственных ценностей.

Использование игр и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УСВОЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных.

Из опыта работы «Взаимодействие с семьей в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников» 1 СЛАЙД Нашему детскому саду «Березка» немногим более 38 лет. Любой его выпускник, услышав это название, может вспомнить свое пребывание.

Консультация для педагогов «Система формирования нравственных ценностей у детей» Консультация для педагогов Система формирования нравственных ценностей у детей В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических.

Проектная деятельность «Развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста» Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости.

Развитие личности ребенка на основе духовных и нравственных ценностей в рамках реализации ФГОС дошкольного образованияРазвитие личности ребенка на основе духовных и нравственных ценностей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Хименко С. В. – воспитатель Ельцова М. А. – воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302» Формирование нравственных.

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Воспитание духовно – нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Железниченко С. С. Педагог дополнительного образования.

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста “Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей” Сухомлинский В. А. Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Усвоение детьми дошкольного возраста моральных норм и нравственных ценностей
Опубликовано: 20 октября 2016 в 07:39
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД