Усвоение детьми дошкольного возраста моральных норм и нравственных ценностей

Тамара Гросс
Усвоение детьми дошкольного возраста моральных норм и нравственных ценностей

Тема «Усвоение детьми дошкольного возраста моральных норм и нравственных ценностей «»

Статья для педагогов общеобразовательных организаций, детсадов, а также для родителей

Автор-составитель

Гросс Тамара Петровна

воспитатель

разновозрастной

группе

Михайловский детсад

«Колосок»

Урюпинского района,

Ст. Михайловская 2016

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. Первый опыт общения ребенок приобретает еще до того, как научится говорить. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Человек развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. В процессе взаимодействия с другими людьми ребенок получает определенный социальный опыт, который, будучи индивидуально усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

Во все времена нравственная воспитанность считалась огромной ценностью. В современной России, на фоне социально-экономических изменений, мы видим, что нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Некоторые социологи упорно говорят о неизбежности приближающегося духовного кризиса человечества. Это очень опасно, потому что человек усваивает нормы и ценности, принятые в обществе. А что усвоит ребенок, которого часто окружает цинизм, стремление к наживе, насилие и безжалостность к окружающим? Как избежать этого? Известно, что основные понятия о добре и зле, сострадании и милосердии, любви и жертвенности, патриотизма закладываются у каждого человека с раннего детства. Ещё В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он писал: «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло».

Наше общество очень нуждается в высоконравственных людях. От них зависит будущее России. Воспитание нравственных качеств подрастающего поколения – главная задача не только семьи, но и образовательных учреждений. Только совместными усилиями всего общества можно воспитать человека с высокими нравственными устоями.

Данная тема нашла развитие не только в трудах выдающихся педагогов, таких как К. Д. Ушинский В. А. Сухомлинский, великого русского писателя Л. Н. Толстого. И в работах современных педагогов и исследователей (Денисовой Е. А, Севостьяновой Е. О и др.) продолжает уделяться большое внимание вопросам социализации и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Слово мораль с латинского означает нормы, принципы, правила поведения людей в обществе. В переводе с французского понятие «мораль» означает то же, что и «нравственность».

В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности.

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. мы видим: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Социализация – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает. Осуществляется социализация, главным образом, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребенок начинается общаться и испытывать в нём потребность – это мама, то семья выступает первым и главным «институтом социализации».

Социализация детей дошкольного возраста – процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир –неоднозначный и незнакомый. В зависимости о успешности адаптационного процесса ребёнок постепенно принимает на себя какую –либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями. Эти особенности в педагогике называют факторами социализации. Внешние факторы определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся вышеупомянутая семья, детский коллектив во дворе, центры раннего развития, кружки по интересам, детские дошкольные учреждения, а также культура и религия социальной группы.

Внутренние факторы -это индивидуальные особенности ребёнка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.

В современном мире ребенок живет и развивается, окруженный разнообразием источников воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Эти источники ежедневно обрушиваются на несформированный интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.

В Требованиях ФГОС в п. 2.4. образовательная Программа направлена на: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлении подрастающего поколения России: наблюдается слабая мотивация к нравственному самосовершенствованию; низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы личности. В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная,волевая и духовная незрелость.

Ситуация в сфере духовно-нравственного здоровья и культуры общества представляют серьёзную угрозу национальной безопасности и будущему России. Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения «Из всех наук, которые человек может и должен знать, - писал Л. Н. Толстой, главнейшая есть наука, о том, как жить, делая как можно меньше зла и больше добра; и из всех искусств – главнейшее есть искусство уметь избегать зла и творить добро».

Дети дошкольного возраста должны иметь возможность практически осваивать и закреплять нравственно-этические нормы, ведущие к овладению механизмами социальных и нравственно-гражданских отношений между людьми через активное взаимодействие семьи с дошкольным образовательным учреждением.

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребёнка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

В отечественной дошкольной педагогике различные аспекты формирования нравственного сознания дошкольников рассматривались в той или иной мере в контексте изучения следующих традиционных направлений: роли знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании детей (С. А. Козлова, А. В. Запорожец, и др.); роли гуманных чувств в формировании морального облика ребёнка (Т. А. Владимирова, А. В. Запорожец, И. А. Княжева, Л. П. Стрелкова и др.); возможностей разных видов деятельности в формировании нравственных качеств, отношений (Р. С Буре, Л. В. Крайнева, Н. Давидович и др.)

Образовательные учреждения – основное звено в системе воспитания подрастающего поколения. Перед учреждениями образования и воспитания ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

В общих положениях ФГОС дошкольного образования (в п. 1.6. под. 5.) говорится, что Стандарт направлен и на решение такой задачи как, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

Духовно-нравственное воспитание в детском возрасте является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

При отсутствии целенаправленного нравственного воспитания, когда окружающие заботятся лишь об удовлетворении всех потребностей маленького ребенка, не приучая его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, к соблюдению простейших нравственных норм, неизбежно возникает наивный детский эгоизм, неоднократно описанный в литературе по детской психологии и грозящий превратиться впоследствии в значительно менее наивный и гораздо более опасный эгоизм взрослого. Но эгоизм ребёнка не является неизбежной особенностью возраста, а представляет собой в значительной мере результат недостатков воспитания, следствие бедности и ограниченности социально-нравственного опыта ребёнка.

Обогащение этого опыта возможно путём организации коллективной жизни и деятельности маленького ребенка, побуждающей его сотрудничать с другими детьми и взрослыми, считаться не только со своими, узколичными интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих. Это приведет к тому, что эмоции и стремления дошкольника, сохраняя свою специфически детскую наивность и непосредственность, приобретут новый смысл, перерастут в сочувствие к другим людям, в переживание чужих радостей и печалей как своих собственных, что составит необходимую основу для формирующихся позднее боле сложных нравственных отношений.

Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребёнка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения, необходимо научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.

Развитие морального сознания ребёнка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и от педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребёнка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим формируются мотивы, принятия и нравственный выбор ребёнком собственных поступков. Направленность воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому. Воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Вооружение нравственными знаниями важно, потому что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают и представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Чтобы мотивы реализовывались в поступки, нужно овладеть и соответствующими правильными способами и формами поведения. Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы,выражающие отношение ребёнка к другим людям.

Среди нравственных мотивов поведения большое место занимают общественные мотивы – желание сделать что-то для других людей,принести им пользу. В сложившийся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброго внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции негативных проявлений детей,как грубость, эмоциональная глухота,враждебность и др.

Необходимость детального и углубленного и изучения проблемы диктуется также сложившийся практикой работы ОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Проект Стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ОУ, выдвигает ряд требований к результатам освоения Программы представленными в п. 4.1. в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В п. 4.6. к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

Целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте:

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

К целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования относится следующее: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты, способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии ребёнка выступает следующее: для детей до года самое важное – общение внутри семьи. Именно через призму семейных отношений ценностей им воспринимается и усваивается базовая информация о внешнем мире, формируются шаблоны поведения ; после года и примерно до 3 лет у детей появляется потребность в общении в детском коллективе. Именно поэтому, важно создать условия для возможности полноценных межличностных коммуникаций – то есть водить ребёнка в группы раннего развития, на детские площадки, в сад. Там дети учатся общаться себе подобными, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что нужно дружить, делиться, сопереживать;

Чтобы способствовать социальному развитию ребёнка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Дело в том, что до7 лет игра остаётся ведущей деятельностью,а общение же составляющая часть её. В процессе игры развитие ребёнка движется быстрыми темпами: социальное,психическое,эмоциональное …Как играют наши дети: чаще они в игровой форме воспроизводят быт взрослых –играют в магазин,в доктора,в детский сад, в семью.

При создании воображаемой ситуации в игре ребёнок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликта,выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга –то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Также формирование личности в значительной мере происходит под влиянием семьи и зависит как от особенностей взаимоотношений в семье,так и от стиля общения. Особенности взаимоотношений и общения между членами семьи создают психологическую атмосферу,которая определяет воспитательные возможности семьи,влияют на ребёнка наряду с факторами целенаправленного воспитания. Тип семейного воспитания определяется типом сложившихся в семье отношений между её членами.

Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, к безрезультативности воспитания. И поэтому, педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнёры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

И каждый воспитатель, педагог в силу имеющихся у него профессиональных знаний и педагогического опыта обязан оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей их интеграции и социокультурной адаптации.

Итак, процесс усвоения ребенком- дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе имеет важнейшее значение для формирования его личности. Здесь огромная роль отводится духовно-нравственному воспитанию. В современной науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения социально-общественные качества, уважения к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для неё задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Литература.

1. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 17 октября 2013 года. № 1555 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».

2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.

3. Денисова Н. А. Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций/ Методическая разработка// [Электронный ресурс]: http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2497.html

4. Лавриненко В. Н. Философия: учебник. М.: Юристъ, 2001. – 520 с.

5. Методы личностного развития дошкольников/ Методические рекомендации// [Электронный ресурс]: http://10detsadik.ru/metodiki.html

6. Психологический словарь, под ред. Зинченко. В. П., Мещерякова Б. Г., 2 изд., изд. «Астрель» 2004г. – 169 с.

7. Севостьянова Е. О. Этическое развитие детей как путь усвоения моральных норм//[Электронный ресурс]: Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. Web – сайт: http://www.jurnal.org/articles/2011/psih6.html

8. Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения/ Выпускная (квалификационная) дипломная работа//[Электронный ресурс]: http://xreferat.ru/71/6780-1-socializaciya-lichnosti-rebenka-doshkol-nika-na-osnove-vzaimodeiystviya-sem-i-i-doshkol-nogo-obrazovatel-nogo-uchrezhdeniya.html

9. Социализация детей дошкольного возраста// [Электронный ресурс]: Журнал WomanAdvice – советы на все случаи жизни. Web – сайт: http://womanadvice.ru/socializaciya-detey-doshkolnogo-vozrasta#ixzz2w6QwJ3w3

Публикации по теме:

Формирование нравственных ценностей у детей через взаимодействие ДОУ и семьи посредством театрализованной деятельности БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302» Хименко Светлана Викторовна – воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка.

Формирование нравственных ценностей у детей посредством приобщения семьи к истокам русской народной культуры Маслова Н. В. – воспитатель Кулагина Е. В. – воспитатель БДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 356» Формирование нравственных ценностей.

Использование игр и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УСВОЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных.

Из опыта работы «Взаимодействие с семьей в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников» 1 СЛАЙД Нашему детскому саду «Березка» немногим более 38 лет. Любой его выпускник, услышав это название, может вспомнить свое пребывание.

Консультация для педагогов «Система формирования нравственных ценностей у детей» Консультация для педагогов Система формирования нравственных ценностей у детей В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических.

Проектная деятельность «Развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста» Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости.

Развитие личности ребенка на основе духовных и нравственных ценностей в рамках реализации ФГОС дошкольного образованияРазвитие личности ребенка на основе духовных и нравственных ценностей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Хименко С. В. – воспитатель Ельцова М. А. – воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302» Формирование нравственных.

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Воспитание духовно – нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Железниченко С. С. Педагог дополнительного образования.

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста “Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей” Сухомлинский В. А. Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Усвоение детьми дошкольного возраста моральных норм и нравственных ценностей
Опубликовано: 20 октября 2016 в 07:39
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о развлечении Пришла Коляда — отворяй ворота!
На Руси торжественно и радостно встречали праздник Рождества Христова, который отмечается 7 января. С 8 по 19 января начинались Святые дни или Святки. Одной...
Конспект ОД по познавательному развитию «Знакомство с творчеством кубанского поэта В....
Тема организованной образовательной деятельности: «Знакомство с творчеством кубанского поэта В. Нестеренко». Группа ( возраст детей) : старшая группа ( 5-6...
Фотоотчёт «Встречайте: мы на арене цирка!»
Доброго времени суток, дорогие коллеги! Кажется, несколько дней назад мы так активно готовились к новогодним утренникам! А уже прошло три недели. В этот раз...
Фотоотчёт о мероприятиях в средней группе ДОУ, посвященных Дню матери
В рамках празднования международного Дня Матери в нашей группе «Затейники» в ноябре 2018 г. был реализован проект «Милая мама». Тип проекта :...
Викторина «Донской край» в подготовительной группе
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края. Задачи: - закреплять знания детей о Донском крае; - развивать память,...